Ромашка, огромная благодарность! Мне все не охватить, конечно, но халибов было бы жаль пропустить.
Есть, правда, и другая теория, что слово “железо” у греков появилось от названия халибов, не наоборот, но в целом – статья интересная.
Скажу пока только одно: названия Гилея и Гэлон - не видоизменённая ли Галлия и галлы? Не один ли это термин?
Не, к галлам я не полезу – это ж далекая заграница.
Тогда надо и к пиктам – владетелям Альбы, которые по преданиям тоже вышли из Каспийской Албании. Оставлю тут для порядка отрывок из “Пиктской Хроники”, но, в общем – ничего нового:
Скотты, которых сегодня неправильно называют ирландцами, – это (по сути) скифы, потому что они пришли из Скифии и происходят от них; а еще они могут так называться из-за Скотти, дочери Фараона царя Египта, которая, как сказывает история, была королевой скоттов. Известно совершенно точно, что бретонцы пришли в Британию в третью эру (1). Однако скифы, или скотты завладели землей Скоции, или Ирландии, в четвертой эре (2).
Скифский народ рождается с белыми волосами из-за непрекращающихся снегов, и цвет этих волос дает название всему народу, отсюда их называют Албани: от них ведут свое происхождение скотты и пикты. Зрачки их глаз цветные и раскрываются до такой степени, что позволяют видеть им лучше ночью, чем днем. Более того, Албани (3) были соседями Амазонов.
Считается, что готы носят свое называние по имени Магога сына Япета (4), по сходству звучания; их древние греки называли гетами (5). Это были храбрые и могущественные люди, высокие, с крупным туловищем и устрашающим оружием. О них Лукан (6) писал:
"Let the Dacian press from this side, let the Gethi attack the Spanish on that side".
Между тем, даки были потомками готов: полагают, что их называют даками и возможно дагами, потому что они были прямыми потомками готов. Он (7) писал о них:
"Чтобы прийти к дакам, надо идти все время на север".
Скифы и готы ведут свое происхождение от Магога. Скифия и также Готия, говорят, называется по имени того же самого Магога сына Япета: когда-то их владения были огромными и простирались от Индии на Востоке до Севера через болота Меотиды ( между Дунаем и Океаном, вплоть до Германии. Потом эта территория сужается вплоть до Каспийского моря на Западе. С тех пор их земля переместилась в сторону Кавказского Хребта, где Гиркания (9) лежит далеко на Запад. В это время там было много племен, которые из-за неплодородной почвы постоянно находились в поисках лучших земель, некоторые из них возделывали землю; остальные же жили противоестественным образом, как дикари, убивая и калеча.
Многие районы Скифии полны изобилия, другие непригодны к жизни. В большинстве мест золото и драгоценные камни встречаются повсеместно, но из-за страха перед грифонами люди редко наведываются туда. В то же время в этом регионе можно найти изумительные алмазы.
В Скифии также Кирейские камни, и чистейшие без примесей кристаллы (10). Текут там великие реки, Оскорим (11), Фасис (12) и Араксис (13). Нижняя Скифия – первый район Европы, который простирается от болот Меотиды, беря начало между Дунаем и Северным Океаном вплоть до Германии: как правило, эту земля называют варварской, так как там обитает множество диких племен.
Первая часть этой земли называется Аланией (14), она простирается до болот Меотиды. После этого начинается Дакия, или также Готия. Дальше – Германия, которую в основном населяют свевы (15). В некоторых регионах азиатской Скифии живут люди, которые считают себя потомками Ясона: они рождаются с белыми волосами из-за непрекращающихся снегов. Но довольно об этом. (И с меня довольно – комментировать пока не буду.
Смысл и так ясен – пикты родом, по их собственным преданиям, из Скифской Албании).
Или, например – к гельвиям с их главным городом Альба Гельвиорум.
Или – к гельветам с гэлами.
Но я вот,
Мели, хочу тут прицепиться к гелиндам (галиндам, голиндам, голяди). А почему? Земляки потому что, жили они, начиная от Пруссии до - недалеко от Москвы.
Что о них известно? Да почти ничего, кроме названия, упоминавшегося еще Птолемеем, топонимов и легенд, несмотря на то, что окончательно победили их славяне довольно поздно.
Местные легенды рассказывают нам о людях высокого роста и выдающейся физической силы.
Русская летопись – что пошел вот в 11 веке князь Изяслав и победил, наконец, какую-то голядь. И – все, их даже в перечислении народов из Иафетовой части нет.
Иностранные летописцы и историки... ну что такой народ вроде бы был, и они даже ходили через их земли туда-сюда, и – тоже все... но, между прочим, упоминают, что у галиндов были кое-какие города и как бы немалая территория. Я их свидетельств в оригинале и приводить тут не хочу, настолько их исчезающе мало, вот вкратце:
Птолемей упоминал галиндов (el: Galindoi — Γαλίνδαι) ок. 150 года н. э. среди других племен, населявших Прибалтику[2].
В «Баварском географе» (около 840 г.) упомянуто о пяти городах галиндов (Golensizi) где-то в Верхней Силезии[3].
Павел Диакон, историк германского племени лангобардов, упомянул Галиндию (Golanda) в своей работе Historia Langobardorum (790 г.).
В 1326 году, хронист Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга, описывая на латыни завоёванные орденом земли и племена, упомянул Галиндию (Galindia) вместе с её обитателями галиндами (Galindite), указав, что она расположена где-то в южной Пруссии, выше находящихся в Польше Мазурских озёр[4].Современные историки – что голядь исчезла, так как была окончательно ассимилирована славянами в 12 веке. Но из этого почему-то делают вывод, что были гелинды – непременно балтоязычным племенем литовского происхождения, так что литовцы даже записали галиндов, как предков, в свою довольно позднюю Хронику. Правда, есть и другая точка зрения - были они кельтами.
Гелинды настолько загадочны, что наука криптоэтнология, которая занимается только загадочными народами, вроде Туата де Даннан, включила их в круг своих вопросов.
В общем – вроде бы жили эти гелинды в исторические времена, но или настолько себя не проявили, что о них и писать современникам было нечего, либо что-то еще.
Почему же они мне настолько интересны? Не только потому, что их этноним созвучен Гилии – Гелии и гелонам, а также восточной области Скандинавии Халлагаланд, а еще и потому что их упомянул Иордан.
Иордан – страшный компилятор, и это и плохо и хорошо. Плохо, потому что он надергал в свое сочинение всего и отовсюду, не особо согласуясь с датировкой и последовательностью событий, а хорошо – именно по той же причине. В его писаниях можно найти буквально все, что попадало ему в руки, а попадало – много всего.
И вот Иордан упомянул, что Германарих, вождь готов, который был подобен Александру Великому, и победил, естественно, всех и вся, и это ваша проблема, если вы не в курсе... так вот – он
покорил племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов.(Примечание: Иордан явно стремился подчеркнуть могущество Германариха, которого он выделяет как «благороднейшего из Амалов». Однако, чтобы точно и убедительно сообщить о его завоеваниях, Иордану не хватало сведений. Слишком краток и поверхностен его рассказ о Германарихе, который покорил ряд «северных племен» и этим якобы заставил сравнивать себя с Александром Македонским.
Дальнейшее подкрепляет это предположение: Иордан приводит длинный список этнических названий, несомненно чуждых как его читателю, так и ему самому. Он, действительно, не делает ни малейшей попытки разъяснить их, а просто выписывает тринадцать слов в винительном падеже (часть из них, по-видимому, не склоняется): «Golthescytha Thiudos Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Navego Bubegenas Coldas». Среди названий: Thiudos «чудь», Vas «весь», Merens «меря», Mordens «мордва». Слово Inaunxis, будучи разделено (in Aunxis), свидетельствует о пребывании чуди на территории между Ладожским и Онежским озерами, на что указал Ф. А. Браун («Разыскания в области гото-славянских отношений», стр. 255, со ссылкой на Ю. Коскинена, К. Мюлленгоффа, В. Томашка и др.) Быть может, подобным же образом следовало бы разделить и другие непонятные слова в данном списке, начинающиеся на «in», а именно: Vas in Abroncas, Mordens in Niscaris, хотя объяснить такое местонахождение веси и мордвы затруднительно. Остальные названия в списке Иордана остаются неясными.
Однако и четырех названий финских племен (относящихся к бассейнам Оки и Волги) достаточно, чтобы наметить линию торгового пути от Балтийского моря на восток – одного из «янтарных» путей, отходивших в разных направлениях от юго-восточных балтийских берегов. Вообще ряды этнических названий наводят на мысль об итинерариях, где области, по которым пролегал путь, нередко обозначались названиями населявших их племен.
То же можно предположить в отношении племен, указанных Иорданом в сообщении о завоеваниях Германариха.
Нагромождая этнические названия (по изданию Моммсена их 13, при топографическом толковании некоторых из них – их 10), автор, возможно, пользовался каким-нибудь дорожником, где отмечались как целые области, занятые разными племенами, так и отдельные станции и перекрестки, указывались остановки и перевалочные пункты, которые встречались на пути странствующих купцов или целых торговых караванов. Конечно, пользуясь краткими данными итинерария, Иордан не мог ничего сказать ни об одном из названных в нем племен. Механически приведенный перечень племенных наименований свидетельствует о направлении пути и о том, что в VI в., когда могли пользоваться тем дорожником, который служил источником Иордану, упоминаемые им чудь, весь, меря, мордва уже представляли собой определенные этнические группы.)
Славянские племена тут, кроме рогов (возможно — славян о. Рюген?), не особенно фигурируют, хотя времена были уже подходящие. Но те, кто жил в то время на территории России, Прибалтики упомянуты — и весь (васинаброки), и меря (меренс), и чудь (тиуды)... но первыми из всех упомянуты племена гольтескифов — гелиндов, голяди.
Сравним с более поздней Повестью Временных лет:
В Иафетовой же части сидят русы, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера... и т. д.
(Чуди было — две, напоминаю. Нестор упомянул первыми русов, только второй - чудь... ну его можно понять.
Комментарий мой.)
Теперь обратим внимание на то, что
«Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского» и вспомним, что гелиндов средневековые историки упоминают как раз в Прибалтике, в Польше, и - в Пруссии... что получается? Что голядь — галинды не упоминались в славянских летописях потому, что именно они — истинная легендарная Чудь.
Вторая Чудь, заволочская — в основном, финские племена, и говорили они на финских языках.
О настоящей Чуди — почти ничего неизвестно, хотя она жила и в среднерусских регионах, близко соседствовала и дружила со славянами — но историки спорят даже на каком языке эта Чудь говорила. Не на финском точно... склоняются к тому, что были они, как я уже говорила — кельтами... или балтами... или литовцами... или - непонятно кем. И летопись ни разу не называет их племенного имени, потому что они — Чудь.
В 11 веке между славянами и Чудью что-то разладилось, может быть, как раз — с принятием христианства, о чем и говорила
Арни.
И единственное упоминание в Повести до предела кратко и отдает печалью:
В год 6566 (1058). Победил Изяслав голядь.Напоминает, а как же. Кельтов напоминает и их меч Нуаду, котёл Дагды, копьё Луга и камень Лиа Фаль. Но это - всего лишь аналогии, конечно.
Кто знает, кто знает...
Про то, что названия Гилея и Гэлон напоминают видоизменённые Галлию и галлов, я уже писала выше. Не один ли это термин?
Я уже тоже ответила – не только галлов и Галлию, но и гэлов, и гельвиев и гельветов и тд. Но связи кельтов с эльфами сейчас - не моя задача, а эти связи были, конечно.
Рыжие волосы и голубые глаза будинов опять же напоминают народ кельтов, как его описывали многочисленные исследователи, включая Юлия Цезаря. Кстати, у меня есть художественная литература о скифах - повесть "Скифы в остроконечных шапках" авторства Фингарет, там как раз говорится об этих будинах и тоже описывают рыжеволосых и голубоглазых великанов. Там есть и о городе "Ольвия", который с греческого переводится как "счастливая" ( к вопросу о "а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами").
Невры – тоже любопытный народ, все – оборотни.
А будины никуда не делись, они и позже упоминаются, правда – западнее. Похожи на кельтов – да... до прихода готов кельтов всюду было немало.
Кстати, мои гелинды граничили – с синдами, но я уж не буду ничего менять в своем патетически – публицистическом тексте.
Ольвию хотела тронуть, но не буду, а то постреляют меня за ересь историки заодно с древними эллинами.
Племя савроматов, занимавшее землю за рекой Танаисом [Танаис - древнее название Дона], к северу от впадины Меотийского озера [Меотийское озеро - древнее название Азовского моря], вело свой род от женщин - воительниц - амазонок. Савроматские женщины, сохраняя стародавний обычай, охотились вместе с мужьями, стреляли из лука, скакали в седле и носили мужскую одежду.
Амазонки вообще-то не выходили замуж и убивали мужчин. А савроматы - собирательное название для многих племен. Возможно - речь как раз о гилиях из Повести.
И ещё одна аналогия - полуженщина-полузмея, с которой вступает в связь Геракл, от которого родился скиф - да это же просто фея Мелюзина, прародительница французского рода Лузиньянов!
Отлично! Спасибо.