Ну, скажем, сильный бьет и унижает слабого. Потом слабый вырастает, становится сильнее... не начнет ли он таким вот образом “учить жизни” следующее поколение?
Или – на человека постоянно кричат, давят, допустим - в его семье было принято воспитывать детей громко, грубо и напористо... и он постепенно начинает думать, что это – норма общения или проявление силы.
Знаете, судя по моему опыту, очень часто так и происходит. Особенно второе. Однако же не всегда. вот это уже зависит от конкретного человека. Просто знаете, слабые люди ведь тоже разные бывают. Уж кого-кого, а сильных и слабых я повидал...
Во-первых - я видел таких слабых, которые, в принципе, по характеру - точь-в-точь такие же, как те, кто их унижает, но слабые. И, вырастая, они уже унижают не потому, что чего-то там хотят воспитать, а просто потому, что могут это делать. Тут никакого надлома не происходит, для них это - естественное дело. Вырастая, они естественно вливаются в компании унижальщиков, по началу, правда, стараясь за двоих, чтобы заработать авторитет. Да мы все их каждый день видим в подворотнях...
Во-вторых - я видел таких слабых, которые не только физически слабее, но и эмоционально гораздо младше одногодков. Знаете этот внутренний возраст? Вот. Ну или - просто мягкие, добрые люди, попавшие не в то место и не в то время. Эти бедняги попадают в школу в 7 лет, будучи в реальности гораздо младше своего физического возраста, и будучи вынужденными как-то выстраивать взаимоотношения с гораздо более взрослыми детьми, но еще недостаточно взрослыми для таких чувств, как жалость, и недостаточно самоутвердившимися. Самоутверждаются как правило за счет наиболее слабых, то есть - за счет этих бедняг. Понятно, что никакого комфорта они при этом не ощущают. И тянется это годами.
Если происходит семейное насилие над этими детьми - то тоже ничего хорошего Ломаются они точно так же. Но это настолько часто описывается, что я не буду без надобности об этом говорить.
А потом - унижение происходит уже просто по привычке. Изменить ситуацию можно: обожравшись стероидами пойти в качалку, а потом набить морды всем, кто когда-либо косо смотрел, да и не один раз. Либо же - полностью изменить круг общения и школу. Но вот для этого придется резко повзрослеть, а это тоже не так просто. А если этого не сделать - то все попытки пройдут впустую. На новом месте всё будет по-прежнему.
А если же изменить ситуацию не получается - вот тут и происходит упомянутый душевный надлом. И да, у разных людей он не одинаковый. Кто-то относительно быстро с этим справляется, а кто-то - нет. Первые это переживают, забывают как страшный сон, либо же - принимают как часть себя и извлекают уроки. Честь и хвала этим людям, они - те, кем можно гордиться. Вторые - эх... вот там всё плохо. Это будущие маньяки, убийцы, и т.д. Когда этот надлом пересиливает природное чувство человечности - ребенок берет в руки револьвер и устраивает стрельбу в школе. Все эти сообщения о стрельбе в американских школах слышали? Вот... Либо же всё и дальше затягивается, а потом, после школы, с ужасной душевной травмой, этот человек вытворяет такое, что кровь стынет в жилах. Ну его... Страшная душевная рана настолько велика, что человек уже ничего не чувствует, он находится в постоянном состоянии измененного сознания, он как белены обожрался, как под дозой, и почти постоянно. Он может, к примеру, по живому раскромсать кухонным ножом животное, или свою руку, прыгнуть с 4-го этажа, и т.д. Если это девочка - то всё еще хуже, сами понимаете. Хотя у девочек более устойчивая психика, и девочки чаще всего выбираются из этого дерьма. Хотя и не всегда...
Ну и третий вид слабых - это сильные, которые в данный момент оказались слабее. Но это уже жизнь, и происходит такое постоянно. Об этом только и говорят, не будем повторяться.
Вообще-то в каждой школе есть люди, в обязанности которых входит - замечать все эти случаи и анализировать их. Но, как видите, они не справляются.
Вот такая вот ситуация с этим всем. Итак. К чему я это всё.
Я это всё к тому, что этот наш автобус - всё-таки виртуальный, и бояться его не следует. Но он может показать каждому из нас какова его ситуация в этом плане. Не стоит вспоминать себя в школе, это уже прошло. Мы - это мы, и мы можем прямо сейчас увидеть свои проблемы, если таковые присутствуют.
Вот, всё