Интересна мне эта тема... Вот начала делать какие-то наброски. Предполагаю, что в итоге статья получится немаленькая. Здесь наброски к первой части. Образы эльфов в русскоязычной литературе (наброски)
I
Вера Камша «Хроники Арции»
1.
..В фэнтези один из наиболее часто встречающихся образов – образ эльфа. По сути, герой-эльф ближе иностранной литературе, но в последние десятилетия он прочно утвердился и в русской фэнтезийной прозе…
…интересно различное описание эльфов у разных авторов: представления об эльфах могут быть положительны (добрые, прекрасные и прочее), а могут быть и негативны (мстительны, лживы (в русской литературе такие встречаются среди «темных» Елены Петровой в романе «Лейна») , даже уродливы - здесь, например, вспомним все же иностранную фэнтези А.Нортон и М.Лэки «эльфийская трилогия». Конечный эпизод, когда эльфийка-интригантка Триана открывает Врата в свой родной мир (мир, откуда пришли эльфы), а навстречу ей выходит существо, «напоминавшее на вид нелепый гибрид эльфы и рептилии, было вдвое выше Трианы. Оно было долговязым, бесполым на вид и совершенно голым – его покрывала лишь иссиня-зеленая чешуя. У чудовища был хвост… безволосая голова, ноги, гнувшиеся в коленях каким-то совершенно противоестественным образом, безгубый рот, полный острых зубов, и … глаза, которые могли бы принадлежать любому из эльфийских лордов.» (А.Нортон, М.Лэки «эльфийская трилогия» М., Эксмо, стр.1238)
…От чего зависит различие в представлениях об эльфах? Возможных причин можно назвать множество: от традиции, мифологии (см. Мушинский Олег «Краткий обзор эволюции образа эльфа в литературе.» )до влияния «теневых», подсознательных мотивов-фантазий.
Мне лично интересны еще несколько линий: насколько в фэнтезийном образе отражается реальность жизни вообще? Что взято от человека, а что от эльфа (альва, elda)?
Так получается, что первой книгой, которую я упомяну в своих заметках, будет фэнтези В.Камши «Хроники Арции»
2.
…Итак, эльфы изображены высокими, красивыми; во внешности отмечаются «эльфийские голубые глаза» (у Рене). Правда, во второй части «Хроник..» мельком упоминается «слегка раскосые».Эстель Оскора отмечает: «Эльфы были прекрасны, но в них ощущалось что-то обреченное, исчезающее, изломанное…» (Несравненное право». (Страницы не указываю, т.к. читаю в электронном варианте через e-book»).
Эльфы не подвержены старению, однако, живущие среди людей, они выглядят старше (так Роман – Рамиэрль, попавший к людям в младенчестве, выглядит старше Эмзара, своего отца, однако при этом умирать от старости, спустя несколько сотен лет, не собирается).
Так эльфы представляются вполне человекоподобными, если исключить присущую только им магию (какая именно магия - описывается в романе): Рамиэрль сотни лет скитается среди людей, поражая их красотой, пением, знанием волшебства, которое для мира Арции характерно, но не более того.
У Камши эльфы – исчезающий народ. Большинство людей ее мира-фэнтези не верит в нелюдей, но не это главное: почти все эльфы ушли в иное измерение. Оставшаяся горстка живет на болотах, скрываясь от людей. Есть еще и «темные»: к ним попадает Рене, который дает слово не разглашать тайну их существования и местонахождения.
Эльфы по Камше – пришельцы в этом мире, большинство из них не хочет вмешиваться в его дела, однако, вмешательство уже произошло и предстоит другое: иначе погибнут все…
…Пожалуй, невмешательство и отразилось в «обреченности, изломанности»: эльфы живут практически вечно, не изменяясь, в то время как менялись все остальные и все остальное. Чтобы не погибнуть, эльфам пришлось действовать. (Наверное, это говорит о том, что полное невмешательство в мире, где ты есть, невозможно: мир движется, так или иначе меняя все. И как при этом остаться совершенно неизменным?)…
Астен, эльф, брат Эмзара, высказывает весьма спорную мысль: «…бессмертие почти то же самое, что небытие, потому что я устал от пустоты, от бессмысленности, от покоя. Человеческая жизнь коротка, но она ЕСТЬ, вернее, МОЖЕТ БЫТЬ, если ею распорядиться как следует. А что такое моя жизнь, жизнь моих соплеменников? Ее словно бы и нет. Исчезни мы, никто не заметит. Мы существуем, и, опять-таки, это касается только нас». Мысь представляется спорной, потому как не в длине жизни дело, а в ее качестве. Эльфам только что спешить некуда, отсюда и кажущаяся бездеятельность, отсутствие стремления к развитию вообще. Но, тем не менее, развитие есть. Сосуществование же с иными расами может сделать неизбежным не только развитие, но и – более кардинально – изменение.
…Вопрос о старении достаточно интересен и в современной науке. Открываются неизвестные гены, отвечающие за нестарение организма, замечается связь изменения организма с убеждением или неубеждением индивида в способности меняться и прочие весьма занимательные вещи…
В фэнтези традиционно эльфы живут как минимум долго. Камша поддерживает эту традицию, отметив при этом связь старения эльфа с его нахождением среди людей, то есть причины изменения – в представлениях самого эльфа, считающего себя долгое время человеком, или же в чем-то другом? Автор «хроник» умалчивает об этом…
3.
…Одной из болезнейших особенностей эльфийской расы является Эфло д`огэр. В.Камша называет так знание причин гибели. Например, Астени знает, что Эстель Оскора станет его судьбой, причиной смерти.
Кроме того, есть еще одно: эльфы, особенно близкие друг другу, чувствуют смерть родственника или друга, который (по Камше) перед кончиной подумал об оставшемся в этом мире товарище.
Так же автор фэнтези отмечает еще одну особенность эльфов – чувствовать сородича; чувствовать того, в ком есть хоть капля эльфийской крови.
В признании подобных способностей Камша не оригинальна: редко кто из писателей лишает своих персонажей-эльфов присущих им особенно развитой интуиции, эмпатии, задатков осанвэ – более близкого, чем просто телепатия, мысленного контакта…
Возможно ли, что подобные качества могут быть присущи людям? Или эти люди обязательно в таком случае несут в себе эльфийскую кровь? А возможно, интуиция, присущая людям, имеет иную природу и (или) качество? (Кстати, никогда и в жизни не встречала людей, которым интуиция или эмпатия абсолютно не были бы присущи. Вспомним, например, пресловутую «женскую интуицию») …
В то же время весьма интересно влияние субъективного и подсознательного на чистое истинное восприятие реальности, находящейся на расстоянии от эльфа. Обращаясь к реальности, не могу не вспомнить Размышления Юнга («Психология бессознательного», «Об отношении аналитической психологии к поэзии») о влиянии всевозможного подсознательного и бессознательного; как оно действует в каждом случае, который уникален, никогда не станет абсолютно точно известно. Не могу не вспомнить, например, и более банальное – ошибки в интерпретации моего настроения некоторыми интернет-собеседниками, не лишенными способностей к интуиции и эмпатии, но, тем не менее, ошибившимися. Причин этому, возможно, множество, но главное – нельзя отрицать факт возможного искажения в объяснении или видении реальности, находящейся на расстоянии…
А если ошибки свойственны и эльфам (а почему бы и не возникнуть такой особенности образа?), то не только люди способны ошибаться.
В связи с данным высказыванием возникает вопрос: если ошибки существуют, то их причины у эльфов и людей одинаковые или имеют разную основу?
Камша сделала проще: похоже, она полностью избавила своих прекрасных персонажей от искажения восприятия реальности на расстоянии…
4.
Говоря о способностях эльфов, необходимо отметить их связь с природой и с животными. «…эльфы, любимые дети Творца», - пишет Камша («Несравненное право»). Эльфы – «бывшие Хранители Рассветных Земель», поэтому природа подчиняется и помогает им. «Кони волновались, не хотели идти, но эльфы могут заставить любое животное подчиниться своей воле , а уж своих питомцев тем более».
Здесь возникает вопрос: «могут заставить» или являются настолько частью природы, что и заставлять не нужно никого и ничто (возникает полное взаимопонимание, настолько полное, что и животные, и растения воспринимают эльфа как друга или частью себя)?
Камша, похоже, представляет персонажей все же иначе: «Любимые дети Творца» - и именно поэтому эльфам подчиняется (именно подчиняется) природа.
Интересно в связи с этим обратить внимание на взаимосвязь людей и природы в романе. Рысь Преданный служит Эстель Оскоре…Не является сознательным другом, потому что сознание животного под влиянием магии находится между человеческим и разумом обычного хищника. Рысь испытывает привязанность, но она возникает мгновенно, стоило лишь Рамиэрлю надеть на Преданного и его будущего хозяина магические украшения, эту связь поддерживающие. Преданный заколдован оберегать хозяина и его друзей. В книге оговаривается, что рысь не стала бы прежним животным, если украшения были бы сняты, но все же ясно видно наличие власти над Преданным с помощью магии.
Таким образом, ключевыми моментами для понимания отношений люди-природа являются «магия», 2власть», «служение». Для отношений «эльф-природа» - то же самое. Только если в случае с людьми используется посредник – магический предмет, то эльфы сами являются источником магии.
Получается, что В.Камша в «Хрониках Арции» в плане взаимосвязи эльфов и природы не делает особых различий между «детьми Творца» и людьми.
5.
Эльфы, представленные в «Хрониках…», прекрасны, практически бессмертны, …но не так совершенны, как кажется на первый взгляд. Не всем эльфам свойственна гармония, некоторые завистливы, злы и даже подвержены безумию.
Такова, например, сестра Рамиэрля Эанке. Убежденная в том, что эльфы намного лучше людей (во всех отношениях), в том, что эльфы не только не должны заниматься проблемами человечества, она настаивает на поиске Пути из этого мира. Отвергнутая Клэром, разочаровавшимся в ней, Эанке грубо мстит. Правда, как и все эльфы, она не способна на грубую ложь, обман: Эанке всегда говорит то, что думает, но, обезумев, создает отряд и пытается убить Герику. Даже мать эльфийки, сочувствующая ей поначалу, говорит, что ее дочь безумна. Именно попытка убить Эстель Оскору приводит к гибели всех эльфов, отправившихся с ней, ее самой и Астена, пытающихся остановить молодых спутников Эанке.
Убийца не способна на грубую ложь, но она способна на предательство: когда она видит, что ее сторонники начинают понимать, что заблуждались и переходят на сторону Астена, она нападает на своего дядю со спины и убивает его. Эанке убивает эльфа, более того, родственника. И это убийство, совершенное ею, не первое.
Предательство и злоба не свойственны эльфам вообще, но Эанке безумна – это упоминается в романе не зря.
6.
…Да, образ эльфа-elda привлекает читателя даже не столько магией и внешностью, сколько непознанным, непонятным, отличным. Читатель ожидает от не-человека нечеловеческого…
Мышление и психология составляют основу любого существа помимо физиологических особенностей.
В.Камша уверена, что «…люди, что гоблины, что эльфы – природа одна. Никто не любит принимать неприятные решения, а тем паче брать на себя ответственность.» («Несравненное право»). Итак, утверждается тождественность природы эльфов и людей, а, следовательно, особенностей мышления и психологии. И это несмотря на то, что эльфы Арции – существа иного Мира, несмотря на небывалую у людей красоту, здоровье, долгую молодость….
Правда, в отличие от людей, эльфы, как уже говорилось, никуда не спешат (но и у них должна быть цель в жизни), эльфы тянутся к прекрасному и создают его – это ли не особенности мышления? Ведь человеку не каждому дано быть поэтом, музыкантом или художником, а эльфы Камши, так или иначе, все близки к искусству.
Хотя эльфы и стараются жить обособленно, не вмешиваясь в дела людей, а некоторые из них прямо считают себя существами более высшего порядка, чем люди, в действительности абсолютной дистанции между двумя расами не существует: «… проклятие выбора, цели, средств, совести они (эльфы) несли так же, как и мы (люди)». («Несравненное право»). Именно это сходство позволяет Астену полюбить Эстель Оскору.
Эльфы так же, как и люди, постоянно находятся перед выбором: вмешиваться или нет? Задаются вопросами: как поступить, как помочь? Они страдают, любят, ненавидят, воюют и создают.
В. Камша опровергает мнение, что эльфы не имеют семьи с людьми: Рене – потомок смешанного союза между эльфом и человеком. Опровергает автор романа и верность eldаr «единственной любви в жизни». Астен любит три раза (именно любит, а не просто имеет связь – именно «просто» эльфам «Хроник…» не свойственно.): крестьянку Кэрна, человека, настоящее имя которой забывает за давностью лет; свою жену Нанниэль, к которой охладевает; Герику, Эстель Оскору. Камша утверждает, что эльфы часто имели связь со смертными, от которых могли иметь детей.
Эта странная тяга несколько противоречива: с одной стороны, эльфы стремятся к замкнутости в своем узком кругу; с другой, словно подталкиваемые Тенью-подсознанием часто покидают круг «своих» ради связи с иными расами. Впрочем, эльфы достаточно различны во взглядах. Рамиэрль – один из тех, кто терпим к представителям иных рас, но и ему нужно было время, чтобы принять гоблинов, «детей Тьмы», начать уважать их, ведь эльфы испытывают инстинктивное отвращение к грубым варварам с гор, служителям Ройгу – так утверждается в романе.
В целом создается впечатление, что эльфы, изображенные в «Хрониках…» доказывают, что крайности (или стремление к ним) создаются самими персонажами, а не даны Природой.
7.
Вероятно создание художественных образов зависит от мировоззрения самого автора, от его увлечений, знаний, занятий…
Сама В.Камша в одном из интервью (
http://www.mirf.ru/Articles/print97.html ) называет свои произведения «историческим фэнтези». Талантливая писательница считает, что «игра –это игра, а жизнь – это жизнь, смешивать их нельзя…», а «Если человек вообразит себя эльфом, возьмет деревянный меч, затаится в темном подъезде…», то его нужно лечить.
В.Камша вообще против «нереальности» (сказки) и всем, что могло бы ассоциироваться с ней хотя бы отдаленно: даже совершенно необычное явление, действительно имеющее место быть в жизни, автор считает неприемлемым использовать в хорошем фэнтези, иначе «читатели хором возопят: «Не верим!»
Автор «Хроник…» утверждает, что особенности создания образов, сюжетных линий во многом объясняется тем, что она ориентируется «на земную историю». Получается, что по сути изображаются не эльфы, гоблины, маги, а люди. Пусть наделенные необычными свойствами, но люди со своей психологией, проблемами, своими поисками истины. Именно человеческая реальность отражена в произведениях В.Камши, именно с человеческой т.з. нужно понимать всех персонажей ее произведений…
Однако, человеческое не всегда, вероятно, аналогично эльфийскому образу в литературе, и я открываю книгу другого автора…
Продолжение далее