Вы хотите сказать – не имею личного к ней отношения. Верю. Но испытывать жалость Вас побуждает – доброе, заключающее в себе огонь любви сердце, нет? Или – просто стыд за социальные язвы общества? Не знаю... мне всегда в подобных случаях было неловко не за них – за себя.
Кстати, за старушек – не волнуйтесь. Для некоторых это – просто профессия, такая же, как любая другая. Мимо кого-то я прохожу совершенно спокойно, но есть те – мимо кого нельзя пройти... Вы ощутите разницу. И я чувствую не жалость, не их унижение – безысходность, страх, боль... кстати, такие редко просят, а, как правило, изо всех сил пытаются работать. Вот тогда мне бывает стыдно – и я охапками скупаю совершенно ненужные мне полевые цветы...
Я хочу сказать, что и не имею личного отношения и не испытываю любви. Положа руку на сердце, не могу сказать, что люблю эту старушку, я испытываю жалость, милосердие, стыд, неудобство, желание помочь, но не любовь... В том, что я испытываю жалость, милосердие и желание помочь, возможно, есть заслуга доброго сердца, в котором живет любовь - связующее звено, но именно к старушке я любви не испытываю.
Стыд я испытываю как за просящего милостыню, так и за общество. За просящего милостыню - потому что, по-моему, побираться стыдно, даже если это для нищего профессия. И я не сужу, я скорее говорю применительно к себе. Мне лично побираться было бы стыдно, поэтому, наверно, кажется, что другим тоже стыдно. А ведь Вы правы - и для кого-то это профессия, за которую не стыдно. Кроме того, могут быть и религиозные убеждения, которые это оправдывают. Опять же причины могут быть разные. Вот как в рассказе
Адаригель:
Была такая старушка - она валяла маленькие валеночки. Совсем маленькие - на палец надеть. И продавала у храма. Давали, кому сколько не жаль.
На это она жила. А пенсию отдавала на какую-то благотворительность - то ли детскому онкоцентру, то ли чему-то вроде, не помню уже.
Так просить милостыню, пожалуй что, не только не стыдно, а даже достойно.
За общество стыдно - понятно почему. В нормальном обществе старики не нищенствуют. В этом смысле финское общество для меня комфортно: я с радостью готова платить большие налоги, но зато мне не приходится мучастся совестью, что вот я иду в ресторан, а рядом та же старушка продает бумажные цветочки, чтобы хоть какие-то копейки заработать на жизнь - потому что в комфортном обществе старушке обеспечена нормальная жизнь, даже если у нее нет родных или родные не хотят заботиться. Тогда и за себя не стыдно. А в обществе, где старики нищенствуют, за себя стыдно, поскольку все-таки я часть этого общества.
А еще - какое же это счастье, когда на улицах нет бездомных кошек и собак! И какое же это благословение для совести. Если я увижу кошку одну на улице, то я постараюсь ее поймать и отвезти в приют. Большая вероятность, что кошка чипованная и зарегистрированная в базе данных, и хозяев быстро найдут. Если нет, то разместят данные о находке. Если хозяева не найдутся, возьмет в итоге кто-то другой. В приютах о животных действительно заботятся: медобследование, прививки, само собой нормальная еда, учитывая состояние здоровья. Заботятся о кошках с диабетом и мочекаменкой так, что они нормально живут и для них находятся хозяева. Такая система - это действительно счастье для граждан, для их совести и чувства собственного достоинства. Для людей совершенно нормально выбирать себе объект помощи и, например, ежемесячно переводить деньги такому приюту - вроде как добровольный налог.
Я просто раньше не отдавала себе отчета, как много для меня значит такая система, а когда задумалась, то оказалось, что очень много значит. И это не панегирик финской системе, это я к тому, что с удовольствием бы не оказывалась в ситуции жалости к нищим старушкам или бездомным животным.
Не знаю... мне всегда в подобных случаях было неловко не за них – за себя.
А Вам почему за себя неловко?
Кстати, меня тоже больше трогают те, которые заработать пытаются со всякими поделками от цветочков до браслетиков и елочных игрушек. Когда летом в Москве были, я к такой старушке с браслетиками сама не смогла подойти, потому что неудобно мне стало - отвыкла уже, в итоге венно (это я так супруга называю) послала. Ему лучше такие вещи удаются, без лишнего драматизма.
Но я опять же далеко не на всех нищих так реагирую. В Хельсинки, например, цыгане из Болгарии и Румынии на летний сезон всегда приезжают. Так они действительно нищенством зарабатывают, причем нередко довольно агрессивно. Особенно осаждают пожилых людей. И по ходу дела приворовывают. Приежают централизованно, это бизнес. Так вот к цыганам этим я не то что милосердия или жалости, я к ним вообще особо добрых чувств не испытываю.
Всегда ли любовь возможна между равными, вернее – всегда ли равны люди? Возможна ли любовь сильного мужчины к слабой женщине?
По-моему, между равно сильными возможно – уважение, а любовь и особенно Ваше милосердие – равному-то зачем? Да, да – Эдуард, он ранен на турнире... но в этот момент он как раз не равный - он тот, кто слабее.
В этот момент он, может, и слабее, но это только одномоментно и только физически. А так Эдуард и рыцарь равны - по духу.
А всегда ли равны люди? Нет, конечно. Но в отношениях люди могут быть равноправными, и это, по-моему, одно из условий хороших и прочных отношений. И еще я не представляю себе любви без уважения и доверия.
Но вот насчет сильных и слабых и кто кому жалость и милость оказывает, Мироздание мне сегодня преподало урок. Иду я домой вся в своих мыслях и не заметила, что светофор на красный сменился. И вдруг чувствую, что меня кто-то ловит в охапку, вытряхивая из мыслей. Состояние абсолютно нездешнее, как будто разбудили внезапно. Машины потоком мимо чешут на приличной скорости. Оборачиваюсь, на меня смотрит мужичок бомжеватого вида. Глаза голубые-голубые и улыбается безмятежно. Говорит: "Что же ты девушка так размечталась, свет-то красный, а там машины. Осторожнее надо, тебе еще жить". И все это очень нормально и внятно. А после этого ерунду какую-то понес неразборчивую, как пьяные или невменяемые часто несут. Но все с улыбкой. Я этот случай даже в журнал сегодня записала, настолько впечатлил. Вот я себя все сильной воображаю, а тут тот, кого я могла бы априори оценить как слабого, проявил заботу, жалость и милосердие ко мне - рассеянной
Словно показали, что не стоит слишком уж зарекаться
Нет, Арни – мы тут не спорим, нам и не о чем, мы просто думаем вместе. Мне, например, такие совместные размышления помогают структурировать собственные ощущения. Да, возможно, мы по-разному пользуемся терминами, но почему это должно нам мешать? Мне интересен наш разговор.
Конечно, не спорим. И думать вместе - это здорово. Мне тоже это помогает собственные мысли и ощущения структурировать. И разговор наш мне тоже интересен.