Благодарю,
Мелиан. Начало положила эта моя запись:
Быть Иным. О праве самоопределения личности в современном мире
Рождается новая живая единица, наделённая способностью мыслить и воспринимать окружающий мир. По мере взросления она приобретает качества, которые позволяют ей осознавать себя и вступать во взаимодействие с другими подобными единицами — иначе говоря, в общественные отношения.
К таковым качествам относятся воля (побуждение к действию), разум (осмысление происходящего), чувства (оценочное отношение к происходящему) и язык (возможность обмениваться сведениями), но главное — производительная сила (способность к творчеству, изменению старого и созданию нового).
Личности нужно твёрдое основание для существования в обществе, чтобы не чувствовать себя потерянно и несчастно. «Кто есть я?» — первый вопрос, который требует ответа. «Кто есть мы?» — второй вопрос, ибо полноценное общественное существование невозможно без поиска единства, общности.
Поскольку каждая личность наследует и приобретает как сходство с другими, так и отличия от них, неизбежны случаи, когда соотношение схожести и отличий склоняется в сторону последних. Возникает явление Иных — людей внешне, которые внутренне не ощущают себя людьми, будучи при этом личностями, наделёнными разумом и волей.
Для определения своего места в окружающем мире они прибегают к другим образам и наименованиям — таким, которые более прочих удовлетворяют ответу на вопрос «Кто есть я?» — и закономерно иначе отвечают на вопрос «Кто есть мы?» — так, некоторые Иные считают себя преемниками или ныне живущими представителями народа эльфов.
Рассмотрим, насколько подобное явление естественно и допустимо.
Развитое общество современности наделяет личность правом сознательно выбирать принадлежность к определённому народу, вероучению, общественному течению, а также правом выбирать гражданство, основной язык, ремесло и любое другое качество, поддающееся самоопределению.
Выходит ли явление Иных за рамки этого права? В качестве ответа прибегнем к сравнению. Предположим, что человек заявляет о своей принадлежности к русскому народу. Какие качества отличают русский народ от других народов?
Язык? Но на русском языке могут говорить монголы или татары. Православное вероисповедание? Но православными могут быть сербы или болгары, а русский человек волен избрать другое вероучение или вовсе никакого. Может быть, есть обычаи жизни и предметы одежды, присущие исключительно русскому? В современности эти отличия между народами размыты. Так же размыты внешние черты и кровное происхождение.
Остаётся единственное твёрдое основание: если человек считает себя русским и является частью устойчивой общности тех, кто также считает себя русскими — он имеет право называться русским.
Но также верно будет и другое: если возникает личность, которая по внутреннему убеждению определяет себя представителем народа эльфов, и возникает общность из тех, кто также считает себя эльфами — существование эльфийского народа получает не меньшее основание, чем существование русского народа.
Уже одного этого достаточно, чтобы прийти к заключению: право личности принимать и воспроизводить качества, отличные от человеческих, не выходит за рамки общего права личности на самоопределение в современном мире, то есть не является противоестественным.
Однако является ли оно допустимым? Нет ли в самоопределении Иного признаков душевного нездоровья? В общем случае душевным заболеванием признаётся состояние, в котором нарушено умение личности взаимодействовать с обществом и справляться с личными задачами.
Таким образом, если мировосприятие Иного служит не препятствием, а твёрдым основанием для его существования в обществе и взаимодействия с подобными себе, оно не может быть отнесено к заболеваниям, однако зависит от степени взаимной терпимости в обществе: насколько каждый готов допустить, что у другого могут быть равноценные с ним права личности.
Поскольку у Иного есть право сообразно внутреннему убеждению ответить на вопрос «Кто есть я?» — постольку же у него есть право — отвечая на вопрос «Кто есть мы?» — объединяться с подобными себе для более успешного существования и обмена опытом, а также совместной деятельности.
Право Иного быть Иным должно быть признано во взаимном уважении с правом человека быть человеком.
Затем последовало
бурное обсуждение на человеческом форуме, увенчавшееся моим отключением, — и вторая запись, более полемичная и декларативная:
Быть эльфом и не скрывать этого
Вы можете лечить душевную хворь человека, но вы не можете лечить его духовную суть. И если его душа отзывается слову «эльф» — его право жить сообразно своей сущности и миросозерцанию.
Вы не можете осмеять еврея, который назовёт себя евреем. Таков закон. Но можете осмеять эльфа, который назовёт себя эльфом. Закон ведь не запрещает.
Но что такое закон? Лишь слепок общественных нравов, которые меняются с течением времени. Едва ли ныне сожгут на костре эльфа, объявив его слугой Сатаны, как поступали прежде. Отсюда полпути, но трудного и длительного пути, до признания его менталитета равноправным с человеческим.
Мы — дети Звёзд и Земли — заявляем, что мы разумны, деятельны, осознаём себя — следовательно, существуем.
Мы заявляем, что человеческие интеллект и менталитет не являются единственной возможной формой существования интеллекта и менталитета в природе.
Мы заявляем, что Всеобщей декларации прав человека пора расширить своё значение и стать Всеобщей декларацией прав разумных живых существ.
И когда это произойдёт — я верю, что произойдёт — былые насмешники уже не будут столь ретивы в своём невежественном заблуждении.
Моё имя — Талиессин Ил-Лиорве, и я веду свой поход против предрассудков и косности.