Очень интересная тема. Мне кажется, что "кража детей эльфами" - вполне могла иметь место. Но причины этого понять сложно, из-за того, что все мы выросли в эпоху Гуманизма и постгуманизма. Начиная с века Просвещения, продвинутые умы много писали на тему того, что у человека и ребенка есть некие потребности и их можно развивать. До 17-18 века, понятия детства и ребенка не существовало, таких как мы их знаем. Ребенок понимался как неполноценный зреющий будущий взрослый, по аналогии с зеленым и ни для чего не пригодным фруктом. Мало чего было детского и для детей, а сами дети росли в атмосфере скорее стать взрослыми. Это было нормой. Я читала исследование об этом, где много описывалось о детях и их воспитании в народе и среди знати до века Просвещения.
Во время века Просвещения ввели понятия "природного человека", что человек сам по себе не греховное исчадие ада, которое больше склонно ко злу, чем к добру. Плач и прочие проявления несчасливости и неудовлетворения потребностей считали признаками одержания бесами. А хороший ребенок - ангелочек, послушный, улыбчивый, молчаливый. Короче во всем удобный взрослому. Если взрослый не понимал ребенка, то он считал часто что ребенок делает все на зло. Это можно увидеть и в наши дни в семьях гопников и алкашей. Представтье себе мир без книг, где никто не читает, без тв и прочей мас-культуры. Легко ли понимать детей как есть? Только редким людям от природы это дано. Опуститься на уровень сознания ребенка и видеть мир его глазами, понимать что ему надо. Даже детские скази и вообще идея читать детям появились в веке так 18, интересно почитать мемуары российской знати. Как первых заботливых и воспитывающих мам считали чуть ли не помешавшимися.
При христианстве детство даже не так давно было не периодом счастья, тепло, любви и развития способностей, а вполне себе самощущения неполноценности, ожидания взрослости и не понимая своих же потребностей. Легче понять старинные легенды, если почитать исследование о детстве в те эпохи.
Насчет инфантицидов, это тоже вполне объяснимый феномен даже в наши дни. Ни у каждой женщины включается инстинкт материанства, те. понимание того, что это твое дитя, требующие любви и заботы. Те, кто выбрасывает детей - воспринимают их психологически как нечто чуждое. И это в наше время, когда образ матери, счастливой семьи культивируется обществом. В те время наверняка это встречалось чаще. Есть случаи убийства 5-6го ребенка многодетной матерью или ее самобийства. Тоже психологически "природный феномен". Когда нагрузка на психику через чур велика, материнское чувство выгорает, происходит такой себе борнаут и включается механизм инстинкта выживания существа. С женщиной это происходит само по себе. Природный ресурс материнства в определенных условиях у личности исчерпаем. Логика по типу "природа дала, природа путь и заботится" - до сих пор есть в многодетных индийских семьях.
Так что то, что для нас ужасно и аморально, в те времена было естественно как дышать. И логика "я бы так не поступил/а" тут не работает. Может и поступила бы, живи и воспитывайся в то время.
Насчет самих эльфов. Такое впечатление, что называли этим словом разных существ, в том числе и продвинутых людей, но не из общины или не местных. То, что мне довелось наблюдать в наше время в нашем мире. Взять термин Светлые. Люди обладающаие Светлой энергетикой вопринимаются красивыми, и при определенных навыках светлость темность человека можно видеть. Могли быть в те времена, некие закрытые общества людей, практикующих нечто, что давало им светлую энергетику. Я сама сталкивалась с такими людьми, хотя назвать их людьми можно с натяжкой, настолько они отличаются от обывателей. Таких могли вполне называть эльфами. Надо же было как то их называть, вот и лепили одни ярлык на все. Такие люди вполне могли забирать одаренных детей в ученики или в работники, не в рабы. Обществ таких мне лично не попадалось, да и меня бы не допустили, но то, что они есть и в наше время, ходит много слухов. А люди такие, имеющие к ним отношение, попадаются. Они не совсем обрывают связи с нашим миром, потому ходят сюда по делам. У них есть такие уполномоченные, чтобы минимально быть легальными в современном мире.
Я читала о том, что у эльфов есть Благой Двор и Неблагой. Оценка данная людьми, Благой двор старается помогать людьм, исцелять, наставлять, где считает нужным. Неблагой, что людей надо извести с этой планеты как заразу. Поэтому идея о забирании малденцев во спасение может иметь место. Как и другая имысль, что их забирали на воспитание как будущую рабочую силу. И не факт что быть работником у эльфов хуже чем жить в те времена среди людей. Мы же забираем котят и щенков и ни о каких семейных узах не думаем, эльфы Неблагого двора вполне могут так же относится к людям.
Эльфам в нашем мире нелегко, магия ушла, многое что они могли делать раньше - скорее всего не могут. А люди - могут, другим способом. Про железо был хороший пример.
Насчет всякого разного про головы львов, ноги - копыта и прочее. Если отложить в сторону поэтику и метафоры, то есть еще одно наблюдение. Люди в эпоху до чтения и до христианства имели другой способ восприятия мира. У нас с детства тратится много сил на воприятие текстовой информации. Левое полушарие качают 12 часов в сутки. В те времена энергия развития природно шла на другое. Племена вполне себе видят духов и прочее, а не придумывают их. Многие современные практики возвращают человеку умение видеть энергии, духовидеть и т.п. В следствии определнной практики у меня тоже был некий опыт. У всех есть животная часть энергетики, ее можно видеть на фото, и она воспринимается образом животного, которому эта энергетика соответствует. Отсюда Девушка с Единороом вполнеестественный, хоть и редкий феномен.
Причина обмена детьми могла быть еще в том, что если эльфы или цверги живут не в нашем мире, а в Ином, параллельном, за завесой, короче. И если есть некая цель, ради которой надо человеческий ребенок, может баланс миров после кражи ребенка может быть восстановлен только обменом, нельзя так просто забрать и пронести жизнь. Этот принцип я встречала в некоторых практиках и мы очень мало знаем о взаимодействии с тем местом, куда ушли эльфы.
Насчет выставления детей, идея жертвоприношения, как отдать кое-что из ценного, чтобы попросить важного, напр. всей семье пережить зиму или урожай после пары голодных лет - тоже в рамках менталитета той эпохи.
Думается мне, что все эти легенды покрыты большим слоем человеческого вранья и сваливания вины на другого ради социального одобрения. Но были и реальные случаи, правда не только с эльфами и намного реже, чем пишут в легендах. К тому же и эльфами называть могли всех подряд, кто отличался. Поэтому описания так расходятся. В те времена детей и продавали, и отдавали, и убивали, поэтому кража не была чем-то из ряда вон аморальным. У человека не было никаких прав, а у ребенка так и тем более.
Вообще интересно посмотреть на отношение к детям в тех общества, где западный гуманизм еще не пустил корни. Многое в культуре прошлых веков становится яснее. Напр. в Индии не редко к детям относятся как недовзрослым и вообще к природному урожаю. Преступлением считается что-то, сделанное против воли человека, а воля у ребенка появлется к определенному возрасту. (так там считают). А до тех пор, это как плод или котенок, распоряжайся как хочешь. Это не поголовное явление, но ествественное в некоторых регионах. Т.е. отношение к ребенку зависит сильно от развития сознания людей в обществе и общей культуре. Примеры с Индией приводили исследовали детства в средневековье и раньше, чтобы объяснить современному человеку, что некоторые вещи, аморальные и ужасные с нашей точки зрения, вполне естественны для природы человека на каких то этапах развития.