Размышления
о подводных камнях виртуального общения и знакомств.
Выдуманный образ и реальный человек - как они сочетаются?
Прочитанный спор в одной теме на этом форуме напомнил мне одну статью, прочитанную в Интернете.Выложу её полностью, со ссылкой на страничку автора (он так просит и я буду соблюдать его авторское право).
Если форумчанам информация покажется полезной, то у меня найдётся ещё несколько материалов на эту тему. Авторство не моё, поэтому даю ссылку на страничку автора.
Как развитие темы, хотелось бы пообщаться о том, как соотносится виртуальный образ с образом реальной личности. Вот об этом и есть те материалы. На эльфийском форуме, я думаю, это может быть актуально.
Сказочные эльфы (ну или из легенд) - Дивные существа, прекрасные, мудрые. Красивее, мудрее и совершеннее обычных людей. Реальные же участники форума - не столь совершенны, имеют какие-то недостатки во внешности, речи и т.д. И это естественно и нормально.
Итак, статья:
О виртуальном общении.http://zhurnal.lib.ru/k/kot_b/virtual.shtml Долго размышлял - не один месяц - почему же непомерное количество виртуальных диалогов заканчивается руганью и ссорой, зачастую на пустом месте.
И пришёл к следующему выводу. Виртуальное обращение не передаёт оттенок изначальной доброжелательности речи. Возможно, интонация доброжелательности в нашем живом общении выполняет ту же функцию, как смазка в механизмах (хотя пример не вполне точен). Если её нет - то процесс тормозится.
В нашем повседневном общении мы так привыкли к этой "несущей частоте", что не замечаем её - как не замечает здоровый человек своего скелета. Однако из этого не следует, что он не нужен, или без него можно обойтись.
Получается так, что обращающийся эту свою доброжелательность "слышит", в процессе написания постинга он всё время учитывает своё реальное отношение к собеседнику. Он как бы говорит с ним вживую. Но собеседник всего этого не знает. И не узнает никогда.
Принято считать, что, не имея необходимого "эмоционального скелета общения", "подпитки", вот этого "бэкграунда доброжелательности", тот, к кому виртуально обращаются, получает просто выхолощенную, засушенную, но тем не менее полноценную информацию. Типа, он не видит мимики, и всё такое прочее, но, в конечном счёте, интеллигентные люди могут без мимики и обойтись: хватит одних буковок на экране.
На самом деле всё обстоит куда хуже. Собеседник начинает улавливать в "сухой инфе" оттенок агрессивности, которой изначально-то и нет. Что такое организм без скелета? Ведь первому придётся компенсировать отсутствие последнего мышечными сверх-усилиями.
Здесь можно было бы порассуждать о конкуренции особей, что в результате эволюции у нас сформировались система невербальных, интонационных сигналов, которые говорят сопернику, что мы не предрасположены к бою. О том, что тот животный эволюционный пласт, при котором любые люди - прежде всего соперники, так в нас и живёт, просто, как сказал бы Гегель, "в снятом виде". О всяческих системах коммуникации, и т.д. и т.п. Но это ни к чему.
Лучше приведу простой пример. Мы привыкли заходить на эскалатор, когда он едет; при этом все наши двигательные рефлексы компенсируют происходящий толчок. В результате мы заходим на него, и даже не замечаем этого, продолжая размышлять о чём-то своём, или даже читать.
Если же приходится (допустим, глубокой ночью) зайти на стоящий эскалатор, то "рефлексы компенсации", выработанные десятилетиями, всё равно срабатывают.
Казалось бы: ведь сознательно мы понимаем, что эскалатор стоит, и тем не менее обязательно дёргаемся вперёд. Осознанность факта неподвижности эскалатора нас не только не спасает, но и ни капли не может помочь. Рефлексы работают помимо наших сознательных установок.
То же самое и при виртуальном общении: сознательно мы все более-менее знаем, что оно много чего не передаёт, но это не мешает нам "наклоняться вперёд", в сторону мелкой, поначалу практически незаметной агрессивности. В ситуации "вакуума изначальной доброжелательности" наши рефлексы дают автоматическую "отмашку назад". И сознательные установки здесь также не помогут. В результате получается так, что даже на самый первый постинг мы отвечаем ему немножко суховато. А он, в свою очередь...
Для бытового сознания это выглядит так, что самая обычная и безобидная фраза, написанная на форуме, для читающего её воспринимается ('звучит' для 'внутреннего слуха') слегка резковато.
Мы теперь неосознанно принимаем обращение к нам в штыки, а сами также не замечаем этого. Соответственно, отвечаем мы нашему собеседнику уже без особой дружелюбности: необходимый "месседж" о его изначальной доброжелательности наша психика не получила, и перешла на совершенно другую программу, связанную, скорее, с отражением скрытой агрессии собеседника. Теперь для нас уже оказывается важнее не тема дискуссии, а нечто иное. Соответствующие поведенческие программы заработали; соответствующие механизмы психики включились - это произошло помимо нашей воле. Мы продолжаем считать, что обсуждаем тему. Но мы обманываем себя: наше существо переключилось на противостояние, а тема теперь - лишь предлог. Эмоциональный подтекст и рациональное содержание по сути дела поменялись местами: рациональное стало лишь предлогом, оно уже вторично. Процесс идёт всё дальше и глубже... В этих условиях противостояние двух индивидов не сможет не принять, в конце концов свои откровенно агрессивные формы.
Внешне всё выглядит так, что люди обсуждают некую проблему, скажем связанную с эпохой Возрождения. Раздаются (вернее, пишутся) всякие умные фразы, приводятся всякие умные имена - Хёйзинга, А.Ф.Лосев, Бицилли, Жак Ле Гофф, натурально и Бахтин, "Творчество Рабле"... Но при этом собеседники всё более и более раздражаются. Уж наверное не из-за трактовки Бахтиным карнавальной культуры! Казалось бы: люди одного интеллектуального круга, интересуются сходными проблемами... Читаешь их постинги и комплексуешь: чёрт подери! Хёйзингу я читал в Универе, 15 лет назад, потом кому-то дал почитать, и нихрена не помню... Бицилли.. его же вторая книга вроде не вышла? Неужели я пропустил? Ну всё, отстал от интеллектуального процесса, надо испить йаду...
А они всё ругаются. И вот возникает резонный вопрос: эти умные парни, почему они-то не учитывают в своём общении вот этот важнейший отсутствующий пласт? Они-то почему не осознают истинную причину, почему раздражаются? Да ещё заканчивают свой высокоучёный диалог прямыми оскорблениями...
Итак, мелкая искра изначальной агрессивности в ходе дискуссии постепенно раздувается в пламя... Возможно, что люди находятся на вполне сходных позициях, но не разобрались с терминологией (или оттенками смысла). Благодаря виртуальности сделать это им уже не суждено...
Не менее грустно и то, что собеседники, перессорившиеся виртуально, вряд ли смогут помириться и впоследствии нормально общаться в реальной жизни: свои виртуальные конфликты они наверняка перенесут и туда, в реал.
Не говоря уже о том, что доброжелательность может иметь огромное количество оттенков. "Сухая", "голая" инфа, причудливо переплетаясь в живом общении с "эмоциональным рядом", создаёт единый коммуникативный поток, который мы, собственно, и воспринимаем. Например, если "чистый смысл" оказывается резковатым для собеседника, то мы смягчаем это интонационно. Виртуал таковой возможности не предоставляет. И касается это не только форумов, но и общения по Е-мэйл. Вообще, речь идёт о некоторой принципиальной порочности электронного общения.
Теоретически, этот изначальный эффект "вакуума недоброжелательности" можно как-то, на элементарном уровне, компенсировать. Хитрая Занудища после каждой своей поправки к моему тексту ставит смайлик. Я чувствовал, что он как-то помогает восприятию, но не осознавал, как именно. Отвечал, как обычно; то-то, небось, она думала, что я на неё дуюсь!
Но как будут выглядеть такие форумы, где над каждым словом будет стоять титло, свидетельствующее о нашей предрасположенности к собеседнику? Да и точно ли это поможет?