Ок, но я вернусь тут к своей теме с Вашего позволения.
Итак, легенда об основании Тира... я скопирую сюда свое первоначальное сообщение, чтобы не было несвязностей:
Ну, вернее, народ-то, может, и есть, а великая цивилизация погибла. Где вот сейчас потомки народа майя? Южные американцы? А где все их древние знания?
Это не только их цивилизация. Сколько их погибло - не пересчитать... а знания - отчасти в подполье ушли, отчасти были переданы другим народам. Изображение Пернатого Змея было даже в греческом Акрополе. Про египтян вобще молчу:
Вот что пишет об этом писатель IV в. н. э. Евсевий Кесарийский: «Природу дракона и змеи обоготворил сам Таавт [бог мудрости у финикийцев, близкий египетскому Тоту. - И. Р.], а после него уже финикияне и египтяне. По его учению, это животное более всех прочих пресмыкающихся обладает духом [Сравним: «Змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3. 1) - И. Р.]; оно отличается своею огненною природою, а также, благодаря своему духу, непревосходимой быстротою (…) Оно вечно и снова разрешается в себе. (…) Финикияне называют его [Змея] Добрым Божеством. Подобным образом и египтяне дали ему имя Книф. Они придали ему голову ястреба, вследствие энергии этой птицы.
И Эпей, названный ими величайшим толкователем таинств и иерограмматом (его перевел на греческий язык Арей Гераклеополит), иносказательно говорит дословно так об этом: “первое, самое божественное - Змей, имеющий вид ястреба (выделено мной. - И. Р.), весьма красивый. Всякий раз, как он открывает глаза, он наполняет все в своей первозданной стране светом, и наступал мрак, как только он их закрывал” (…) Впрочем и египтяне изображают мир на основании того же представления. Они чертят замкнутый воздухообразный и огневидный круг с растянутым посередине Змеем в образе ястреба - Добрым Божеством, имеющим силу соединять (…) Ну или финикиян возьми - нет уже Финикии, как таковой, и все эти жертвоприношения им не помогли, так?
О, Тир... он - настоящая загадка. Там трже осталось предание о той войне с о многом говорящим приказом:
У Нонна (Dionisiaca XL, 428-534) легенда об основании Тира рассказана так: «Здесь некогда жили люди, которых Век (Эон), рожденный из одного с ними начала, одних видел сверстниками вечного мира. Это были - непорочное порождение небрачной почвы, самобытный образ которых тогда родился от невозделанного, незасеянного ила. (…) Однажды они спали у источников во время полуденного жара. Геракл (здесь так назван Мелькарт) явился им в призрачном человеческом образе и повелел этим “чадам земли” строить корабль и плыть на нем, пока не прибудут в “присужденное роком место”, где плавают в море две блуждающие неустойчивые скалы, которые природа наименовала Амвросиевыми (по-гречески “амврозия” - “пища богов”. - И. Р.). В них, в центре блуждающей по водам скалы, цветет имеющая свой корень ветвь маслины, современная им и соединенная с ними.
На самой вершине ее увидите сидящего орла и искусно сделанную чашу (не к этой ли чаше восходят еще и корни легенды о Святом Граале? - И. Р.). От горящего дерева самозажженный огонь испускает дивные искры, их блеск обходит несгораемую маслину, а извилистый змей обвивает высокое растение, увеличивая удивление для глаз и ушей, так как и [змей не набрасывается на орла], и орел, схватив пресмыкающееся, не растерзывает его, и огонь, носясь по ветвям, не пожирает невредимого растения, но испускает дым среди него, как приятный блеск. Он не уничтожает клубков дракона и не касается перьев птицы. И чаша, вися неподвижно, не падает сверху, соскользнув с вершин, колеблемых ветром.
Поймав премудрую птицу, высокопарящего орла, принесите ее в жертву Темногривому (Посейдону), а кровь его - в возлияние блуждающим в море столпам, Дию (Зевсу) и блаженным (богам).
И неустойчивая скала перестанет блуждать по водам, но сама собой привязаная к неподвижным основаниям, примкнет к несвязанной к ней скале. Вы построите город…» [17, с. 53-54].В общем орла - нужно поймать и принести в жертву, непременно пролив его кровь. Такой же рассказ сохранился в Америке.
***** ***** ***** ***** *****
Ну что? С одно стороны все просто - плывите, ищите орла со змеей, убейте орла. И тогда сможете основать Тир. Это - видимая часть айсберга-легенды.
Но есть у айсберга и часть подводная, которая всегда намного объемнее явного. Чтобы ее до конца понять, можно вернуться в древний Шумер.
Шумерская мифология - самая ранняя из нам известных, но и она возникла на уже обломках тех погибших цивилизаций. Так что, будучи синкретическим сводом преданий, переработала все в ключе преклонения перед всем могуществом древних - и северным (гиперборейским) и южным (атлантическим). Все боги могущественны потому что, и на всякий случай ку делать и приседать лучше перед всеми. Безопаснее выйдет.
В шумерской мифологии два основных антагониста и противника - Энки и Энлиль.
Энки - хозяин подземного мира и вод, бог мудрости, хранитель Ме - свода правил и законов. Он "Владыка Низа". Его сторона - юг. Он строгий, но хороший. Он - настоящий бог шумеров, бог с рыбьим хвостом, вышедший из моря и научивший шумеров всему. Его культовый центр - Эреду.
В шумерской мифологии Энки изображался в виде змея или рыбы. Он звался также "бог мудрости и моря" Энки. В древней еврейской библии Торе, которая родилась на руинах Шумера Энки называют Nahash, что в переводе означает «змея, змей» или «тот, кто знает тайны, секреты». А эмблемой культового центра Энки были две переплетённые змеи. Энлиль - хозяин ветров и бурь, а также дождей и тд, "Владыка-Ветер", Lord Wind. Он - сильный, но грозный и страшно опасный, и это он погубил потопом шумерские земли (это какие же? Атланитические?) Поэтому - его нужно уважать, и на всякий случай очень сильно бояться (так как его боятся вообще все шумерские боги). Его помыслы от всех скрыты и никто не может в них проникнуть. Его дом - горная страна, он - Владыка Гор (хотя гор в Шумере не было, то их возводили искусственно) и тд.
Слова, с которыми шумеры обращались к Энлилю, полны смирения и страха. Но не риторические ли это обороты, обычные для всех молитв и гимнов, обращенных к богам? Создается впечатление, что этого бога действительно боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом.
Не сложилось ли такое отношение вследствие «чуждости», «чужеродности™» этого культа для Шумера? Некоторые исследователи допускают такую возможность. Они полагают, что культ Энлиля утвердился во всем Шумере в тот период, когда северные центры завоевывали ведущее положение в стране, и что он вытеснил более древний, южный культ бога Энки. Мудрый владыка, составляющий планы, кто разгадает твою волю?
Наделенный мощью, Господин храма Экур,
Рожденный в горах, Господин храма Эшарра, Бешеный вихрь устрашающей силы, отец Энлиль,
Взращенный богиней Мах [12], – ты, стремительно вступающий в бой,
Страну гор обращающий в прах, серпом срезающий ее, словно ячмень,
Против враждебной страны за своего отца ты выступил,
Приблизился к горам, чтобы их разрушить;
Ты сокрушаешь враждебную страну, как одинокий побег тростника,
Все враждебные страны для тебя одинаковы:
«Стены всех вражеских стран – я ваш запор!»
Властителей ты повергаешь, к вратам небес подступаешь,
Запоры небес срываешь,
Замок небес открываешь,
Закрытые врата небес отворяешь.
Страну, что тебе не подчинится, в прах обращаешь,
Враждебной стране, что тебе не подчинится, не даешь возродиться.
Владыка, долго ли ты не оставишь страну, которую сотворил своею мыслью?
Кто смягчит твое гневное сердце?
Приговор, слетевший с уст твоих, нерушим,
Кто ему воспротивится?Священный город Энлиля - Ниппур, где стоял его храм Экур - Дом Горы.
Любопытно, что священный город Энки Эреду был многолюдной столицей, а Ниппур - почти безлюдным, это был просто храмовый комплекс. Что еще раз как бы намекает, что грозный и порой безжалостный Энлиль не был богом шумеров, его культ поздний и пришел... но откуда?
Изучение шумерских астрономических табличек дает точный ответ:
Итак, на небе выделяются три "пути" месопотамских божеств, представленные на трех первых табличках: путь Энлиль, путь Ану и путь Эа.
- первый путь включает северные звезды (всего 33 звезды),
- второй путь - экваториальные (23 звезды) и, наконец,
- третий - южные (15 звезд).
Три "пути" представляют собой трехстороннее разделение небес:
- северное полушарие принадлежало Энлилю,
- экватор принадлежал Ану,
- южное полушарие принадлежало Энки (Эа). Кто же был символом Энлиля? - Птица молнии и бури Анзуд - Имдугуд. Или гигантский орел (изображался или с головой льва или без):
Этот символ и был изображен на вратах Экура.
Энлиля в текстах называли Восточным Ветром и Северным Ветром, и это тоже верно по отношению к юго-западной Атлантиде.
Продолжение про борьбу орла и змея - в следующей серии.