Пока есть время, продолжу свой долгоиграющий ответ о тайнах мифов. Все вышеизложенное можно вообще считать вступлением, потому что самое интересное в мифах – это война богов. Дополню по индийским источникам – с применением высокотехнологичного оружия.
О войне богов рассказывают мифы многих народов. В ближневосточных мифах – это борьба Балу и остальных богов с - Йамму (Йам, Йам-Нахар). Я не буду сейчас приводить версии этого мифа, просто соберу общее из разных вариантов, которые бытовали в пестрой среде ближневосточных племен.
Йамму – любимец своего Отца Эла (Илу), Балу – отступник, он «восстал против своего отца». Причина борьбы – или зависть Балу (к любви Отца или к подаренному Отцом Йамму дворцу, например), или величие Йамму, или военное превосходство Йамму (он требует дани с других богов, а им нечего противопоставить его могуществу) и тд.
Бог моря Йам решил, что он — самый великий из богов и все остальные боги должны платить ему дань. И боги испугались. Первой принесла Йаму дань богиня урожая Рененут, дала она ему серебро, золото, лазурит, ларцы, полные драгоценностей. За ней послали Иаму дань и другие боги. Но бог моря этим не удовлетворился. Испугались боги, что Йам совсем разорит их, и стали думать, как с ним договориться.Или –
В мифе, который мы сейчас описываем, Йам-Нахар посылает своих гонцов на совет богов, чтобы они потребовали доставить к нему Баала. Боги в страхе склоняют голову в знак согласия, и Эл обещает, что Баал будет передан Йам-Нахару.Закончилось все победой Балу, и лишь в одном варианте мифа богам удалось договориться при помощи Астарты. В прямом бою Балу победить Йамму не смог – он слабее, и побеждает лишь с помощью двух волшебных палиц. Если сравнивать ближневосточные мифы с теми же греческими, например, то понятно, что речь идет не только о личном соперничестве.
О чем же речь? О противостоянии двух вождей, двух держав, двух народов (дэвы-асуры, боги-титаны и тд), в основе которой личная вражда лидеров.
Вот здесь можно перейти к грекам. Самый темный и отдельно стоящий персонаж греческой мифологии и самый ненавидимый римлянами – Прометей. Греки называют себя эллинами и поклоняются богам, казнившим Прометея. Но греческий народ – это ахейские, дорийские, ионийские племена, эллины – лишь небольшое и неясное племя, пришедшее когда-то в Фессалию откуда-то с Севера… и кто его мифический родоначальник, догадайся? Вот именно – Прометей.
Он же – северный царь, «царь скифов». Почему же именно имя эллинов греки выбрали своим эпонимом? Почему говорится об эллинской культуре, об эллинском искусстве при численном превосходстве других племен? Что известно о Прометее? Кем были титаны, старший род богов, к которым он принадлежал?
Не буду утомлять. Титанами греческие историки считали гипербореев.
Автор 12 книг «Греческой истории» историк Феопомп (376–305 гг. до н. э.) и другой его соотечественник, живший во второй половине II века до н. э., Аполлодор из Афин в своей трехтомной «Библиотеке» упоминали о какой-то погибшей Меропийской стране, а её жителей называли «меропес». Меропы обитали, по Феопомпу, в мифической стране, которая была больше Европы, Азии и Ливии вместе взятых154. Они в те времена, сообщает древний автор, были отдельными островами, окруженными океаном. На единственном громадном материке, расположенном отдельно, водились гигантские животные, и его населяли жители исполинского роста, в два раза превышающие обитателей других стран. Там было много больших городов. В одном из них люди жили в спокойствии и достатке, без плуга и волов, без пахоты и сева, они умели получать урожай «плодов земли». О болезнях меропы не имели понятия, и вся их жизнь была сплошным весельем и радостью.
Ученые еще в начале XIX века подметили такое необычное название народа, поэтому сочли, что выражение означало у древних греков — «люди, прыгнувшие с Меру», а позднее священное слово стало употребляться эллинами для обозначения древнейшего народа (меропы), существовавшего задолго до них. Тем самым они признавали, как и индусы, происхождение человечества со священной горы Меру, отнеся ее название к архаичному периоду единства арийских народов. Меропы признавались ими автохтонным населением, обитавшим в наидревнейшие времена. Как говорится в мифах эллинов, «меропы жили счастливо и были отмечены долголетием; ими правил царь Меропс, о котором говорят, что он спас их от потопа, подобно Йиме иранцев и Ману индийцев, собрав их вокруг себя под укрытие от вод»155.
Поэты и писатели Древней Эллады воспевали в своих бессмертных одах и рассказах северную страну, названную ими Гипербореей, и ее жителей, гипербореев. Гипербореев греки называли любимцами богов. Рассказов о Гиперборее, обители Борея – Северного Ветра у греческих историков немало. В иранских мифах легендарным царем счастливой страны был назван Йима – царь и культурный герой, как и Прометей – в мифологии греческой. Оба принадлежат к наиболее архаичным мифологическим пластам.
Йима или Йама, в древнеиранском мифотворчестве первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века, во время которого среди людей царило бессмертие. При нем не было болезней, старости, смерти, моральных пороков ("Видевдат" II, "Ясна" 9, 1-5).
Притязания Йимы на главенство среди богов - черта архаики индоиранских времен, не сохранившаяся в остальных текстах "Авесты". "Ригведа" (10, 51, 3) приписывает Яме открытие огня на земле, цивилизаторскую миссию. Этот же миф в иранской традиции представлен в жреческом аспекте: Йима возжег в Хорезме первый по сакральности среди других видов огня священный огонь жречества Атур-Фарнбаг. По одной версии, этот огонь был впоследствии перенесен на запад, по другой находится в Кабуле ("Бундахишн" 17, 5-6). Итак – древний северный царь Йима известен также тем, что возжег для людей священный огонь. Теперь – кто принес людям огонь в индийской традиции?
Яма был первый из умерших - он открыл смертным путь в загробный мир. Милостью отца, смягчившего проклятие мачехи, он с той поры и поныне - владыка царства мертвых и блюститель закона справедливости. В его обитель по тропе, проложенной предками, уходят с земли души тех, кто умирает.
Вивасват же, его отец, первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Он послал за ним Матаришвана*, духа ветра, и тот принес его с небес на землю.Но кто такой Матаришвана - Дух Ветра?
В знаменитом гимне-загадке :
…
Что есть одно, вдохновенные называют многими способами.
Агни, Ямой, Матаришваном (его) называют» (Ригведа, I ,164)Или принесшего людям огонь древние арии называли – Яма (Йама, Йима… Прометей – не личное имя, на всякий случай. А вот грузинское имя Прометея Амирани - личное). Кем же он был? Его называли первым человеком, родоначальником людей, Царем людей Золотого Века, первым умершим (убитым) человеком, но был ли он человеком? Что говорят, например, славяне?
Ближайшее к Богу существо есть Светло. Существо Светло явилось на Землю и воплотилось в роде человеческом. («Очерк Старославянскогого Баснословия или Мифологии», Львов, 1860).У славян тоже не было личных имен у богов, кроме, пожалуй, Велеса. «Ярый» значило когда-то кроме прочего - «светлый, белый». Итак, славяне называли воплотившуюся на Земле среди людей сущность – Светло, Ярило. Кое о чем из этого мы уже говорили, не буду повторяться. Я вообще устала уже, а рассказывать можно еще очень долго.
Может и продолжу как-нибудь.