А попробую-ка я вас повеселить.
А то говорят, что самые большие глупости на свете делаются с очень серьёзным выражением лица. В конце-концов эльфы же могут быть и весёлыми и шутливыми. Вспомните, как в «Хоббите» эльфы поддразнивали Торина и Ко, когда те пришли в Ривенделл.
Вот вам – «сказка ложь, да в ней намёк».
Или - в качестве эпиграфа к сообщению.
Анекдот
Василий Иванович Чапаев, как он говорил, «в академиях не учился». И вот командование решило, что пора командиру дивизии повысить свой уровень образования и послало его на учёбу в академию.
Встречается через некоторое время Чапаев с Петькой. Петьке жутко интересно узнать про академию — что там и как.
— Расскажи, Василий Иванович про академию. Что вы там изучаете?
— Ну, предметы разные. Там – психология, логика, философия и всякое другое.
— А чего это такое – психология, логика, философия? Может объяснишь?
— Ну смотри. Стоят, к примеру, в баню на помывку 2 отделения солдат. Одни недавно мытые, другие немытые. Те, что мытые часто в баню ходят, а те, что немытые – давно не были. Какие, по-твоему, вперёд пойдут – мытые или немытые?
— Понятно, что немытые, Василий Иваныч!
— Первыми пойдут мытые потому, что они привыкли мыться! Это, брат, психология!
Петька удивился, а Чапаев его опять спрашивает:
— А вот опять я тебя Петька спрошу. (И повторяет пример с солдатами) Так какие вперёд в баню пойдут?
— Мытые!
— Первыми в баню пойдут немытые потому, что им больше нужно! Логично? Вот тебе, Петька, наука логика.
— И опять я тебя Петька спрошу. (И снова повторяет пример с солдатами).
Петька совсем обалдевает.
— Да ну… Да хрен его знает, Василий Иванович!!
— А вот этим вопросом, Петька, занимается философия!
* * *
Я думал по вопросу данной темы разразиться длинным мудрствованием в плане сравнения
европейской философии (и где-то психологии) и
восточной, а потом подумал, что может выйти долго и нудно.
Мораль вышеприведённой басни такова, что на каждый из трёх случаев с водой и змеёй можно найти обоснование. И серьёзное, и продуманное.
Для меня, конечно же, важным и приоритетным будет мнение христианское. И я понял мысль автора темы
«если что-то делаешь, делай до конца, не сомневаясь. Или не делай совсем. А сомнения и "ерзанья" - они никакой пользы не приносят.» Но, всё-таки напишу пару слов об этом. Европейский взгляд на вещи — это максимальное разделение понятий. Если вспомнить логику, то это логический элемент
ИЛИ. ИЛИ так, ИЛИ наоборот. Или отдал всю воду, или не дал ничего!
А восточный взгляд — это синтез. Умение посмотреть на ситуацию, учитывая не один, а множество факторов. Логический элемент
И. Как они говорят — Срединный Путь (и об этом много можно написать).
Я тут не собираюсь агитировать за тот или иной взгляд.
Часто в деловых, стратегических решениях надо учитывать ряд факторов. И оптимальным будет компромиссное решение, а не «пан или пропал».
А иногда нужно чёткое, бескомпромиссное решение. Пример — наркотики и прочие зависимости. Только НЕТ и никаких ИЛИ.
Насчёт рыцарства и благородства. Как говорили когда-то умные дяди, характер производства и экономики накладывает отпечаток и на отношения между людьми. Феодализм ушёл в историю. Щас мы строим капитализм (или он нас строит). К сожалению, старая замечательная славянская поговорка «Сам пропадай, а товарища в беде выручай» как-то мало вписывается в капиталистическую идеологию. В маркетинг, менеджмент и прочее, что относится к «личному успеху» и «преуспеянию». Опять-таки много можно написать об этом, но пока хватит. Факт тот, что эта идеология эгоизма, мне как-то
не особо
по душе.
Мне случалось рискнуть ради других. Как именно? Не уверен, что об этом нужно здесь и сейчас рассказывать.
От буржуйских «рисков», которые для достижения возможной прибыли, хоть в долгосрочном, хоть в краткосрочном периоде (говоря экономическими терминами), отличия есть.
Рыцарство и благородство, думаю, — это тогда, когда тебе подсказывает пойти на риск не столько
ум или
расчёт, сколько
совесть и
душа. Просто знаешь, что если так не поступишь, то
на душе будет плохо. А телу плохо не будет. В смысле явных физических повреждений, травм и т.п.
И наоборот, когда идёшь на риск из рыцарских побуждений, есть реальные шансы, что для тела это может закончиться повреждениями (не соображу, как лучше написать). А выгоды, скорее всего, никакой из этого не будет. Не предвидится.