Да, пожалуй.
6. Социальная структура. Жители Страны городов."Материалы раскопок Аркаима и других объектов синташтинской культуры, дают некоторые сведения о социальной структуре синташтинского общества и о характере общественных отношений.
Достаточно очевидно, что в синташтинском обществе существовало деление общества на четкие группы и подчинение низших групп высшим.
Само наличие элитарных групп синташтинского общества понятно из структуры Аркаима, где цитадель представляет собой обособленный, укрепленный двумя-тремя линиями обороны. Судя по мощности культурных слоев, эта часть городища была заселена дольше и интенсивнее. Наличие элиты понятно также из группы богатых погребений и структуры расположения погребальных памятников. Судя по тому, что мужские погребения отделены от погребений детей и подростков, и снабжены богатым инвентарем, включающим в себя оружие, социальная стратификация синташтинского общества, видимо, основывалась на военном подразделении.
В историографии прочно укрепилось мнение о том, что синташтинское общество руководствовалось ритуальными, идеологическими, культовыми мотивами. Между тем, не было представлено убедительных доводов, указывающих на ритуальный характер общества. В Аркаиме нет сооружения, которое можно было бы атрибутировать как храм или культовое место. Если синташтинское общество действительно так много внимания уделяло культам, как уверяют многие исследователи, то вне всякого сомнения, в Аркаиме должны быть помещения или сооружения с явно культовым назначением.
Но вот военный характер общества налицо и виден во множестве деталей, что уже разбиралось выше. Опираясь на эти признаки очень большого значения военного дела в синтшатинском обществе, можно утверждать, что и социальная стратификация этого общества также основывалась на военных принципах."
"Характер поселения на Аркаиме подчеркнуто военный, и население каждого дома городища, видимо, выставляло подразделение и обороняло участок стены. Можно сделать вывод о том, что и погребение также носило военный характер, и каждое, условно говоря, «дом-подразделение» имело свое кладбище. Это может объяснить существование открытого, функционирующего погребального комплекса в течение долгого времени, на котором погребались погибшие и умершие члены этого «дом-подразделения».
Очевидно, что в синташтинском обществе было развито подчинение и возможно угнетение высшими группами низших. Это видно, например из того факта, что население Аркаима было четко организовано в «большесемейные общины» (видимо, объединения семей, связанных родством, на которые возлагались, очевидно и военные функции, например, оборона определенного участка стены и выставление бойцов для сражения) и каждая такая «община» построила дом и участок стены, следуя четкому, заранее составленному плану."
"Каждый дом имел выход на наружную стену и оборонял связанный с ним участок, и в случае необходимости воины могли быстро занять свои позиции. "
"Элитарная группировка была довольно многочисленной и внутреннее слабо расчлененной (во всяком случае, признаков наличия в Аркаиме единоличного «правителя» не просматривается), но столь же очевидно, что она себя четко противопоставляла остальным жителям Аркаима. На это указывает постоянное жительство в цитадели городища довольно значительного населения. Если во многих среднеазиатских городах цидатель защищает дворец правителя или является центром обороны города с постоянным гарнизоном, то в Аркаиме цитадель защищала в первую очередь жителей домов, построенных внутри нее."
"По всей видимости эта элитарная группировка и была главной основой общества, создавшего Аркаим. Судя по его слабой расчлененности и отсутствию признаков наличия «правителя», эта элитарная группировка представляла собой сообщество воинов, между которыми существовало относительное равноправие. Командующий или управитель города мог либо избираться, либо эта должность осуществлялась каждым из входящих в элитарную группировку мужчин поочередно."
"Синташтинское общество можно весьма условно назвать обществом «иерархического милитаризма».
Насколько можно судить, подобное общество могло возникнуть как реакция достаточно хорошо развитого и оседлого общества на резкое увеличение военной опасности. Причем, усиление настолько значительное, что группировка воинов получила в руки возможности для подавления остальной части общества, навязывания ему военного порядка, и отделения себя, в качестве элиты, от всего народа. Вероятно, синташтинское общество развивалось некоторое продолжительное время в этом направлении в условиях сильной военной опасности, что успело накопить большой опыт в военном деле и создать такой выдающийся образец фортификации, как Аркаим."
"Во многих жилищах Аркаима, чуть ниже уровня глиняного пола, обнаружили детские захоронения с глиняными мисками, подразумевающими ритуальную пищу. К сожалению, есть мнение, что детей приносили в жертву, делая из них своеобразных «домовых», охраняющих жилище. Такой ритуал был характерен для многих архаичных земледельческих культур. Наши предки немного иначе относились к смерти и к детям. Однако, можно предположить, что это могилы горячо любимых детей, которые умирали естественной смертью."
"Неподалеку от городища был обнаружен некрополь с захоронениями взрослых жителей Аркаима. Средний возраст усопших – тридцать лет."
"Антропологические материалы фиксируют хорошее питание и хорошее здоровье людей синташтинской культуры. "
"Было установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. В городах не было болезней и эпидемий. ""В могилы клали керамические сосуды, бронзовые топоры-тесла, серпы, иглы и шилья, гарпуны. Среди предметов вооружения - каменные и бронзовые наконечники стрел, копья, боевые топоры. Интересно, что наряду с предметами власти - каменными булавами - в могилах иногда встречаются предметы, связанные с деятельностью металлурга - песты для дробления руды, наковальни, литейные формы.
Если в рядовых погребениях встречаются одно - два изделия из бронзы, то в социально значимых их до десяти и более.В центральных склепах можно обнаружить остатки двухколесных колесниц, иногда с погребениями лошадей и предметами конской сбруи. По общему признанию ученых, это древнейшие в мире боевые колесницы с конской тягой. В науке хорошо известно, что все детали, связанные с колесницами, имеют индоиранское происхождение.
Синташтинско-аркаимские могильники считаются одними из самых богатых погребальных комплексов в степной-лесостепной Евразии в эпоху бронзы. Однако, они поражают не только наборами вещей, но прежде всего архитектурной сложностью могильных сооружений и многочисленными жертвоприношениями домашних животных. Без преувеличения можно сказать, что на одном могильном поле в ритуальных целях захоранивалось целое стадо, состоящее из лошадей, коров, мелкого рогатого скота. Иногда в жертвенниках встречаются кости диких животных: бобра, сурка, лисицы, кабана. "
"Первый женский портрет сделан на основании останков, найденных на территории нынешнего Кизильского района. Челябинские археологи ведут здесь раскопки с 2008 года. По времени Кизильский могильник предшествует Аркаиму. " (территория Страны Городов)
Ее могила – большой курган – 22 метра диаметром. Вокруг него – глубокий ров шириной три-четыре метра. По сути – маленькая крепость. Сделать такое сооружение было непростым делом. Какого-либо «инвентаря» в могиле археологи не нашли. Впрочем, в ту пору еще не сложилась традиция закладки предметов вместе с умершим. Тело было лишь посыпано охрой, видимо, существовал какой-то обряд, связанный с воскрешением – охра символизировала кровь, а значит, жизнь.
«Принцессе» на момент смерти было около 25 лет. От чего она умерла – сказать трудно.”
"На груди второго человека, облик которого восстановили ученые, был обнаружен медвежий клык. А. Нечвалода изобразил его как амулет на шее, но это допущение ученого, а не факт. Клык мог быть положен уже в могилу. Мужчине тоже не больше 25 лет. “
"Две последние реконструкции – это уже собственно аркаимские жители. Эти люди младше первых двух примерно на 200-300 лет. Но возраст мужчины – предположительно 23 года.
Женщина – немногим старше. Она высокая – около 180 сантиметров, притом, что средний рост жителей Аркаима был около 170 сантиметров. Их останки были найдены в Большекараганском могильнике, одном из самых ярких курганов. Здесь много предметов: наконечники стрел, топор-тесло, булава, крюк. Бывало, в могилы вместе с умершим человеком клали жертвенных животных, в отдельных случаях до 20 туш, что говорит о некоем достатке."
"Восстановленный облик жителей Страны Городов дает нам другую важную информацию. Как видим, аркаимцы, попади они сейчас в наше время, легко бы растворились в толпе. Они и впрямь очень похожи на нас.
Алексей Нечвалода и Александр Хохлов относят аркаимское население к древнейшим европеоидам, уточняя, что здесь смешаны две европеоидные ветви – среднеевропейская и средиземноморская. Присутствуют также и уралоидные признаки."
"Что подтверждает ранее известное мнение ученых о том, что самое древнее население на Урале было финно-угорского происхождения (уралоиды). Оно существовало и развивалось здесь в единственном числе вплоть до энеолита (эпоха перехода от каменного века к бронзовому) и бронзового века. Только в бронзовом веке появляется здесь европеоидное население – «ямники». Они начинают смешиваться с уралоидным населением. Причем женщины несут большую степень уралоидности (антропологи говорят, что это даже заметно на реконструкциях), а мужчины более европеоидны.
Антропологи говорят, что при нынешних возможностях науки (и при достаточных средствах, разумеется) можно было бы легко получить даже геном жителей Аркаима.”