Ну коль скоро Мелиан озвучила ряд вопросов, и полагаю, целая горсть камушков улетела в мой огород тоже, то отвечу:
1. по поводу детей: во-первых, у меня имеется младший брательник. Разница небольшая, но я насмотрелся в течение длительного времени у себя под боком, что есть детка, и с чем ее едят (на правах старшего). Во-вторых, у меня есть энное количество времени за плечами, проведенного в детском доме( одно время я там активно пасся), где работала моя покойная маман, там на деток я тоже насмотрелся - на всяких. Третье - имеется ряд детей у друзей-знакомых, да, с ними я не провожу 24 часа в сутки, но мне вполне хватает имеющегося взаимодействия и наблюдений, чтобы сделать выводы. И да, глядя на..., а также имея в памяти все вышеописанное, мне деток заводить в своем доме не хочется и не захочется. У меня нет такого количества нервов и терпения. Так что я не могу принять аргумент "своих заведите".
2. Я из тех, кого били в детстве. Иногда - за дело, чаще - за что-нибудь. Т.е. наказание далеко не всегда было адекватно проступку. Да, во многом мне такая крайность в воспитании помешала. Однако при этом я получил ряд скиллов, которые мне во многом помогли в жизни: иммунитет к ору, воплям, физической боли (в ряде случаев) и трезвая оценка реальной опасности физического нападения; это была хорошая проверка на то, есть ли во мне стержень или нет. Сломает меня весь этот амбец или нет. Это была экстремальная проверка меня на выживание, приспосабливаемость, стойкость, упорство и т.д. Повторю, я не желаю никому такого экстрима, но там, где родители были правы, наказывая меня - я это за ними признаю. Еще раз повторю - я против крайностей. Однако, если проступок и наказание равноценны - это справедливость. А она должна быть равной для взрослых, для детей - для всех.
Говоря о достижениях в жизни - я закончил школу хорошистом (в аттестате 5 четверок по точным предметам и НВП) - мог бы и на медаль, но было лень. Через год после окончания школы без подготовки (курсов, занятий с преподавателями) поступил в престижный ВУЗ. Заканчивая школу - начал официально работать и соответственно, получать небольшую, но зарплату, и - свою. Т.е. с 16 лет я не сидел на шее у родителей и свои покупки оплачивал сам, да зверье свое кормил сам и все свои хобби оплачивал тоже сам. В дальнейшем интереса к разному обучению не потерял, охотно осваиваю новые навыки и прочая и прочая. А еще мне чужд снобизм на тему профессии - если работа законна, и мне на этой работе позволяет работать здоровье - я буду работать. Многому я научился сам. Целый ряд моих мечтаний осуществился вопреки ряду факторов, и у меня на это хватило упорства, упрямства и умения добиться своего, выросшего из навыка борьбы за место под солнцем. Я при этом отнюдь не герой. Просто в экстремальных обстоятельствах ты либо невзирая ни на что останешься тем, таким, как должен, верным своим идеалам, либо пойдешь по наклонной. И если в душе есть вот эта склонность катиться под уклон, то дерьмом можно стать и в весьма благоприятных для жизни обстоятельствах. И это мы можем наблюдать на массе примеров "золотой молодёжи".
Дети алкашей, Мелиан, не всегда вырастают алкашами - не надо. Дети акадЭмиков тоже не так редко становятся наркоманами, алкашами и прочими маргинальными элементами. Так что не надо, пожалуйста, мешать мух и котлеты в одно. Другое дело, что если ребенок не видит иного образа жизни, довольно высока вероятность, что он пойдет по стопам родителей. И это называется - воплощение родительского сценария. Другой вопрос в том, что даже в очень неблагополучных семьях дети порой вырастают совершенно непохожими на родителей: это действие антисценария, т.е. по сути - "я насмотрелся на это все и мне противно, я никогда не буду делать так, как делали мои родители".
А вообще - я в свое время много думал о том, каким бы я был, если бы моя жизнь складывалась иначе, чем она сложилась. И я понял, что таким, каков я есть сейчас, я мог бы и не стать. Так что наверное, мне стоит быть благодарным в том числе и моим родителям - за всё. И за редкое хорошее, и за многое плохое в моей жизни. Наверное, не пройди я в детстве и юности ту школу жизни, какая выпала на мою долю, со многими другими неприятностями, я бы, наверное, не справился просто потому, что не было бы во мне того закаленного стержня и той брони, какая имеется теперь.
И.. Мелиан... давай не будем об эффективности, ок? И я, многие другие - достаточно эффективны, чтобы не оказаться за бортом, начнем с этого. Каждый эффективен в отстаивании своих принципов и позиций, не скатываясь в яму и не начиная действовать по принципу курятника. И я думаю, что по крайней мере этих двух пунктов - уже с головой хватает, чтобы говорить об эффективности. И я бы не брался судить о том, насколько в этом способствовали наказания (я имею в виду вообще, а не побои в частности) в детстве.
Наказания наказаниями, иным - хоть кол на голове теши, толку не будет. Но я согласен с мнением о том, что пока ребенок сам не в состоянии оценивать реальность на том уровне, когда он достаточно точно сможет не убиться практически на ровном месте, им рулят и должны рулить родители. И если детке двадцать раз рассказали, чем опасна розетка, и почему не надо совать в нее пальчики, а тем более - отверточки и гвоздики, а детка упорно гнёт свою линию и рвется к розетке, то тот, кто не понимает слов и доводов с красочными объяснениями, прекрасно поймет на своей шкурке, что бывает неприятно, но более того - очень обидно, если лезть к запретной розетке. И да - вероятность того, что детка урок запомнит и больше не полезет, выше, чем если детка покивает и сделает вид, что да-да, все ясно, но едва отвернешься - попытается снова с риском получить 220 вольт разряда. А виноват будет опять же кто? правильно, родитель. Поэтому - да, я бы не говорил тут о моральности, нравственности и прочем. Я бы говорил о том, как сделать так, чтобы ребенок остался жив вопреки собственному неуёмному любопытству и жажде познавать мир как захочется, потому что он уже и в три года лучше всех знает, как оно правильно, это противные взрослые не дают делать, что захочется. И эта моя позиция отнюдь не означает, что ребенка надо гнобить, запинывать в угол и прибивать игрушки к потолку. Просто пока у ребенка не сформируется на собственном опыте понятия "я переживаю за тебя", "страшно", "опасно", и прочее и прочее, иногда иного пути, кроме как отшлепать, нет. Я ни в коем случае не говорю об избиении до полусмерти, о том, что ребенка надо именно бить, чтобы кровища-говнище-кишки по стенкам, нет, но детка должна понимать, кто тут главный, и это - отнюдь не детка. Она также должна понимать, что в случае если не выполняются ею определенные условия, то не будет и ей ничего хорошего.
И о насилии вообще - любой ребенок растет в любом случае получая психотравмы - не потому что его гнобят родители, а потому что его "хочу" наталкивается на "нельзя". и вот это неполучение желаемого прямо тут и сейчас же, приводит к психотравме (какое слово страшное, да?). А без разрешений и запретов увы, вырастить детку не получится.