Слово "удеге" напомнило мне "адыгейю"
С адыгами(черкесами) отдельная история - ведь именно они в 6 в. до н.э. образовали древнее царство Синдика, следы синдо-меотской культуры прослеживаются после 3 в. до н.э. и в Приуралье, благодаря союзу синдов с сарматами. Кстати, синды - индоарии, согласно лингвистическим исследованиям О.Н.Трубачева и судя по внешнему облику современных черкес (европеоиды).
Ну, а позже, как и многие, были сметены нашествием хунну, утратили древнее название со 2 в до н.э, и в дальнейшем следы тех племен с общим названием зихи и керкеты известны лишь по археологическим находкам до 1 в. н.э., когда началось новое возвышение племен адыгов.По сохранившимся средневековым поэтическим источникам самих адыгов, сами себя они называют именно "атихе" или "адихе", не "черкесы". Так что возможно и родство названий через носителей языка - хунну(тунгусо-маньчжурская, монгольская, тюркская языковые группы). Кто им мешал обозвать недругов своих дикарями, варварами и т.п., то бишь "удэге"или "одэге"? Ну, а там, как обычно - искажение в устах иного племени...
В Средней Азии тоже встречается название одного из родов-кланов - "адъыгене"(произн."адыгэнэ", "-нэ"обозначает множ. число), хунну и там отметились, согласно Грум-Гржимайло и Ч.Валиханову. "Дело-то житейское..."(с)
в тундровых районах Севера вплоть до Ямала существует некая Белая - женщина которая идет рядом с потерявшимся в тундре, иногда выводит к человеческому жилью, а иногда наоборот, заводит на погибель (но об этом, естественно, никто не свидетельствовал). Описывали как высокую статную нечеловеческую женщину в белой светящейся одежде.
Ага, подобно среднеазиатским ээси - "хозяевам" речных бродов, горных перевалов, источников. Там тоже много таких легенд и это им, ээси, в дар, привязывают ленточки к деревьям в определенных местах. Кому случалось бывать в горах - наверняка видел эти обвешанные лентами деревья