Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: "Дивьи люди"  (Прочитано 135702 раз)

Riannon

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
  • Ненавижу толкинистов - они в нас играют!
    • Просмотр профиля
"Дивьи люди"
« : 23 Мая 2012, 19:02:08 »

Дивьи люди, они же чудь, чуды, чудины, Старые (или Старшие) люди встречаются не только в уральских, но во многих финно-угорских мифах, во многом схожих с европейскими мифами об эльфах. Предлагаю собирать инфу по сабжу - как научную, так и  прочую-разную.

Для начала - кое-что с сайта "Уральская библиотека":

Есть на Урале и некий мир, существующий как бы рядом с миром реальным. Сей мир ушел – опустился под землю. Это – отголосок иной жизни, тень народов, бывших задолго до славянской цивилизации. И ныне эти волшебные, скрытые от любопытных глаз, народы всё чаще дают о себе знать. Старожили Урала именуют их «чудь белоглазая» и «дивьи люди».

   Когда-то, до прихода славян-ариев, чудь и дивьи люди жили на поверхности земли. Они были единым народом – великими мастерами, строившими прекрасные города и дворцы. Они знали толк в драгоценных камнях, выплавляли из золота и серебра украшения и оружие. Но случилось так, что душами многих из этого племени завладел Дый (Чернобог). Он был богом материального мира. Предавшихся ему людей он обучил магическим искусствам, оборотничеству, поведал тайны земных недр. Он же научил особо избранных из людей изготовлению агриалов и пользованию ими как для добра, так и для зла. Агриал – это аналог оберегов или амулетов, но имеющих очень мощную энергетику как положительную (светлую), так и отрицательную (тёмную). Энергетика агриалов настолько мощная, что праславяне могли управлять земными стихиями и создавать надежную защиту городов, не имея никаких стен. По одному сказанию, эти события имели место около 8 000 – 13 000 лет назад. Дивьи люди признали Дыя величайшим из богов и так отошли от почитания славянских богов. В отличие от них «чудь» не отошла от почитания своих богов, хотя и признавала могущество Дыя. Тогда и разошлись пути чуди и дивьих людей. У Дыя были дети – Чур, Индра, Дива и внучка Девана. У всех были храмы и служители на Земле, которых в народе называли «чёрными магами». Храм самого Дыя – Чернобога был у горы Карабаш (Чёрная Голова), находящейся в Челябинской области. Дый и его дети несколько тысячелетий правили на сей Земле – Урале. Но Дыю показалось мало почитания тех, кто служил ему, и тогда он восстал против Сварога и отобрал у него положенные жертвоприношения (книга Коляды). И тогда войско, ведомое Сварогом, сразилось с войском Дыя. И когда Сварог одержал победу, то заточил дивьих людей под Уральскими горами. И сейчас можно иногда в лунные ночи услышать, как под землею звонят их колокола. А самого Дыя обратил в Великого Полоза – владыку золота и самоцветов уральских гор. Чудские люди дожили до наших дней, только теперь их называют «староверами». По их рассказам, бывает ночь – один раз в столетие, когда близ горы Таганай («Подставка Луны») открывается земля  и является город дивьих людей. В эту лунную ночь дивьи люди устраивают большой праздник.

Оттуда же:

«Дивьи люди живут в Уральских горах. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже солнечного... Выходы в мир имеют через пещеры...» - такую запись сделал этнограф Онучков в начале 20-го века.

Обычно Урал и Сибирь, республику Коми, принято связывать с легендами о Чудском народе, "Чуди белоглазой", которая ушла под землю, спасаясь от засилья их земель иноверцами-христианами. Но в летописях, исторических и этнографических трудах XVIII-XIX в.в. можно найти много упоминаний о Дивьих людях. Испокон веков Чудской народ и Дивьи люди были одним родом. Своими прародителями они считали Чурилу Дыевича и Тарусу. Считается, что они дали начало многим арийским и финским родам. Разделение рода на два народа произошло, как утверждают легенды, по религиозным мотивам. После битвы Сварога и Дыя часть людей спустились вместе с Дыем в подземные города. В мифах их называют дивами или дивьими людьми. Обживать тайные подземные города, расположенные в Уральских горах, им помогали Паны, которые жили там уже давным-давно и происходили от Пана Виевича. Чудской народ ушел в пещеры чуть позже, незадолго до включения Урала в Московское царство.

http://www.urbibl.ru/index.htm)

Попозже выложу отрывки из книги "Мифы финно-угров" (некоторые напоминают кельтские один в один)
Записан
Если надо объяснять, то не надо объяснять.

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #1 : 23 Мая 2012, 19:50:28 »

Riannon, спасибо за тему. Вы вовремя - сама подумывала ее создать. :)

Легенд много, даже слишком. В Кудымкаре есть, например, такая:

“Давным-давно на берегах Иньвы жило могучее племя, и имя племени было — чудь. Славились чудины своею силою богатырскою: дерево ли одним ударом топора срубить, реку ли вспять повернуть, войско ли вражеское в одиночку победить — все им было по плечу!
Но самым сильным из них слыл пам рода чудского Кудым-Ош. Рожден он был от воина, покорившего Каму и Югру, Круточой и Курэгкар, и медведицы, сделавшей его повелителем не только над народами, но и над зверями лесными, и птицами небесными, и рыбами речными и морскими. Много подвигов совершил Кудым-Ош, помогал добрым людям, карал злых и бесчестных, построил для своего увтыра город — Кудымкар, оплот коми-пермяков.
И оставил Кудым-Ош по себе несметные богатства, да строго-настрого наказал своим сородичам чудинам охранять их и отдать в руки только тем потомкам, которые будут почитать свои обычаи и традиции. Так до сих пор никто клада Кудым-Оша и не видал: запутывают хитрые чудины коми-пермяков, водят кругами, а клада нет как нет. “


Тут уж все: и медведица-мать, и в одиночку войско победить. :) Зерно только одно – уход в пещеры и повсеместно упоминающиеся клады:

“Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег».
Иногда также говорится, что чудь «ушла под землю», а иногда о том, что ушла жить в другие места: «У нас есть урочище Важгорт — Старая деревня. Хотя и называем деревней, а там никаких построек нет. И не видно, что там кто-то жил, но старики утверждают, что там жили древние, чудские люди. Долго, говорят, в той местности они жили, но появились пришлые, они стали притеснять старожилов, и те решили: «Нам житья не стало, надо переселяться в другие места». Собрали, говорят, пожитки, ребят за ручки взяли и сказали. «Прощай, Старая деревня! Здесь нас не будет — и никого не будет!» И покинули деревню. Идут, говорят, расстаются с родиной и ревут. Все до одного ушли. Теперь там пусто.»
Но, уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговорённые, «заветные»: на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют эти клады: «Слуда и Шудякор — чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: «Мимо этого городища поздно вечером не ходите — кони затопчут!»
В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано про «чудской клад» в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, аршинах в четырех, стоит трухлявый пень до двух метров в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в «чудских могилах» на кости «заживо погребенной» чуди, — мертвецы, охраняя свои клады, внезапно оживали, как только кто-нибудь приближался к их сокровищам…”


О встречах с чудинами:

“На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: «Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка — высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, чёрные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: «Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!» Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько вёдер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили её кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: «Одэге! Одэге!» Вскоре жители Важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места…»

Точки зрения:

“Одэге — что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?
Загадку чуди с давних времён пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Существовали разные версии о том, кто такая чудь. Этнографы-краеведы Федор Александрович Теплоухов и Александр Федорович Теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья. Учёный-лингвист Антонина Семеновна Кривощёкова-Гантман не соглашалась с этой версией, потому что в Прикамье практически отсутствуют географические названия, расшифровывающиеся при помощи угорских языков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучения. Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов считал, что чудь — это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь — это «наши предки». Последняя версия получила наибольшее распространение, и большинство этнографов придерживалось до последнего времени этой версии.
Открытие на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь — это древние арии (в более узком смысле — предки индоиранцев, а в более широком — предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди учёных и краеведов.
Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много «иранизмов», то в последние годы появилось мнение, что . Появилась версия о том, что названия рек Кама на Урале и Ганг (Ганга) в Индии имеют одно происхождение. Не зря и на Русском Севере (Архангельская и Мурманская области) имеются географические названия с корнем «ганг»: Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив). Не зря географические названия на -кар (Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются при помощи местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединённые названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля «иранское влияние» специалистами признавалось всегда.”


Интересно, что чудинов часто описывают одетыми в звериные шкуры:

“Подошел мужчина с большим длинным шестом и стал возле ног лежащего Ивана. Он был высок и худощав. На нем были хорошо сшитые одежды из шкур. Коричневый цвет этих одежд излучал мягкость, и казалось самой подходящей одеждой в этом северном лесу. На голове была шапка, чем-то напоминающая мохнатую кепку, только без козырька. Мужчина оперся на шест. Иван в одно мгновение понял, что это человек древняя чудь. Древний народ, живший в наших краях до христианизации.”

“Исторические источники отмечают, что, несмотря на такое положение дел, контакты посланцев Чуди с переселенцами всё же происходили. Чаще всего это были довольно необычные контакты посредством сновидений. Вот как описывается один из них: "Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему во сне женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. И сказала она ему: "Ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и всё, что ты строишь, если тронешь эти могилы...". И Татищев внял этому запрету, приказав не трогать эти захоронения".


“Уфимские губернские ведомости” 1865 год описывают Анну уже в белых одеяниях:

“В народе ходит много разсказов и преданий о курганах, городищах, чуди или чудаках; некоторым курганам приписывается как бы христианское происхождение и святость в них погребенных. Так, на многих из курганов будто бы является свет, когда начнут благовестить к заутрене на св. Пасху. Кто станет раскапывать курганы, того постигает страх или наказание Божие; случалось не раз, что смельчаки, люди маловерные ставили на курганах овины или мельницы, но каждый раз, когда строение подходило к концу, буря разметывала постройку до основания. Если же после этого чуда все-таки самоуверенный хозяин-вольнодумец опять принимался строить что-нибудь на кургане, тогда жене, матери, сестре или из близких к нему женщин появлялась белоодеянная женщина с младенцем на руках, с таковою угрозою: я раба божия Анна, чудская женщина, а иногда княгиня чудская, велю вам почитать гробы мертвых, и мой собственный, и моего рода, иначе вы сами погибнете и искоренитесь с лица земли, поведайте мое грозное слово вашим отцам, мужьям, братьям и всем близким…”

Ну что же, Анна – вполне эльфийское имя. :)


Riannon

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
  • Ненавижу толкинистов - они в нас играют!
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #2 : 23 Мая 2012, 23:15:27 »

Una, спасибо!:) Вот бывают же совпадения!:) Как раз недавно читала про "сталкерский" поход по окрестностям Кудымкара - полностью здесь:
http://prm.ru/rest/2009-05-22/34274
(это рассказ одного из участников) Несколько отрывков ниже:

«Что это?» — один из участников нашей экспедиции указывает в сторону больших валунов. На них отчетливо видны небольшие мокрые следы. Цепочка следов, быстро подсыхающая на солнце. Осматриваем находку. Размер ступни небольшой, примерно 35-36 размер. Совсем недавно тут прошла женщина или ребенок, но откуда тут может взяться ребенок, да и женщин в округе быть не может. Места глухие и дикие, только редкие охотники забредают сюда в поисках дичи. Наш проводник задумчиво рассматривает следы: «Это чуды прошли, они тут хозяева…». «Чудской народ?» — уточняем мы. «Ну да, чуды», — кивает проводник. — «Провожают нас…».


Или вот:

Константин, начальник охотхозяйства, сопровождавший нас во время всей экспедиции на случай неожиданных встреч с диким зверем, кивает: «В этих местах часто необычные явления происходят. Некоторые на сказки похожи, но слишком часто эти сказки повторяются. Охотники наши на лесных тропинках встречают людей необычных. Бывает, забьет охотник лося в глухомани, начнет разделывать. Выходит из леса мужичок странный, бородатый, одежды старые, говорит — «Давай подсоблю». Охотник, конечно, соглашается. Разделывают тушу, охотник мяса кусок отрезает, поворачивается к своему помощнику нежданному: «Возьми, спасибо за помощь!», а человека и нет уже, в лесу растворился.

Бывает, на местах поселений древних таких людей видят: приходят ниоткуда и уходят никуда. Обычно все кто их видит замечают – лицо у них бледное, то ли болеют, то ли в полумраке живут…»

«На этой дороге несколько лет назад произошел интересный случай. Группа туристов решила дойти до Раменья и провести там несколько древних обрядов. Дойдя до середины пути они заметили, что точно по центру дороги кто-то посадил грибы, большие, красивые. Было видно, что их вкопали совсем недавно. Почти до самого Раменья кто-то неведомый вкапывал перед группой лесное угощение. Следов они не нашли, а грибы с удовольствием зажарили вечером на костре. Ночью возле палатки были слышны необычные звуки, словно кто-то приблизился к лагерю и сидя наблюдал за людьми. Было ощущение взгляда и пристального доброго внимания. Чуды любят так шутить, а если человек им понравился, то могут так вот и грибами угостить…»

Там много интересного по ссылке.

« Последнее редактирование: 23 Мая 2012, 23:20:07 от Riannon »
Записан
Если надо объяснять, то не надо объяснять.

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8395
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #3 : 23 Мая 2012, 23:52:05 »

Рианнон и Уна, спасибо вам обоим - много нового почерпнула для себя о Дивьих людях и о Чуди Белоглазой.  Особенно интересно было почитать про Дыя - ведь прародителем их считали Чурилу Дыевича, то есть сына Дыя, а не самого Дыя, а видимо, история-то раньше началась...
А у Уны заинтересовалась вторым явлением княгини Анны, где она в белом и с ребёнком...и ещё чудской девицы, которая кричала "Одеге"...

Анна - точно эльфийское имя, с квенья - "Дар" переводится:)
Записан



Форма жизни типа эльф

AnjanieL

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1049
  • Великий Второй Дом
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #4 : 23 Мая 2012, 23:54:06 »

А я вот по поводу названия Раменье.Ведь Рама по эльфийски это крыло?
Записан
Уходим мы.Пред нами Путь Прямой-
На Запад,за сверкающей звездой!
Морским узлом завязано былое-
И доброе,и горькое,и злое...
Благословенье дали небеса
Наполнит ветер наши паруса.
Мы не вернемся,мы спешим Домой.
Прощайте!!!Вспоминайте нас порой...

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #5 : 24 Мая 2012, 02:55:47 »

Рианнон, спасибо за рассказ очевидцев. :)

Вот еще интересная ссылка.


А у Уны заинтересовалась вторым явлением княгини Анны, где она в белом и с ребёнком... и ещё чудской девицы, которая кричала "Одеге"...

Мелиан, знать бы еще, что оно значит - "одэге". :) Явления княгини Анны упоминаются в легендах регулярно.

"Стригановка - деревня в Ирбитском районе, вблизи которой на равнинном месте есть интересный холм. Однажды местные жители обнаружили, что вершина холма провалилась и образовалась яма. Оказалось, что холм искусственный. В давние времена здесь сложили жерди в виде шалаша и засыпали сверху землей. Образовался курган. Концы жердей от времени сгнили, надстройка провалилась. Те любопытные, кто полезли в возникшую яму, нашли старинные вещи, но дальше рыть не стали. В 15 км от Стригановки, в селе Килачево, также есть правильной геометрической формы холмик (его размеры побольше), который местные называют “хановой могилой”. По легенде эти курганы – чудские! За сохранностью курганов зорко следит таинственная сила – чудская княгиня Анна. К тем, кто начинал раскопки, во сне приходит и грозит разгневанная Анна. Непослушных она карает смертью."

"В междуречье Исети, Сысерти и Багаряка цепочкой, от озера Второго Карасьего, до озера Шаблиш, тянутся озёра, ручьи и болота. Соединяясь с болотом Чистым, простирается на юг, на двенадцать километров, при ширине до десяти километров, болото Кошкариха. В старые времена на окрестных возвышенных берегах землепашцы находили черепки древней посуды, бронзовые топоры-кельты, различные украшения. Лежат на Кошкарихе десять островов, по преданию, на трёх из них зарыты клады, а богатство стережёт чудская княгиня Анна. Искали заветные острова и Рыжников, и Сержпутовский, и поклонник археологии писатель Мамин-Сибиряк. Не легко найти эти острова среди бесчисленных протоков, высокотравья, поднимающихся из воды мёртвых деревьев. В этих местах смельчак может сгинуть бесследно."


А я вот по поводу названия Раменье.Ведь Рама по эльфийски это крыло?

Да, но не только. "Раменье" с квенья, если дословно - "я кричал, вопил". Если бы было "Раменья" то переводилось бы - мои крылья. Выбирайте. :)

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8395
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #6 : 24 Мая 2012, 08:39:14 »

За ссылочку спасибо, Уна - правда, там всё вместе: и чудь, и Киево-Пещерская Лавра, и подземная цивилизация в Перу, то есть там вообще след всех подземных народов. И чудь там и высокая и низкорослая, и смуглая, и светловолосая...по ходу, они смешали чудь и сихиртя, как два сокрытых подземных народа.

По поводу "Одеге" - да, непростой вопрос вы задали. Вот бы знать!  ;)На квенья даже близких аналогов нет, про синдарин с уверенностью не скажу...
Остаётся только предположить, используя логику Шерлока Холмса в "Пляшущих человечках" - мол, раз приехал из Америки и подаёт знаки, чего хочет? Явно увидеться :) Но в нашем случае вариативность несомненно шире.
Раз эта красавица чудинка кричит, обваренная кипятком, первая мысль - она проклинает обливших её. Вариант первый - проклятие на голову обидевших её. И потом же проклятие сработало - жители покинули свою деревню.
Вариант второй: "Одеге"  - "собратья!" Она зовёт сородичей на помощь.
Вариант третий - "Одеге" - некое колдовское слово-излечение. Она опять же бежит к роднику - хочет холодной водой вылечить ожоги от горячей. Чудинка пытается избавиться от боли, "Одеге" - заклятие.
« Последнее редактирование: 24 Мая 2012, 08:40:50 от Melian »
Записан



Форма жизни типа эльф

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #7 : 24 Мая 2012, 09:39:22 »


За ссылочку спасибо, Уна - правда, там всё вместе: и чудь, и Киево-Пещерская Лавра, и подземная цивилизация в Перу, то есть там вообще след всех подземных народов.

Мелиан, именно, а также внизу есть ссылки на обзорные статьи по теме. Например, о Деринкую.



Лавра там, конечно, - по касательной. :) Но, проще говоря, – легенды Урала не уникальны, подобные предания о ушедшей под землю цивилизации есть в разных уголках света, и они подтверждены отчасти археологическими находками.

Цитировать
И чудь там и высокая и низкорослая, и смуглая, и светловолосая...по ходу, они смешали чудь и сихиртя, как два сокрытых подземных народа.

Чудь, как Вы сами понимаете, – не самоназвание исчезнувшего народа.
“Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»”.
Все непохожие племена звались чудью, это собирательное древнерусское название. Так назывались, в частности, финно-угорские племена. Например, “вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года”. А также эсты, сету, ижора, корела...
Так что сихиртя для славян – тоже чудь, чуднее  уж не бывает. :)

Цитировать
Вариант первый - проклятие на голову обидевших её. И потом же проклятие сработало - жители покинули свою деревню.
Вариант второй: "Одеге"  - "собратья!" Она зовёт сородичей на помощь.
Вариант третий - "Одеге" - некое колдовское слово-излечение. Она опять же бежит к роднику - хочет холодной водой вылечить ожоги от горячей. Чудинка пытается избавиться от боли, "Одеге" - заклятие.

Да, версии хороши... “Где мои лук и стрелы, где мой конь боевой”? :)
Я бы предложила скорее следующий перевод - “о дура я, дура, на кой я в третий раз поперлась в деревню, где и так моими стараниями остались одни бабы". :)

Riannon

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
  • Ненавижу толкинистов - они в нас играют!
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #8 : 24 Мая 2012, 17:45:23 »


Цитировать
легенды Урала не уникальны, подобные предания о ушедшей под землю цивилизации есть в разных уголках света

Так вот это-то и интересно!:)

Цитировать
Чудь, как Вы сами понимаете, – не самоназвание исчезнувшего народа.
“Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»”.
Все непохожие племена звались чудью, это собирательное древнерусское название. Так назывались, в частности, финно-угорские племена. Например, “вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года”. А также эсты, сету, ижора, корела...
Так что сихиртя для славян – тоже чудь, чуднее  уж не бывает. :)

Само собой, "чудный", "дивный" = "непонятный", "необычный", по сути.

Я буду потихоньку перепечатывать отрывки из мифов финноугров, про чудов (см. ниже)
Записан
Если надо объяснять, то не надо объяснять.

Riannon

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
  • Ненавижу толкинистов - они в нас играют!
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #9 : 24 Мая 2012, 17:57:48 »

Из книги "Мифы финно-угров", автор В. Петрухин, М., "Астрель" 2005
(раздел "Мифология коми")

(Этот миф очень похож на аналогичный ирландский, только там речь идет о муже женщины, которую позвали повитухой к эльфийке, а у нас, как водится, всё веселее:)

"Рассказывают, как одного гармониста незнакомцы пригласили на ночь на праздник, сани с людьми и конями въехали прямо в реку, в подводное село, где все веселились и плясали под гармонь. Но гармонист заметил, что плясуны после каждого круга мажут себе чем-то лицо. Тогда и он подкрался к сосуду с какой-то жидкостью и помазал себе один глаз. Тут гармонист обнаружил, что вокруг него - не веселящиеся люди, а кривляющиеся мохнатые ушастые и хвостатые существа - чуды. (оставим мохнатость, уши и хвосты на совести рассказчика:) - прим. Riannon) Под утро они сами впряглись в сани и отвезли гармониста домой. Но с тех пор гармонист стал одним глазом видеть чудов, которые невидимыми проказили в мире людей. Однажды гармонист не выдержал и схватил чуда-воришку: тот удивился, что человек может видеть чудов, а наивный гармонист показал ему глаз, которым мог видеть нечисть. Тогда бес ткнул ему пальцем в глаз, и человек потерял способность видеть нечистую силу" "Нечисть - тоже на совести рассказчиков:) - прим. Riannon



« Последнее редактирование: 24 Мая 2012, 23:48:59 от Riannon »
Записан
Если надо объяснять, то не надо объяснять.

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #10 : 24 Мая 2012, 20:21:17 »


 а кривляющиеся мохнатые ушастые и хвостатые существа - чуды. (оставим мохнатость, уши и хвосты на совести рассказчика:) - прим. Riannon)

Мохнатость и хвосты так и быть оставим, Рианнон, но уши - никогда! Ушастые - так ушастые!  :P

Adarigell

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4044
  • Йа йожег!!!
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #11 : 24 Мая 2012, 22:53:46 »

Девка побежала к роднику и запричитала: «Одэге! Одэге!».
Вариант первый - проклятие на голову обидевших её. И потом же проклятие сработало - жители покинули свою деревню.
Вариант второй: "Одеге"  - "собратья!" Она зовёт сородичей на помощь
Вариант третий - "Одеге" - некое колдовское слово-излечение. Она опять же бежит к роднику - хочет холодной водой вылечить ожоги от горячей. Чудинка пытается избавиться от боли, "Одеге" - заклятие.

В какчестве версии.
Есть такое слово - удэге (похоже, да?). Так вот, по мнению Э.В.Шавкунова слово это в переводе с языка чжурчжэней (маньчжуров), означает "дикий, грубый, варвар и т.п." - так они называли соседние северные племена (название народа удэгейцев оттуда).
Походу, деваха обругала деревенских баб. Было за что, ага.   ;D


Записан
Будем знакомы - эльф. Просто - эльф.

Riannon

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
  • Ненавижу толкинистов - они в нас играют!
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #12 : 24 Мая 2012, 23:59:18 »

Цитировать
Мохнатость и хвосты так и быть оставим, Рианнон, но уши - никогда! Ушастые - так ушастые!  :P

Ну, только не с мохнатыми ушами!:)


Еще из той же книги:

Коми рассказывают былички о лесных женах, которые не могут пойти с охотником в мир людей. Однажды охотник затосковал о жене в своей лесной избушке. И тут к нему вдруг пришла его жена, которая осталась жить с ним в лесу.Когда же охотничий сезон закончился, охотник повел ее к реке, чтобы переправиться в село; но оборотень, превратившийся в жену, не смог перейти реку. В другой быличке охотник повез свою "жену" по реке, но напротив церкви она бросилась в воду и исчезла.

Для сравнения - из карельских мифов (из той же книги)

Одинокий батрак развел в лесу костер. К нему подошла лесная дева, села рядом и принялась вязать. Батрак хотел потушить костер, но дева попросила его не делать этого - в благодарность она подарила ему чудесную рубаху, которая не изнашивалась, и ее не нужно было стирать. Он проносил рубаху три года и не говорил никому, от кого получил этот чудесный подарок. Но однажды во сне батрак все же проговорился о визите лесной девы, и рубаха тут же превратилась в еловый лапник.


« Последнее редактирование: 25 Мая 2012, 00:28:30 от Riannon »
Записан
Если надо объяснять, то не надо объяснять.

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8395
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #13 : 25 Мая 2012, 13:33:00 »

2 Уна:




Лавра там, конечно, - по касательной. :) Но, проще говоря, – легенды Урала не уникальны, подобные предания о ушедшей под землю цивилизации есть в разных уголках света, и они подтверждены отчасти археологическими находками.

Да, это сборник легенд о Сокрытых народах. Что-то в этом да есть!


Цитировать
И чудь там и высокая и низкорослая, и смуглая, и светловолосая...по ходу, они смешали чудь и сихиртя, как два сокрытых подземных народа.



Чудь, как Вы сами понимаете, – не самоназвание исчезнувшего народа.
“Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»”.
Все непохожие племена звались чудью, это собирательное древнерусское название. Так назывались, в частности, финно-угорские племена. Например, “вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года”. А также эсты, сету, ижора, корела...
Так что сихиртя для славян – тоже чудь, чуднее  уж не бывает. :)

Ну да, это как этимология слова "немец" для русских. "Немец"- стало быть, "немой", не знающий русского языка,  разговаривающий на тарабарском языке, и неудивительно, что русские многих иностранцев называли "Немцами" :) То же и с чудью, наверное.
Оттого и путаница выходит: чудь - это какой-то древний народ, ушедший под землю, то есть одно племя, или всё же многие финно-угорские племена? Немцами могли кликать и французов, но были же и германцы, в конце концов! :D





Да, версии хороши... “Где мои лук и стрелы, где мой конь боевой”? :)
Я бы предложила скорее следующий перевод - “о дура я, дура, на кой я в третий раз поперлась в деревню, где и так моими стараниями остались одни бабы". :)


Очень забавная версия - чудская девка клянёт себя за глупость! :) А ведь она, наверное, по-хорошему их к себе приглашала, а люди как всегда, ничего не поняли!
На деле же, мне вообще непонятно нелюбопытство  местных женщин: у них исчезли мужчины, со двора их увела высокая красивая "чудская девка". девка эта вновь пришла, казалось бы, замечательный случай - и ни одной из них не пришло в голову отправиться за ней следом и проверить, что делает в обществе этой красотки загулявший муженёк? :D

Рианнон,  с появлением тебя, и спасибо за такое количество быличек! На этом материале хоть книгу пиши, полезный очень!
А вот на это -
Из книги "Мифы финно-угров", автор В. Петрухин, М., "Астрель" 2005
(раздел "Мифология коми")

(Этот миф очень похож на аналогичный ирландский, только там речь идет о муже женщины, которую позвали повитухой к эльфийке, а у нас, как водится, всё веселее:)

"Тут гармонист обнаружил, что вокруг него - не веселящиеся люди, а кривляющиеся мохнатые ушастые и хвостатые существа - чуды. (оставим мохнатость, уши и хвосты на совести рассказчика:) - прим. Riannon) Под утро они сами впряглись в сани и отвезли гармониста домой. Но с тех пор гармонист стал одним глазом видеть чудов, которые невидимыми проказили в мире людей. Однажды гармонист не выдержал и схватил чуда-воришку: тот удивился, что человек может видеть чудов, а наивный гармонист показал ему глаз, которым мог видеть нечисть. Тогда бес ткнул ему пальцем в глаз, и человек потерял способность видеть нечистую силу" "Нечисть - тоже на совести рассказчиков:) - прим. Riannon

Хочется действительно сказать, что рассказчик просто очень боялся "чудов" и приписывал им свойства мохнатости и хвостатости ( согласна с Уной, ушастость - это наше всё ;) Вот так и возникали сказки о хвостатых чертях - от страха рассказчиков!

2 Адаригель
[quote author=Adarigell link=topic=415.msg11397#msg11397
В какчестве версии.
Есть такое слово - удэге (похоже, да?). Так вот, по мнению Э.В.Шавкунова слово это в переводе с языка чжурчжэней (маньчжуров), означает "дикий, грубый, варвар и т.п." - так они называли соседние северные племена (название народа удэгейцев оттуда).
Походу, деваха обругала деревенских баб. Было за что, ага.   ;D
[/quote]

Если действительно слово так похоже - очень забавная версия! Действительно, чудская девка могла и обругать "варварских" баб, которых она приглашала пообедать, а они её обварили.
Слово "удеге" напомнило мне "адыгейю":)  ;)
Записан



Форма жизни типа эльф

Riannon

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
  • Ненавижу толкинистов - они в нас играют!
    • Просмотр профиля
Re: "Дивьи люди"
« Ответ #14 : 25 Мая 2012, 21:28:40 »

Melian, давно собиралась это сделать, но надо же когда-нибудь...:)

И, как выяснилось, не только я:) вот и хорошо - соберем все в одном месте, чтобы по всей сети не искать. Тем более, что книжки, из к-рой я цитирую отрывки, я в сети не нашла.

UPD а, нет, вру, на либрусеке есть уже. Но все равно я бы рекомендовала ее купить всем интересующимся темой.

Еще о чудах:

Рассказывают также, что «чудя» жили как звери в лесах, «питались зверьем и одевались зверьем». Но тут явился «Степа-угодник» (Стефан Пермский) и стал всех крестить, а с угодником пришли царские слуги требовать оброк. Тогда «чудя» бежала в леса и скрылась в вырытых там ямах со всем своим богатством.

О богатствах чуди рассказывают легенды: к чуди прямо с неба упали серебряные кони и золотые сани, которые служили этому народу, пока он не ушел. Коней же и сани чудь спрятала, и никто не может найти этого клада, хотя и показывают урочище, где он якобы зарыт.

Есть поверье, что чуды превратились в злых духов, которые прячутся в темных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими. В одном предании рассказывается, как мать однажды цедила брагу, а к ней подошла незнакомая девушка и сказала: «Мама, дай мне на вечер сито». Хозяйка удивилась, что девушка именует ее матерью — ведь ее собственная дочь уж семнадцать лет как лежала в люльке и не росла. Тут девица и показала матери, что в люльке у нее не дочь, а чурка, и расколола ее топором. Оказалось, что мать, не окрестив дочь, понесла ее в баню, да забыла веник, и, выругавшись, отправилась за ним. Тут чудь и подменила ребенка чуркой. Девочка выросла у чуди, научилась превращаться в зверей и птиц, быть невидимой. Но чудь хотела выдать девушку замуж за одного из своих, и несчастная попросила о помощи мать: когда она услышит звон свадебных бубенцов и увидит, как со стороны бани приближается снежный вихрь, пусть кинет в него крест — его чудь боится больше всего. Так мать и сделала: из снежного вихря вылетела курица, которая и превратилась в ее дочь. Правда, девушка была не жилец на этом свете и скоро умерла.


(Кстати, соотнесение "чудей" с "нечистью" характерно и для Европы после прихода христианства - там тоже к фейри относились скорее с опаской.)

« Последнее редактирование: 25 Мая 2012, 21:46:01 от Riannon »
Записан
Если надо объяснять, то не надо объяснять.