Возвращение эльфов.
Минкультуры Ставропольского края намерено возродить в Пятигорске музей древностей под открытым небом, который станет филиалом Пятигорского краеведческого. О том, как продвигается эта работа, музейщики недавно доложили на заседании общественного совета при министерстве, который возглавляет Владимир Лычагин.
О создании музея заговорили еще два года назад. К сегодняшнему дню благодаря минкультуры края уже подготовлена заявка в федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию туризма, прорабатываются вопросы землеотвода и проектно-сметной документации. Судьба музея древностей будет решаться по мере финансирования этого проекта, которое всецело зависит от Москвы.
Музей древностей Северного Кавказа (первый подобного рода в Российской империи) появился в Пятигорске еще в 1850 году благодаря караиму (это небольшой ближневосточный народ) Аврааму Фирковичу. Помощь ему оказывал тогдашний Кавказский наместник граф Михаил Воронцов.
Фиркович был священником (газзаном), собирателем караимских рукописей и книг, путешественником, писателем. Собственно, с него и принято отсчитывать современную археологию на Северном Кавказе.
В 1849 году Фиркович начал раскопки в Южном Дагестане. Во время своей очередной поездки по Кавказу в мае 1850 года он намеревался снова побывать в Дербенте, но из-за болезни был вынужден остановиться в Пятигорске, где прошел трехмесячный курс лечения минеральными водами. По дороге с Кавказа Фиркович отправился в Кафу (Феодосию), где занялся поисками памятников древнейшего караимского кладбища.
Даже находясь в Пятигорске на лечении, неутомимый искатель сокровищ Фиркович не оставлял своего благородного дела. Музей под открытым небом появился на бульваре, ведущем в Елизаветинскую (ныне Академическую) галерею: сюда со всей губернии привозили памятники, каменные скульптуры, плиты, кресты...
Например, трудами Фирковича в Елизаветинский цветник перевезли каменную статую полулегендарного князя Буса Белояра (по караимски – «Дука бех»). Ее обнаружили на древнем кургане хазарской эпохи на правом берегу реки Этока (курган, как позже выяснили археологи, был не захоронением, а неким культовым сооружением).
Статуя высотой под три метра в нижней части полностью испещрена древними письменами – славянскими рунами. Почитали ее местные черкесы, хотя и вряд ли знали, в честь кого она воздвигнута.
Вокруг статуи Буса, установленной в цветнике, и размещали другие древности, доставляемые в Пятигорск. «Дабы собранием оных в одном месте составлять род открытого музея...» – говорилось в официальных делах императорского управления минеральных вод.
Древние артефакты в цветнике Пятигорска сфотографировал один из первых русских фотографов Григорий Раев. Однако вскоре из Пятигорска огромную статую (кстати, как и многие другие экспонаты музея древностей) перевезли в создаваемый графом-археологом Алексеем Уваровым Императорский исторический музей.
Монумент пытались предметно изучать, например, установили, что вытесан он из редкой, трахитовой лавы, доставленной из верховьев реки Баксан. А вот рунические надписи объявили нечитаемыми, после чего статую отправили в запасники исторического музея, где она пылилась полторы сотни лет, при всех режимах и генсеках.
Выставлять ее начали лишь несколько лет назад. А в запасниках Пятигорского краеведческого музея от статуи Буса Белояра осталась лишь фототипия, сделанная Григорием Раевым.
Многие находки, которые раньше принадлежали музею древностей Авраама Фирковича, сейчас экспонируются в краеведческих музеях Пятигорска и Кисловодска. Например, вытянутые, с огромными лбами черепа, которые якобы принадлежат мифическим прародителям славян – русколанам.
Согласно поверьям, это представители аланской цивилизации, которые умели ворожить и колдовать. В некоторых кавказских языках до сих пор сохранилось слово «алвины», которым называли таких магов. Не правда ли, похоже на индоевропейское слово albh, от которого произошло имя магического племени эльфов. Выставлялись в Пятигорском музее древностей и другие артефакты, обнаруженные Фирковичем во время путешествий по Северному Кавказу. Например, каменная плита с арабской вязью на обеих сторонах, которую местные жители нашли в селе Прасковея при рытье колодца. Или каменные четырехконечные кресты с греческими надписями, обнаруженные в станице Кисловодской и в Татартупской долине (Северная Осетия).
Взято вот отсюда:
Возвращение эльфов