Хотя сам вид этих крупных рек типа Волги, Енисея, Оки, Дона предполагает большие суда и серьёзное судоходство, что и наличествовало. Какие уж тут нужны доказательства.
Реки в России существуют – это бесспорно.
Более того - в древности судоходными были и те реки, которые сейчас почти превратились в болота. Но можно же было держаться от них подальше, как это делали местные финно-угрские племена? Не создавая сложной системы волоков и переходов, связывающих территорию в единое целое? Финны вот как-то веками на Руси жили и жили и походами на Византию или Балтику особо не заморачивались. Но только не славяне – они и осваивали территорию именно по рекам, не по дорогам, которых фактически не было, строя укрепленные поселения по берегам и сводя для этого окрестный лес.
Археологические исследования свидетельствуют, что заселение и освоение гигантских территорий осуществлялось славянами продвижением именно вдоль русел рек и создания на их берегах опорных пунктов. Эти же реки позднее стали и основными транспортными торговыми путями.Славянское поселение – это в идеале чистый яр, открытый и желательно крутой берег, где строился город-крепость, вокруг которого росли деревни и села – такие уменьшенные копии Арконы. Финское – скрытая в чаще, идеально вписанная в лесной ландшафт деревня, без обычных для славян оборонных сооружений.
Более того, не успели славяне освоить территорию Руси, как уже начали грабить берега Черного и Балтийского моря и налаживать речную и морскую торговлю – соседние народы не уставали в своих летописях жаловаться на то, как они их достали.
Русская Правда 11 века устанавливает, что
79. Если (кто) украдет ладью, то (платить) 60 кун штрафа, а самую ладью вернуть (хозяину); за мореходную ладью (платить) 3 гривны, за набойную — 2 гривны, за челн 20 кун, за струг — гривна. То есть:
— за челн брался штраф всего в 20 кун, то есть 0,1 гривна;
— за простую лодью штраф составлял 60 кун, то есть 0,3 гривны;
— за струг штраф резко возрастал в 3,3 раза до 1 гривны (200 кун);
— за набойную лодью он был уже две гривны (400 кун);
— за морскую лодью сумма достигала 3 гривен (600 кун). Суда славян в самом начале были килевыми, что создавало проблемы при волоке, и тогда произошли серьезные модификации в судостроении – стали строить струги и ладьи с малой осадкой, но небольшие суда местного значения, волжские, например, оставались килевыми до середины 20 века.
Строительства судов скандинавского типа в России вообще не замечено, это отмечают все археологи. Наши и на плоскодонных ухитрялись давать жару и грекам и викингам... впоследствии русское мореходство по политическим причинам относительно заглохло, но когда его стали восстанавливать, оказалось, что несмотря на сухопутные века, русские оказались одними из лучших спецов в морском деле – русские матросы не знали морской болезни, прекрасно переносили качку, отличались профессинальной ловкостью и любили море.
Вывод? Пришедшие на Русь славяне – не скотоводы и, по основной профессии, даже - не земледельцы, это - изначально по преимуществу мореходы и горожане, воины, пираты, ремесленники и купцы,
Мели. Финны – нет, вот и впечатлились.
Струг (моноксила):
Ладья:
По этому поводу: окольными путями вот случайно наткнулась на слово lodestoun - магнитный железняк, переводят как "путеводный камень" "от теперь устаревшего lode как "путешествия, пути"(вики).
Адаригель - да, знаю, и приходила к тем же выводам.
То ись, получится не ладья от ладить, а лОдья от lode - река. Так правильнее, наверное - речное судно.
Интересно... не думала об этом. Об остальном - нужно поразмыслить, так как венеты, которые строили Венецию, жили изначально по морским все же берегам.