У меня вопрос: позволите утащить эту тему к себе в ЖЖ, со ссылкой на вас? Я просто собираю там всё интересное, могущее касаться эльфов.
Да как хотите, но сырое тут все пока. Правда, хоть какой-то след...
Забавно... а вы в курсе, кстати, что у тюркских народов "албасты" - прозвание снежного человека? Потому что он белый, в белой шкуре разгуливает? Вообще "альба" - всё, что связано с белым, и видимо, с эльфами.
Я склонна думать, что в лесу жили не только эльфы. Возможно – и обычные, скрывающиеся люди, и по Карлу Линнею - "человек ночной, или троглодитовый (пещерный)".
Так что – путаница закономерна.
Название лешего - “лобастый” как раз связано с албасты. В новгородском регионе его представляли одетым в белую одежду... но по мне – не в этом суть. Само слово “эльф” в западных языках не имеет внятного происхождения и корневых аналогов. Слово “еле” - учитывая поверья, что лешие селились целыми деревнями в еловых лесах, возможно, произошло от – ель. А если наоборот? И “еле” - было первичным? Да и само слово “лес” - тогда неясного происхождения, его нет не только в неславянских, его нет и в некоторых славянских языках. Например, у сербов таки есть слово “елка”, но говорить “лес” - не пытайтесь, не поймут.
Так что не произошло ли когда-то слово “лес” - от ель, а та – от “еле”, от названия народа, который когда-то селился в непроходимых еловых чащах?
Албасты, альбы, еле, элле, альвы, эльфы и так далее – как я вижу, устойчивая традиция в совершенно разных языках. О чем это говорит? О едином когда-то народе на территориях, занятых позже людьми с абсолютно разными языковыми системами и корнями, и это - ценно. Но – учитывая путаницу, страх при встречах с непонятным, верования и прочее, а также перенос названий – конечно, могли и снежного человека так назвать и просто какого-нибудь скрывающегося старичка-кержачка, случайно встреченного в лесных дебрях.
А он, чтобы напугать и чтобы властям не сдали, например, принялся руками махать и ухать по-совиному.
Обалдевшие деревенские барышни, побросав грибы-ягоды, бегут в панике домой, и вот Вам – очередная легенда.
Обратите внимание, что женщины-албасты – то старые ведьмы с длинными волосами и грудями, закинутыми за спину, то – прелестные девушки, лешии – то молодые люди с длинными волосами и ярко-зелеными глазами, то – лохматые и косматые великаны, то – вполне обычные люди, то – старые замшелые деды. Думаете, это говорит о трансформации? Мне кажется – скорее о бывшей когда-то пестроте лесного, отдельного от предков славян, народонаселения.
Только вот со сменой облика у эльфов не так-то просто.
Мели, стоит ли относиться ко всем сплетням буквально?
Тут представляется совсем простая штука – никакой смены облика не было да и быть не могло... просто настоящих эльфов в эпоху людей становилось все меньше, встречи с ними все реже, и постепенно произошло обощение понятий – термин остался, только называть им позже стали все встреченное, что было непонятным, необычным или пугающим, например – диких людей.
Или еще проще – представителей финских народов, у которых были другая культура и обычаи, и которые, почитая лес, выбирали для жительства не открытые высокие речные берега, как славянские племена, а – непроходимую лесную чащу. Ну или лесных троллей, в конце концов, для тех, кто верит в их существование.
Но свежие впечатления мешались с памятью о былых встречах, рассказы, слухи накладывались один на другой – так, вероятно, и сложился тот канон, с которым мы имеем сейчас дело.
Но все это – только предположения, разумеется.