Мне интересен ваш критический взгляд со стороны на данный труд, так сказать, объективный анализ данного исследования.
Да, я был на "Эльфконе", где Эктелион докладывался по данной теме. Не скажу, что глубоко копался в подробностях и цифрах, но наличие неучтенных внутренних корреляций в выборке отметил еще тогда.
Во-первых, необходимым критерием признания ЭПЖа эльфом в среде его единоверцев является наличие определенных физиологических характеристик и физических признаков. Те же, кто склонен был бы считать себя эльфом-по-жизни, но в силу фенотипа этим характеристикам не удовлетворяет, - тот либо скрывает свои эльфийские устремления, либо, в клинических случаях, осаждает авторитетных ЭПЖ настоятельными просьбами признать его эльфом / подсказать способ Пробудиться, несмотря на человеческую внешность (вот Сафа помнит такие примеры), но в итоге все равно начинает скрывать свои взгляды. Такие люди могли бы сильно подпортить эктелионовскую статистику, но вследствие нелюдимости и неготовности откровенничать с ортодоксальными ЭПЖами, в опросе они не участвовали. Тогда как ортодоксальные ЭПЖи, не вызывающие критики в плане внешнего соответствия, в результатах этого исследования крайне заинтересованы, поскольку оно подтверждает их взгляды. В итоге имеем корреляцию: чем более носитель "эльфийской идеи" соответствует образу эльфа, сформированного "эльфийской идеей", тем с большей охотой он участвует в опросе, посвященном доказательству статистической достоверности этого образа эльфа. Но никаких поправок на эту корреляцию Эктелион не вводит.
Во-вторых, численность контрольной группы - квэнов - не равна численности исследуемой группы ЭПЖей. Мало того, в квэнской среде какие-то особые заморочки традиционно хранятся их носителями в тайне; поскольку носители-квэны крайне редко заинтересованы в пропаганде "эльфийской идеи" (и часто настроены резко отрицательно к ЭПЖам), то люди с наиболее соответствующими "эльфийской идее" качествами откажутся откровенничать с ЭПЖами, либо же утаят наиболее значимые свои тайны от исследования. Поправок на эту корреляцию Эктелион также не вводит.
В-третьих, если ЭПЖ хочет быть максимально эльфом, в том понимании, которое предлагает "эльфийская идея", он начинает целенаправленно развивать в себе качества "эльфа" или пересматривать свой опыт, давая иные интерпретации событиям прошлого, ощущениям и др. Новые события, случающиеся в жизни ЭПЖа, также интерпретируются с т.з. "эльфийской идеи" - разумеется, таким образом, чтобы укрепить интерпретатора в своей вере. Вот еще одна корреляция - чем дольше ЭПЖ пребывает в обществе единоверцев (чем больше времени прошло с его "Пробуждения"), тем больше он прикладывает усилий по развитию качеств "правильного" эльфа и интерпретации опыта в "эльфийском" ключе. Соответственно, нужна поправка на такие усилия, а не принятие аксиомы, что связь между "эльфийской идеей" и "эльфийскими качествами" может быть обусловлена только биологией, а не идеологией.
Я не знаю, как могли бы выглядеть такие поправки - но не учитывать помянутые корреляции при исследовании тоже нельзя.
Поэтому исследование Эктелиона имеет ценность как статистически достоверное описание физиологических и психологических характеристик эльфов-по-жизни, но выводы автора ((1) квены ... являются людьми, придумавшими себе образ эльфов; и (2)эльфы – это не психологическая установка, а объективная биологическая реальность) не являются доказанными вследствие методологических ошибок исследования.
Касательно подтверждений объективных нашего существования... знаю я некую группу людей, занимающихся доставанием памяти прошлых жизней с помощью некоего прибора, родившегося изначально из детектора лжи... Как на ваш взгляд, могло бы подобное исследование объективно доказывать тем, кому не повезло ощутить таинство Пробуждения, наше существование?
Боюсь, что нет. Концепция реинкарнации, на которой основано применение данного прибора, сама по себе как минимум нуждается в научном доказательстве. Впрочем, даже если допустить, что этот прибор независимо от сайентологической религии способен отличить фантазию от, скажем так, "осознания" - он не докажет, что эльфы существуют. Он докажет, что взгляды подопытных лиц не являются продуктом фантазии. Но не все, что не является продуктом фантазии, является отражением объективных фактов. Бывают еще ошибочные интерпретации, эндогенные и индуцированные психозы, та же религиозная вера, в конце концов. Возможно, помянутый прибор проведет границу между фантазией и всем вышеперечисленным, но дифференцировать факты от интерпретаций, психозов и догматов, боюсь, детекторы лжи не в состоянии.
Конечно, данный эксперимент теоретически может дать отрицательный результат - т.е. статистически достоверно показать фантазийный характер "эльфийской идеи". Но есть подозрение, что при таких результатах сообщество эльфов-по-жизни предпочтет поставить под сомнение эффективность прибора, а не свои взгляды.
Так что в итоге мы получим либо неясный результат ("да, не фантазия, но все равно непонятно что"), либо дезавуированную методологию ("прибор не рассчитан на работу с эльфийским мозгом" или что-то в этом роде). Полагаю, что овчинка не стоит выделки.
PS. Если хотите продолжить тему - предлагаю перейти в личку или открыть другой тред. Потому что оффтопик тут не меньше, чем в обсуждении "дури".