Ваше второе высказывание очень в тему...кое-что напомнило. И вот что пришло в голову - если люди, вдыхая прекрасный яблоневый аромат, думают о смерти, может, это именно потому, что жизнь слишком монотонна и она им, прямо скажем, надоела?
Вопрос интересный,
Мели, на него можно предложить много вариантов ответов. Нет, не думаю, что жизнь совсем надоела – скорее желание продлить мгновение в вечность, то есть, скажем, человеку хорошо, как никогда, и ему кажется, что если он сейчас умрет, то ему будет хорошо вечно, он вечно будет в этом мгновении жизни, в цветущем яблоневом саду...
При этом смерть предполагается тихая, безболезненная и благостная, как сон. А причиной может быть и усталость от жизни, и разочарованность... у Лермонтова было похожее:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.Так что человек обычно хочет не смерти – такого вот вечного благостного забытья... Но все это – иллюзия, конечно.
Один тайно мечтает о смерти, другой - мечтает о жизни, несмотря ни на что.
Мечтают о смерти часто просто не зная, что такое смерть.
И про самураев добавить вот что: суть жизни самурая - не героическая смерть, а служение (но это вы уже блестяще и проделали, мне остаётся только поддержать эти слова). Ради которого самурай, собственно говоря, готов к ежесекундной смерти, пусть даже собственноручной. А не наоборот: суть его жизни – сеппуку (вспороть себе живот), и поэтому он его героически и проделывает.
А когда мне постоянно твердят о готовности самурая к смерти, которая делает каждый миг их бытия ярким и незабываемым, сдаётся мне, что тут какая-то путаница налицо.
Самураи – военное сословие, порожденное своим временем и своими условиями,
Мели. Могу сказать одно - ни один воин не стремится к смерти, иначе он не воин. Воин помнит о смерти, он готов к ней, но нацелен - на победу, на жизнь. Я как-то писала об этом в Моранноне:
“мы идем через смерти к жизни”...Собственно, наука самураев – это психологическая подготовка не к смерти ради смерти, а к смерти ради победы, но тут есть тонкий психологический момент. Рациональный солдат, видя, что битва будет проиграна, может побежать с поля боя. Самураев учили не победе в битве, а победе над собой, над страхом смерти, воспитывали силу духа и умение не сомневаться и не рассуждать, так как именно так воспитанные солдаты будут сражаться даже без надежды победить – до последнего. Отсюда – и предпочтение смерти плену и поражению, такие воины не отступят, даже если надежды нет:
Принцип: «Сначала победи, затем сражайся» может быть выражен двумя словами: «Побеждай заранее». Трудно в учении – легко в бою. С пятьюстами преданными людьми можно победить десятитысячную вражескую армию.Проще говоря, вся наука самураев – преданность, отказ от себя, готовность предпочесть смерть бесчестью и так далее была нацелена на воспитание идеального воина:
Если на поле боя начать рассуждать, этим рассуждениям не будет конца. Благоразумие никогда не победит врага.
Каковы бы ни были обстоятельства, воин должен быть исполнен решимости победить. Первое копье всегда следует держать наготове. Даже если в бою случилось что-то непредвиденное и ты рискуешь жизнью, никогда не следует менять свои намерения.Основной принцип боевых искусств состоит в том, чтобы нападать, не думая о жизни и смерти. Если противник поступает так же, он и ты друг друга стоите. В этом случае исход поединка решает сила духа и судьба.
К слову о смертной эстетике, которую так любят иные смертные - вот понаблюдайте, дорогая Лан - целое направление моды занимается такой эстетикой.
Это просто бизнес,
Мели - какая им разница на чем деньги зарабатывать.