Ой, ну тут на целый трактат наберется.
Во-первых, давайте не поминать виккиан. Они надергали отовсюду, куда дотянулись. Хорошо?
Во-вторых, не будем здесь и сейчас разбирать генеалогию кельтов. Сохранилось так мало, что, там сам черт ногу сломит. Кстати, не Мабиноги, а Мабиногион
Каюсь, полностью ниасилила.
А вот в-третьих, поговорим об Тройственной богине. Настоятельно рекомендую прочесть книгу Роберта Грейвса "Белая Богиня"
А пока я надергаю оттелева цитат. Сначала об ипостасях
В галльско-римском захоронении allee couverte [5] в Трессе близ Сен-Мало в Бретани на одной мегалитической колонне высечены две пары Девичьих грудей, на другой - две пары грудей Материнских. Верхняя часть третьей колонны не сохранилась, однако проводивший раскопки В. Коллэм полагает, что на ней должны быть отвисшие груди Старухи. Очень интересная находка в этом захоронении (судя по бронзовой монете Домициана, оно относится к I веку) - кремневый наконечник стрелы, имеющий форму ивового листа с декоративной насечкой в виде двух полумесяцев. Ива, как мы убедились, была священным деревом Луны, в алфавите Бет-Луис-Нион - это Saille, буква S. Самое древнее начертание буквы S в греческом алфавите - С, заимствованное из критского линейного письма. Сэр Артур Эванс приводит в книге Дворец Миноса таблицу эволюции критского алфавита из идеограмм и толкует знак С как Луну на ущербе - Лунная Богиня как Старуха. Наконечник был, вероятно, подношением третьему Лицу Женской Троицы [6]: для римской Бретани это совершенный архаизм, пригодный разве что для ритуальных целей, как ныне меч Королевы или посох архиепископа. В. Коллэм сделал анализ древесного угля, найденного под этими колоннами, скорее всего, остатков погребального костра, на котором сжигали умершего. Это был уголь ивы, дуба и орешника, символизирующих колдовство, царское достоинство и мудрость.Затем о противопоставлении Солнце-Луна.
Вы абсолютно правы, что у галлов такого противопоставления не было. А вот Луна ОТОЖДЕСТВЛЯЛАСЬ с богиней. Почему? Потому, что это отголоски матриархата, когда отцом ребенка мог быть кто угодно, но мать всегда известна. Богиня - мать всего сущего. Это доказывает лишь то, что это очень древний источник, гораздо древнее, чем институт отцовства, как переходная форма, и, разумеется, чисто патриархальной стадии развития общества.
Переходная стадия отражена в античных религиях, а патриархальная стадия - это иудаизм, христианство и ислам. Но и в них сохранились отголоски древней религии, особенно в католицизме и протестантстве. Это поклонение Деве-Луне и Сыну-Звезде.
В средневековой ирландской поэзии Марию точно так же отождествляли с Богиней поэзии Бригиттой, ибо св. Бригитта, Дева в облике Музы, была известна в народе как Мария Гэльская. Богиня Бригитта - это Триада: Бригитта поэзии, Бригитта целительства и Бригитта кузнечного дела. В гэльской Шотландии Ее символом был белый лебедь, и Ее знали как Невесту-Златовласку, Невесту с Белых Холмов, Мать Короля Славы. На Гебридах Она покровительствовала родам. Ее эгейским прототипом была, по-видимому, Бризо Делосская, Лунная Богиня, в жертву Которой приносили корабли, а Ее имя, как считали греки, произошло от слова brizein - "колдовать". Поклонение Бригитте было очень распространено в Галлии и Британии во времена римлян, о чем свидетельствуют многочисленные Ей посвящения. Кое-где в Британии св. Бригитта сохранила ипостась Музы до пуританской революции, и к Ее целительской силе обращались у священных источников посредством стихотворных заговоров. Женское исправительное заведение Брайдуэлл в Лондоне некогда было Женским монастырем св. Бригитты [8].
А вот как призывали местную Триаду Бригитты в Корнуолле:
"Три Дамы к нам пришли с востока,
С одной - огонь, с двумя - мороз.
Уйди, огонь, приди, мороз".
Это заговор от ожога. Одним словом, читайте. Но сам Грейвс предупреждает в предисловии
Должен, однако, честно предупредить читателя: книга эта все же не только весьма необычна, но и весьма непроста, и за нее не стоит браться тем, чей ум отличается смятенностью, пресыщенностью или строго научным строем. Я старался ничего не упустить в своих многотрудных доказательствах, возможно, лишь потому, что читатели моих последних исторических романов с некоторой долей сомнения восприняли неортодоксальные выводы, не всегда подкрепленные авторитетными цитатами. Вероятно, теперь они с удовлетворением обнаружат, что загадочная формула Быка-теленка и два Древесных алфавита, которые появляются у меня в "Царе Иисусе", - не "досужая игра" воображения, но логические выводы из достойных уважения свидетельств древности. Есть, например, здесь
http://royallib.com/book/robert_greyvz/belaya_boginya.htmlТак же настоятельно рекомендую "Кельты-язычники. Быт, религия, культура" Энн Росс
Цитата оттелева
Понятие троицы женских божеств, судя по всему, играло основополагающую роль в языческих кельтских верованиях. В иконографии племенная богиня-мать изображалась в основном как группа из трех богинь-матерей, известных как в галло-римском, так и в романо-бритт-ском мире. Материнский аспект племенной богини имел первостепенное значение; поэтому неудивительно, что в скульптуре она изображалась как богиня-мать, которая кормит своего ребенка, держит его на коленях или играет с ним. Материнский и сексуальный аспекты кельтских богинь достаточно хорошо засвидетельствованы. Но должна заметить, что Росс исследует с христианской позиции, менее бережна к источникам, чем Грейвс, но и она не обошла вниманием тройственность верховной богини.
Прорабатывайте. Скачать можно тут
http://www.e-reading.link/book.php?book=1002768Грейвс (ИМХО) глубже, хоть и концентрируется лишь на одной грани, Росс попроще и занимательней, читается намного легче, но и в ее работе о кельтах можно узнать побольше, чем в Вики и в викки
.