Теперь - ответ на ваш вопрос.
Мелиан - все и так и не так.
Путь, если говорить образно, - это просто дорога, ведущая к цели.
Как я уже говорила, путь делится на внешний и внутренний.
Что есть внешний путь? - Аскетизм, поклоны, пост, службы в храме, чтение молитв, добрые дела, послушание, милостыня, воздержание всех его видов – от сексуальной жизни, от вина, многоядения, от многословия и тд и тп – список Вы можете продолжить сами. Сюда же можно отнести и гробы, и вериги, и власяницы и многое другое.
Теперь что есть путь внутренний или умное делание. Нет,
Мелиан, внутренний путь и цель – вещи разные.
В первую очередь к внутреннему пути относится молитва, не как чтение псалмов и канонов, а молитва, как связь, как таинство внутреннего соединения души с Богом.
О молитве можно писать очень много, поэтому я ограничусь лишь коротким перечислением:
Молитва бывает обычной устной, и это относится больше к пути внешнему, внутренней – умной, и, как высшая степень молитвы, - созерцательной. Венец молитвы – созерцание в безмолвии.
Так же к внутреннему пути относятся размышления о Боге, самопознание, покаяние, милость к ближним и умение прощать, память о Боге, хранение ума и тд, и как итог – достижение состояния внутреннего мира, покоя, радости и любви. То есть вся направленность внутреннего пути - это направленность к миру, свету и радости, как я тоже уже писала в своих комментах о Хильдегарде.
В контексте внутреннего пути отказ от радостей брака или хранение целомудрия преследует только одну цель - полностью посвятить все силы своей души выбранному пути. Но никакого негативного отношения к общению полов или браку при этом нет, напротив брак - одно из величайших таинств. Если Вас интересует конкретно этот аспект применительно к эльфам, то можно будет отдельно об этом поговорить.
Как соотносятся внешнее и внутреннее делание?
Вот Вам высказывания о путях одного из мистиков монашества
свт. Игнатия (Брянчанинова):
«Мир высоко ценит телесные подвиги и лишения, – писал святитель Игнатий, – не разбирая того, правильно ли, полезно ли употребляются они или погрешительно и в тяжкий душевный вред; мир особенно уважает то, что действует удачно на телесные чувства, что соответствует понятиям мира о добродетели и о монашестве; мир любит то, что льстит и угождает ему»[2]. «Важная примета кончины монашества (а состояние монашества для святителя Игнатия было индикатором общего состояния христианства. – В.Д.) – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию на показ»[3]. «Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величайшая редкость, какой-либо остаток прежнего. Без истинного умного делания монашество есть тело без души»[4].
«Подвиг сверх силы, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — по учению святых отцов, очень вреден и приносит или смущение, или самомнение, или то и другое попеременно, что и служит доказательством, что в сверхсильном подвиге нет истины, но он есть ложное состояние души».
"…те, которые читают 3акон Божий телесно, полагают исполнять его одними внешними делами, без мысленного подвига, не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают…"Так же он писал, что спастись одним внешним путем без внутреннего невозможно, а внутренним без внешнего — возможно вполне.
Свт. Феофан Затворник:«Эгоизм образуется от внешних подвигов без внимания к помыслам...».А вот что говорил о путях
преподобный Серафим:
«- Но никто, - продолжал отец Серафим, - не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа.
- Стяжание все равно что приобретение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание?
- Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит, непрестанно молитесь, но да ведь, как помните, прибавляет: хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысячи языком. И Господь говорит: не всяк глаголяй Мне, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего, то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением. А дело Божие есть: да верует в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.»То есть, говоря обычным языком, всякий путь хорош, но не всякий путь нам подходит. Где же критерий? А критерий — только наша уникальность, наше индивидуальное каждому Богом данное устроение души, и каждый человек сам ищет для себя, что же приносит ему наибольшую прибыль в делании и какой путь ему подходит больше всего для достижения цели.
Поэтому вериги и пост — это не цель и не смысл монашества, это один из путей и неизвестно еще вреден он или полезен выбравшему этот путь. Мы должны, в первую очередь, познать самих себя, чтобы сделать свой выбор правильно правильно и не заблудиться - не пойти к себе вместо того, чтобы пойти к Свету Амана.
Вывод —
одного пути в монашестве нет, Мелиан. И ответственность за выбор пути и сам выбор — личное дело каждого.
Ну а насчет природы – то это только мнение отца Рафаила, его личный путь, который не распространяется на других.
Вот, скажем, мнение другого отца – общепризнанного старца
Порфирия Афонского:
“Что такое таинства? - Добро, разлитое в природе, — это таинство. Разве не прекрасен разноцветный цветок, который привлекает тебя и побуждает любить себя? Ты подходишь к нему, а у него такой тонкий и благородный аромат, что побуждает тебя еще больше любить его. Это и есть добро. И разве это не таинство? Откуда эти краски, откуда этот аромат? То же самое можно сказать и о птицах, о зверях, о живущих в воде. Все выражает благость Божию… “Старец Порфирий приручил орла, как Герасим - льва, а Серафим и Сергий - медведей, и страстно любил природу.
Вот что говорил о природе
Никон Оптинский:
"То, что я получаю от природы, раньше мне было неизвестно. Этим может наслаждаться только человек, живущий среди природы. У нас в скиту — рай земной, который мне еще дороже потому, что я здесь надеюсь приобрести рай Небесный. Утешает нас Господь, живущих среди природы, убежавших от мнимых удобств жизни городской.."Так что частное мнение отца Рафаила - это частное мнение отца Рафаила.
Я расскажу Вам одну историю из жизни валаамского монашества, которую я не нашла в сети. Расскажу по памяти:
Однажды на Валааме, на одном из островов жили два монаха отшельника. Один выбрал для жизни суровую местность, поросшую елями, куда не проникало солнце, и жил в сырой землянке с замшелой дверью. Он ходил только в черном, не принимал людей и никогда ни с кем не говорил ни слова, никогда не улыбался, только постился и молился. Был суров, спал на деревянной лавке, и никогда не ел ничего, кроме воды и сухого хлеба.
А в другой, солнечной части острова жил второй отшельник. Он выстроил небольшой уютный домик, развел много цветов и держал пчел. Ходил только в белой одежде и постоянно пел.
Когда приезжали гости, он встречал их с любовью и радушием, смеялся, угощал чаем и медом, разговаривал с ними, утешал и наставлял. И когда они отплывали на лодке, он стоял на берегу и махал им рукой, а потом они слышали, как он поет, работая в своем саду.
Это вызвало вопросы – и братия собрались, чтобы решить вопрос – кто же из них прав? Кто более свят? Три дня длился Собор и пришел к выводу – оба. Просто – каждому свое.
И, напоследок, - некоторые иллюстрации:
Сергий РадонежскийСерафим СаровскийАмвросий ОптинскийОбратите внимание, что все они, как сохранила память, а в случае с Амвросием Оптинским и прижизненные изображения, носили в быту не черные, а – белые одежды.
Это – так, к вопросу о пути Хильдегарды, которая видела Свет, и о белых одеждах сестер ее монастыря.
Это был просто их путь.
Благодати - состояния света, блаженства и покоя, которые вы описали словами Мотовилова, ученика и друга преподобного Серафима Саровского, как мне кажется, потому, что современные монахи его либо не достигают, либо же - не ставят себе таковой цели. Либо - просто не могут достичь?
Я думаю – и первое, и второе. В основном, православное монашество сейчас строится по западным образцам. Просто монашество - это море, где есть очень много светлых людей и очень много людей, сбившихся с пути. Судить о первых по вторым не стоит, как и считать, что монашеский путь - это только вериги, только пост и умервщление плоти.
Мы разобрались? Или у нас есть еще неразрешенные вопросы?