А вопрос-то в другом: есть ли универсальные методы воздействия, которые подойдут любому учителю? Даже если учитель и не внушает одним своим видом?
Мой вид и не внушал.
А методы зависят от ситуации и от личностей все же – универсальных методов, то есть для всех, наверное, нет...
Что я могу посоветовать? Есть одно общее правило – никогда не делать того, что от тебя ожидают.
Например - двоечник, лидер класса, доводит учителя. Чего он ждет, этот двоечник? Ну да, понять несложно – истерики учителя, двойки, замечания в дневнике и т.д. Не давайте ему ожидаемого, не идите у него на поводу – перетопчется.
То есть – нельзя позволять ему вести в ситуации, определять рамки общения, оставаться руководителем и манипулятором.
Учителя часто пытаются сломать эту схему с помощью крика – по принципу дерущихся котов.
Ученик громко кричать не будет – значит, в крике преимущество как бы на стороне учителя... но это – ложная победа.
Айвен выше очень верно описала детскую реакцию в старших классах:
Ну орали. Мы как-то ухитрялись не слышать, только кивать через равные промежутки времени. Огрызаться было себе дороже. Ор удлинялся. Как-то мы не реагировали на все тирады. Взрослым положено воспитывать, ну и воспитывайте, мы потерпим.Вот именно – валяйте, мы потерпим. А что вы там нам втираете – нам пофиг. Мне ведь тоже дети прямым текстом говорили: - Вам положено нас воспитывать, ну вот и воспитывайте.
Что означает – мы делаем свое дело, а вы – да нужно, так орите на нас... да хоть забибикайтесь, нам-то что.
Меня такое детское снисхождение никак не устраивало. Это не я тут должна убиваться и делать какое-то свое отдельное дело! а мы делаем одно общее дело, и делаем его не ради меня, ради вас – вот что я пыталась до них донести. И это не им пофиг их образование и будущее, это – вроде как мне должно бы быть пофиг, потому что у меня все это уже есть... так че мне еще-то надо? Но нет, мне не безразлично, что с вами со всеми будет, мне не все равно – вот в чем проблема. Нет, я не то, чтобы все это им говорила... но они услышали,
Мели.
И реагировали не только на каждое слово, а даже на мои легкие перепады настроения... - Вы что-то грустная сегодня.
А что случилось, мы Вас обидели?
Итак, с помощью крика привычные рамки стереотипа общения (учитель надрывается, ученик довольно ухмыляется) – сломать нельзя.
Что тут можно сделать? Вы были правы – вначале, например, найти подход к лидеру, который Вам жить не дает, и правильно его мотивировать.
Способы могут быть разными, все и не перечислишь... вот один из случаев: меня как-то на уроке достал один такой – изгалялся, как мог, отпускал с места замечания, перебивал и так далее. Я была невозмутима, зная его семью, его родителей, и то что выше тройки он никогда ни у кого не получал. В конце урока сказала: - Слушай, дорогой, ты своей выдающейся активностью на уроке уже заработал твердую четверку. Но беда в том, что ты не сказал ничего умного... не задал ни одного интересного вопроса, и не сделал ни одного стоящего замечания... давай так – ты сейчас придумываешь и задаешь мне хороший, умный вопрос по теме – и будет пять. Класс замер... Двоечник покраснел, как рак, ворочал мозгами, потом сказал: – Да хрен с ним, пусть будет четыре. Все расхохотались, и я тоже... поставила ему четверку... больше он меня не доставал.