И да, я обещала дать выдержки из писем Профессора, как и обещала. Я не забыла - даю. Сначала - те, которые касаются "Сильмариллиона", как древней хроники эльфов. Он всё время говорит о ней, как об отдельной книге, древней хронике, хотя и называет её "глубоко личной чепухой".
Письмо 19, к Стэнли Анвину:
«Больше всего я радуюсь тому, что «Сильмариллион» не был отвергнут с презрением. С тех пор, как я выпустил из рук эту глубоко личную и очень любимую чепуху, я, как это ни смешно, словно осиротел; думаю, для меня оказалось бы тяжким ударом, если бы вы и впрямь сочли всё это чепухой..
…Нужно ли говорить, что имена эти вовсе не кельтские! Равно как и сами сказания».
Письмо 25, редактору газеты «Обсервер»:
«Ни на какой другой книге моя история напрямую не основана – кроме, разве, одной, и та не опубликована: это «Сильмариллион», хроники эльфов, на которые в тексте то и дело встречаются ссылки. О будущих исследователях я и не думал; а, поскольку книга существует в единственной рукописи, в настоящий момент шанс на то, что это указание кому-либо пригодится, очень невелик».
«Дракону в качестве имени – или, скорее, псевдонима – досталась форма прошедшего времени древнегерманского глагола smugan, «протискиваться в дыру»; филологическая шуточка низкого пошиба. Остальные имена принадлежат Древнему и Эльфийскому Миру и модернизации не подвергались. И, как бы то ни было, слова elf, gnome, goblin, dwarf – это лишь приблизительный перевод древнеэльфийских названий для существ несколько иного рода и свойств».
Письмо 131, к Мильтону Уолдмену:
«Свод легенд «Сильмариллион» - вещь необычная, и отличается от всех известных мне подобных произведений тем, что он не антропоцентричен. В центре его внимания и интереса не люди, но «эльфы».
На космогоническом плане имеет место падение: падение ангелов, сказали бы мы. Хотя, конечно же, по форме совершенно отличное от христианского мифа. Эти предания «новые», они не заимствованы напрямую из других мифов и легенд, но неизбежно содержат в себе изрядную долю древних широко распространённых мотивов или элементов.
В конце концов, я считаю, что легенды и мифы в значительной степени сотканы из «истины» и несомненно, представляют отдельные её аспекты, которые воспринять можно только в такой форме; давным-давно определённые истины и формы воплощения такого рода были открыты и неизбежно возникают вновь и вновь»
Письмо 153, к Питеру Гастингсу:
«Эльфы и люди в данной «истории» представлены как биологически родственные расы, поскольку эльфы воплощают в себе определённые аспекты людей и их талантов и устремлений, воплощённых в моём крохотном мирке.
В легендах Древних Дней предполагается, будто сам Дьявол поработил и склонил ко злу часть первых эльфов, ещё до того, как они услышали о «богах», не говоря уже о Боге»
Письмо 211, к Роне Бир:
«Я так понимаю, что я создал воображаемое время, однако в том, что касается места, твёрдо стоял на родной матушке-земле. А Средиземье – отнюдь не моё собственное изобретение. Это модернизация или вариация древнего слова, обозначающего обитаемый мир людей, oikoumene: «средний», поскольку смутно воспринимается как помещённый среди опоясывающих Морей и между льдами Севера и пламенем Юга. В древнеанглийском middan-geard, в средневековом английском – midden-erd, middle-erd. А многие рецензенты, похоже, предполагают, будто Средиземье – это другая планета!»