Считаете статью Переваловой недостоверным источником?
Кто я такое, чтобы что-то там считать об учоных и не особенно? Правда, меня это и от авторитетов избавляет...
Просто там в тексте сразу 2 нестыковки:
1. мальчик не знает языка, но на нем что-то кричит, и его понимают и признают за своего;
2. ну нет слова ньюром на свете. У них в смысле. А вот ньёрэм - есть. Это буквально болото значит или тундра. А мув - земля. В сочетании первое становится типа прилагательного, если переводить, а буквально тундра-земля (ну или болото-земля), то ись обозначение. С чего он будет это кричать, смысл вопля? И при чем тогда ваще Махсяр? Как имя рода. Потому напрашивается, что аффтар искаженное что-то записал. Опять же.
И еще. Обратили внимание, читая Вами же процитированного Петрухина, что в настоящих легендах и космогонических мифах, приведенных им, нет упоминаний об ар-ях ни в каком виде?
И вот последняя Ваша цитата (Успенская - ну, хотя бы натуральный язык, а не "угорский"):ар тоты хо, мощь тоты хо ‘песню несущий (ведущий), сказку несущий (ведущий) - кто это? Это Главгер - ессно, он несет или ведет все повествование. Моньщ-ар (мощь-ар) - сказка-песня - это специальная форма исполнения мифа (в отличие от моньщ-путор). Это распевная такая речь. Вот под такую балалайку. Называется лебедь (тоор-сапЭл-йух)
Ну не знаю, я могу только с манасчи сравнить - тоже ведь эпос, тоже поют.
Но именно вот этот человек или дух, бог - он и есть в данном случае "песенный" персонаж. Тот, о ком сказка.
То есть по аналогии - ар-ях как "песенные люди", всего лишь народ, о котором идет повествование. Если это легенда о предках хантов (а о ком бывают мифы и легенды?) - то "песенные люди" - это они.
Тут тонкость. Чужих хвалят редко. Они всегда враги, они всегда плохие (даже соседний род самих хантэ). Чаще всего еще и принижаются. Тоись, как с ор-ях: "прятались в лесу, как дикари". А великие воины - всегда - родное племя. То ись - сами ханты или манси, смотря кто поет
Так что в военных легендах ар-ях это никак не некий скрытый народ, распрекрасный и воинственный. Это "наши отважные разведчики". Потому у Вас и
... начинается противоречие с имеющейся информацией.
Народ "ар-ях" обские угры описывают как отличных воинов и упоминают о них с изрядным восхищением, про "ор-ях" презрительно говорят "они прятались в лесу как дикари".
Происходило ли действие в песенную или сказочную эпоху? Ну а почему нет - раз о том времени сказания пели
хотя часто предания о военных действиях не старше лет 300. Всего. Письменности-то не было. Это Гомерову Трою можно было через тысячелетия поискать - ибо зафиксировано в поэме. А ханты и манси письменность приобрели после революции 17 года уже. А до этого в песнях передавали. Ну и терялось оно.
Мифология и настоящие сказки - они безвременные. Там нельзя же установить, когда действие происходит.
А тут во даже упоминание населенного пункта - Шурышкарские юрты. Он в 17 веке возник как совсем малый поселок, стойбище ли. А Максаровы там по переписи аж в конце 18 века в наличии. То ись история-то имела место, но никак не во время оно. И вряд ли с мифическим народом связана. Или хотя бы с ариями ведийскими.
И лесные люди были бы тогда не ор-ях, а вёнт-ях
. Может быть, они именно "собачьи" - ненецкая лайка является старинной породой, кототорая тут и сформировалась. Или в обидном смысле - сссссобаки
Но это так, параллельно.
Вот такая вот пестня.
Одним из наиболее распространенных персонажей является седьмой сын верховного бога который...
эт потому что там дальше написано, что он типо Альвали? То ись сразу и альв, и вала? И еще что-то... может быть. Например, один из феанорингов... раз седьмой сын...
Слова, такие слова...
Хотите еще слово? "Шихэрты" - ни о чем не напоминает? Ну так, на слух, на глаз? Хотя в часто употребляемом варианте немного иначе пишут и произносят.