...Зачем вообще защищаться от эльфов? Кто такие были эти Ингорданы?...
Вот перевод онлайн-переводчиком датской статьи
Blyamulet fra Ærø beskyttede mod dæmoner og elverfolk. Свинцовый амулет с Эрё (дат. Ærø) защищал от от демонов и эльфов.авторы статьи:
Otto C. Uldum - куратор музея Øhavsmuseet
Lisbeth M. Imer - старший научный сотрудник
26 марта 2015
Эти свинцовые амулеты выглядят довольно невзрачно, когда их выкапывают из земли, и они не намного больше, чем упаковка жевательной резинки. Однако, когда эти маленькие коричневые сложенные пластинки раскладываются, мы узнаем из них старые истории о демонах и эльфах.Амулет из Брайнинге (дат. Bregninge) на острове Эрё после развертывания. (фотография:музей Øhavsmuseet)
Не все то золото, что блестит – это говорит старая пословица, но с культурно-исторической точки зрения, мы можем добавить, что многое, не бросающее в глаза, является золотом.
Это верно в каждом случае со средневековыми свинцовыми амулетами скрытого ношения, что за все эти годы находили в большом количестве с помощью металлоискателя. Они выглядят довольно невзрачно, когда их извлекают из земли: маленькая коричневая или серая сложенная в несколько раз пластинка или куски металла, которые размером не более упаковки жевательной резинки.
Но опытные реставраторы, если им будет способствовать удача, развернут амулет, ну а потом прочтут надписи и забытые истории снова вернутся к жизни.
Близость к церкви, вероятно, одна из причин, для многих находок.Одно из последних открытий такого рода было сделано на Эрё Glenn Abramsson с помощью детектора для поиска металлов в 2010 году. На сайте находится множество других найденных им артефактов из эпохи викингов и средневековья: две монеты датируемые началом 1300-х годов и печать из бронзы, надпись на которой до сих пор не расшифрована.
Glenn Abramsson целеноправленно искал различные предметы на расстоянии в нескольких сотнях метров от церкви в Брайнинге. Каменная церковь выстроена где-то в 1200 годах. Близость к церковь, вероятно, одна из причин для многих средневековых находок, но вряд ли это является окончательным объяснением.
Найденные различные личные вещи свидетельствуют о длительном или частом пребывании на острове многих людей. Археологические коллекции в настоящее время активно пополняются находками, обнаруженными детекторами для поиска металлов, и они вызывают у археологов больше вопросов, чем ответов.
Свинцовый амулет из Брайнинге, вместе с другими находками, был все же найден в месте предполагаемой рыночной площади, или иного какого-либо места собрания людей. Там надо продолжать проводить раскопки, чтобы уточнить данный вопрос.
Длинная руническая надпись на обереге из Дании: более длинное заклинание на латыни написано в рунах. (Рисунок: Nationalmuseet)
Отсутствует одна треть исходной свинцовой пластины.Когда амулет был найден, он выглядел так: маленький, светло-коричневый, квадратный, сложенный в несколько раз. Размеры- менее 2 см с каждой стороны. Внешний слой был несколько поврежден и некоторые части уже отвалились.
Человек нашедший амулет, по счастью, бережно отнесся к находке, с самого начала догоадываясь о том, что он нашел. Позже реставратор Simon Schölch развернул сложенный амулет, и впервые за более чем 500 лет, амулет снова передстал перед нами в виде свинцовой пластины на 4 × 4,5 см.
Сохранившаяся часть была сложена один раз в продольном направлении, а затем дважды по короткой кромке. Когда пластина изначально была шире, она, вероятно, была сложена в два раза по длинной стороне тоже.
Затем получившийся результат были направлен для оценки в Nationalmuseet (Национальный музеей). Текст на амулете хорошо сохранился, и его содержание довольно быстро стало ясно. Текст на латыни и в нижнем регистре (маленькими буквами) на тонкой пластине свинца. Одна сторона пластины повреждена, и из текста понятно, что отсутствует треть первоначальной свинцовой пластины.
Левая часть амулета окончательно повреждена.Текст начинается со стороны пластины, которая после складывания оказалась внутри и, следовательно, лучше всего сохранились. В верхней строке читаем ... …gordin & ingordan , а, поскольку левая часть амулета окончательно повреждена, мы должны предположить, что часть преамбулы отсутствует.
Еще на пластине имеется текст, который продолжается и завершается на задней части пластины. Существует нехватка части текста, но нет никаких сомнений в том, что сам текст является отрывком из Евангелия от Иоанна (Новый Завет) начинающийся словами: «In principio erat verbum" В начале было Слово.
Буквы высотой в несколько миллиметров и четко выбиты в свинец, и лицо написавшее текст использовало укорачивание знаков за слово "и", а также в конце различных слов. Подобное можно иногда видить в средневековых рукописях.
Есть различные детали, передающие своеобразие языка в тексте. F periberet вместо perhiberet, ommem вместо omnem и og is, а не his. Это достаточно приметные вещи, помогающие нам кое-что узнать о произношении латыни в средневековой Дании.
Первые слова, которые не имеют ничего общего с Библией.Отрывок из Евангелия от Иоанна редко встречается на амулетах в Скандинавии, в качестве примера можно вспомнить только амулет, который должен помочь человеку по имени Skjalm, найденный на кладбище Петра в Рандерс.
Из письменных источников мы знаем, что Евангелие от Иоанна было особенно эффективным, чтобы защититься или прогнать демонов и ведьм (хотя оно было также использовано и в других случаях), так и за рубежом слова из этого Евангелия частое использовались в бумажных амулетах. Может быть потому, что эти стихи подчеркивалии силу и истину, которая была в слове Божьем.
Первые слова на амулете найденном в Брайнинге, не являются библейскими словами. Мы знаем последовательность слов из других находок, в том числе амулета из Odense, найденного в 1883. Сравнивая наш случай и тексты на других амулетах, делается ясночто вся последовательность слов состоит из трех слов "Gordan, Gordin и Ingordan" или "Gordan, Ingordin и In¬gordan".
Три этих слова нашли на нескольких амулетах из дерева и металла в Дании, Норвегии и Швеции, так что можно говорить о словосочетании имеющем широкое применение в скандинавских странах, а также, возможно, на континенте, где еще не найдено так много амулетов.
Сложенный амулет из Borbjerg (Dalgard). Можно четко видеть отпечаток зубов на амулете. (Фото: Nationalmuseet)
Поговорим о болезнях или злых существах, которые должны быть изгнаны.На протяжении многих лет шли дискуссии, что на самом деле означают эти слова. Из-за разных написаний должны поставить слова в контексте латинского "chorda" "строка" (как в первостроке), но большинство склоняется к тому, что это имена эльфов или демонов.
Мы также знаем о трех демонах или эльфах из несколько средневековых рукописей, которая хранится в Упсале и Богемии. Возможно перед нами заклинание, где эльфы вначале обретают имена и затем изгоняются. То есть, говоря о зле или болезнях, которые должны быть развеяны, это просто способ дать имя этой болезни для того, чтобы сделать его ощутимым. Только после этого изгнать.
За этим есть мысль, что все живущие сосредоточены в своих именах. На полях рукописи из Упсалы, автор добавляет, что это заклинание против эльфов, и что оно должно быть написано на свинце чтобы иметь влияние. Возможно, именно поэтому мы находим только так много таких заклинаний, написанных на свинце; он просто был особенно мощным материалом.
Текст написан рунамиПроисхождение трех имен демонов неизвестно. Вполне возможно, что их корни следует искать еще в древности, как и в случае с заклинанием "абракадабра", которая, вероятно, обнаруживается на амулете из Tårnborg. Нет сомнения, что рифма и ритм также играет важную роль в магических заклинаниях; ее также можно увидеть в неинтерпретированой часть текста на амулете из Одёнса-
anakristi :
anapisti и
kardiar :
nardiar :
ipodiar.
Неслучайно, что текст амулета из Брайнинге написан на латыни – вернее, на церковно-латинском языке, судя по присутствию в тексте среди фраз греческих и еврейских слов. Все до сих пор обнаруженные надписи на охранных амулетах, которые имеют лингвистический смысл, выполнены на латыни. Кроме того, ряд амулетов с содержит непонятные слова и имитацию букв.
В средние века руническая письменность несколько сотен лет была в ходу вместе с латинскими буквами. Хотя тексты на амулетах на латыни, в большинстве случаев они написаны рунами: в Дании из примерно 70 найденых свинцовых амулетов, около 50 написанны рунами. Среди свинцовых амулетов с латинскими текстами, мы находили в Дании свинцовый амулет с длинной руническая надпись, а именно амулет из Blæsinge, где эта болезнь быть названна как семь сестер.
Небольшой амулет из Myregård имел защитную свинцовую полосу для сохранности текста.
В некоторых случаях текст не имеет смысла.Существует несколько свинцовых амулетов, в которых мы не можем понять смысла надписей. У некоторых надписей не имеется лингвистического значения, и вопрос заключается в том, как они должны быть интерпретированы.
Мы пока не знаем, является ли эти амулеты фальшивыми, то есть подделкой, или на амулетах специальны выполненыи заведомо ббессмысленные тексты, чтобы запутать нечистую силу - так чтобы она была занята, расшифровкой написанного вместо реального причинения зла.
Свинцовые амулеты почти всегда находились в сложенном виде или даже свернутыми в рулоны и, во многих случаях, отдельные слои невозможно отделить друг от друга - они просто совместно деформировались. В таких случаях, мы только пытаемся понять смысл текста, а в в благополучных ситуациях тексты могут сохранится и на внешней стороне.
Амулет с отпечатками зубов.Амулеты были сложены вместе, не только по практическим соображениям, чтобы удобнее было их носить в сумке или кармане. Английский врач John Arderne (1307-77) рекомендуется носить сложенный текстовый амулет против судорог и спазмов, и амулет специально был сложен так, чтобы текст не могли прочитать.
Этого обычая также придерживались в Дании, и это хорошо видно на амулете из Borbjerg, где можно четко увидеть отпечаток зубов, которыми укусили амулета, когда его складывали.
Когда амулет был хорошо сложенн, для дополнительной защиты на нем писались несколько волшебных слов или заклинания без текста, что должно было возыметь дополнительный хороший эффект.
На небольшом амулете из Myregård, представляющим собой сложенную свинцовую пластинку, имеется дополнительная полоса из свинца, на которой написано:
gala agla agla laga. Agla это аббревиатура от иврита (каббалистической) "велик ты в вечности, Господи". Для придания дополнительной магической силы, изменяли порядок следования рун или букв.
Датчане по сравнению со своими северными соседями.Текстовыми амулетами пользовались во всем христианском мире, в средние века, от Новгорода на востоке до Гренландии на западе. Когда дело доходит до датских свинцовых амулетов, то невозможно показать карту их распределения. Например, до середины 1990-х годов не было найдено ни одного амулета на Борнхольме, а теперь их 16.
Что же касается того, сколько амулетов найдено в Дании по сравнеию с нашими северными соседями, то вот статистика: Норвегия - 30 амулетов, Швеция- около 20. В Дании найдено более чем в два раза больше амулетов, и это из-за активного применения в датской археологии большого количества металлодетекторов.
В Дании налажено сотрудничество с археологами-любителями, и нет никаких сомнений в том, что это приносит дополнительные открытия. Но маленькие и скромные вещицы привлекает не столько внимания, как древнего золота, так что, нас скорее всего ожидают новые находки амулетов из которых мы сможем узнать новое.