С другой стороны, эта ситуация мне не совсем понятна: если ребенок - это только зародыш личности, который требуется воспитать, то зачем позволять ему делать самостоятельные решения? Откуда он знает что хорошо, а что плохо? А если ребёнок - это личность, которая имеет собственные параметры, то почему он допускает такое отношение к матери?
Вы задали не один, а сразу несколько интересных вопросов.
Ребенок, конечно, личность еще не самостоятельная, и в отрыве от социума развиться и раскрыться не может. То, что в нем есть изначально заложенные особенности, таланты, склонности, степень личной силы - как мне кажется, в доказательствах не нуждается...
Но воспитание – не дрессировка, здесь необходим баланс между подчинением и личным опытом ребенка – без которого не обойтись. Как может ребенок научиться принимать правильные самостоятельные решения, если от него всю жизнь требовали только слепого подчинения? Как он может выработать собственные критерии и оценки, если всю жизнь жил чужими? И Вы – идеализируете взрослых,
Кумехтар. Вы считаете, что они не ошибаются и точно знают, что хорошо, а что плохо? Не всегда, и Ваша мама-парикмахер тому пример.
Почему ребенок так относится к собственной матери? Угрожать ей самоубийством – значит, не ценить ее чувств, не уважать, не любить, ему, в принципе, она не важна. Как такое могло случиться, где причина?
Мне кажется, одна из причин в том, что мы считаем, что ребенок вечно что-то кому-то должен. Он должен, просто обязан – любить, слушаться, подчиняться, вести себя примерно, все прощать взрослым, уважать их, терпеть любое отношение и считать при этом его единственно правильным по отношению к себе и так далее. Не делает – заставим, и вначале-то, пока ребенок слаб – да, это легко. Проще говоря, от ребенка требуется то, на что и взрослый-то не способен... а знаете почему? Потому что когда-то ребенок считался неполноценным человеком, фактически рабом, и правила к нему применялись те же, что и к рабам. Не во всех социумах – нет, но в европейских – как правило.
Для такого ребенка основным становится закон силы, и когда он взрослеет и становится сильнее – приоритеты меняются. Теперь он будет главным, будет манипулировать, навязывать свои правила, или, при отсутствии личной силы – навсегда останется зависимым. Но собственных нравственных критериев у него не выработано... откуда они брались-то – самодуры русской классической литературы? Из-под жесткого родительского прессинга.
Так что Ваш Виталя с его урозами – родом оттуда же. Я знаю огромное количество случаев, когда ребенок со временем просто начинает избивать собственных родителей – и этим может кончиться. Из того, кто вырос рабом, трудно сделать достойного, по-настоящему свободного человека.
Плохо только, что идеал в этом случае шаткий, и поддерживается только ценой чьих-то усилий. Мне бы хотелось, конечно, чтобы он поддерживался самой системой, образуя стойкое равновесие, к которому бы система непременно стремилась вернуться в случае появления возмущений. Даже не знаю возможно ли такое в принципе.
Только в известной степени. Любая система – это, в первую очередь, все же люди.