я не специалист в этом вопросе, но всё-таки - как вы думаете, сколько тысячелетий должно пройти, чтобы из почвы исчезли бы следы бывшей растительности? Они там вечно хранятся?
М, извиняюсь. То, что очевидно для того, кто знаком с предметом обсуждения, и впрямь может не быть таковым для других...
Придется написать многабукафф.
На характер бывшей растительности указывает характер почвы. Почва и есть те самые "следы бывшей растительности". Они не исчезают. Они влияют на состав, структуру почвы. На территориях, занятых некогда лесом, формируются бурые лесные почвы в широколиственных лесах, подзолистые в хвойных и смешанных лесах, серые лесные в лесостепи (они сочетают в себе свойства подзолистых и черноземных почв), а черноземы образуются в местах, занятых разнотравными степями. В общих чертах.
Поскольку почвы образуются из остатков растений - опавший лист, отмирающие травы и пр., можно с большой степенью достоверности устанавливать существовавший некогда тип растительности. То есть буквально - если анализ почвы указывает на то, что от пласта глины, сформировавшейся как материнская порода (то есть до того, как на ней вообще что-то росло) и до поверхности имеется слой только чернозема, свойственного степи (чернозем формируется из остатков исключительно и только травянистой растительности), то вправе говорить о том, что тут степь была всегда..
На примере - вот стоим мы с вами, леди, в степи, леса кругом нет. Если анализ почвы будет указывать, что имеются пласты: глина,суглинок, торф, тонкий слой чернозема, серая лесная, чернозем с обеднением гумусом, тогда можно говорить, что в этой гипотетической местности в начале росли какие-нить лишайники, мхи и плауны, сформировавшие чуточку питательного слоя для высших растений и оставившие следы в виде суглинка(та же глина, но порыхлее и с примесью частиц почвы), потом (через миллиона два лет) было болото, которое высохло (оставило слой торфа). Затем место ненадолго (ну тоже миллиончик туда-сюда, что оно перед лицом вечности?) заросло травкой (тонкий чернозем), позже здесь выросли деревья, причем мало - роща, не лес ни в коем случае (слой серой лесной почвы), деревья исчезли (были вырублены или как), и больше тут не росли, оставив только степь, которая из-за чего-то начала высыхать (потепление глобальное
. Это описывает процессы, происходящие в данном месте от "сотворения мира", потому что глина - это только минеральные частицы, без присутствия остатков растительности, то есть почвы.
Переходя конкретно к степи вокруг Аркаима. Зона черноземных почв, как уже указано. Слой не такой мощный, как западнее - то есть растительности было относительно мало (из-за сухости, наиболее вероятно, т.к. это все ж не приполярные области).
Для лесов, тем более для якобы густых лесов, сведеннных когда-то, имелся бы пласт - и мощный, ибо густой лес, значит широколиственный лес, либо тайга, а они растут на одном месте долго, чтобы большим лесом стать, а не кучкой чахлых стволиков
и почвы формируют тоже на протяжении долгого времени - так вот, здесь имелся бы мощный пласт характерных для леса почв. То есть подзолистых для тайги, либо бурых лесных для широколиственного. От глубины залегания такого пласта от поверхности можно было бы отталкиваться, говоря о времени произрастания леса в этом месте и привязывать его исчезновение ко времени проживания там аборигенов. Только тогда можно делать выводы о том, исчез ли лес в результате их деятельности или нет.
Но результаты исследований почв в приуральской степи говорят о том, что широколиственного леса здесь не было никогда. Чернозем, повторюсь, указывает на то, что, начиная от первых появившихся там растений и до сих пор в этих местах росли только травы. Там, где есть пласты серой почвы, можно сказать, что росли деревья - опять таки, рощи. Если их теперь нет, а слой серозема находится на той же глубине, что и следы цивилизации, выше - только чернозем опять, вот тогда можно говорить: здесь была роща, сведенная гадкими аборигенами. Если слой выше или ниже слоя, соответствующего 7 тысячам лет назад - обвинения с аборигенов стоит снять
Лирическое отступление. Если вы думаете, что 100 кубов - это много, представьте себе квадрат из бревен 10 на 10 метров, высотой в метр и прикиньте, много ли можно из этого построить, особенно в сравнении с деревянными теремами "новых русских", или с 2-3хэтажными старинными домами Томска, Архангельска... (ну, где у вас есть что-то подобное) Так вот, в Томской области тайгу умудрились не свести, выстроив целый город из древесины. И дома - большие, с деревянными же крышами, тротуары были тоже деревянные. Москва вроде тоже когда-то строилась из дерева? Раз пожары были... Но во времена Ивана Грозного леса вокруг были. Не смогли их уничтожить тогда. А Москва и Томск - не Аркаим по своим масштабам. Да и тайга сибирская отнюдь не исчезла за последние 15-20 лет вырубки и вывоза по вот те 10 тыщ кубов ежедневно, если не больше, судя по ж/д составам с лесом-кругляком высшего качества, что проходят мимо Ленинска... просто не знаю, сколько в вагоне кубов, можно было бы прикинуть.
Проще говоря, 60 скромных жилищ и кой-чего по-мелочи не могли существенно повлиять на состояние хорошего леса за 150 лет существования городища...
Так что, возвращаясь в Аркаим, можно утверждать, что город строился в степи изначально. Если это обсерватория - вообще непонятно, нафиг она в лесу. Если просто город - ну, может место понравилось... он на возвышенности относительно русел рек, так что не затапливался в половодья, реки какое-никакое препятствие создавали в случае нападения врагов - кто их знает, чем они руководствовались... Небольшие рощицы служили источником деревянных частей для построек. Кстати, указано же, что использовалась и глина, значит строевого леса было недостаточно.
Далее. Содержание гумуса (продукты жизнедеятельности живых существ, обитающих в почве) в почве указывает на то, какова была влажность, общими словами. То есть опять таки на наличие-отсутствие леса. Содержание гумуса в почвах в районе Аркаима, как указано уже - растет от глубины к поверхности. Заключение таково, что раньше было меньше возможности для его образования, в ближайшее к нашему времени условия для жизнедеятельности всякой почвенной живности стали лучше. Для бактерий, грибов, червей это увеличение влажности.
В лесу влажность всегда выше, чем на открытых территориях степей. Даже на одном месте географически. Это аксиома.
Меньше испарение влаги из почвы под деревьями, только и всего.
Вот это "Официальная версия гласит, что были исчерпаны все ресурсы окружающей среды. Скот приходилось гонять на дальние пастбища, лес вокруг был вырублен" вполне правомерно, кстати. Если учитывать, что лесу у нас так себе, степь есть степь, растительность, пожранная скотом, восстанавливается плохо из-за сухости. Сколько скота могло быть у народа, численность которого примерно равна численности населения захудалой деревеньки нынешней? Ведь несравнимо с отарами овец в советское время, которые принадлежали колхозам-миллионерам... Но травы на джайлоо не исчезли, овцы с голоду не передохли. Причем тут овцы? При том, что их острые копытца сильно повреждают травяной покров. Они не столько едят, сколько вытаптывают траву. После выпаса стада на одном пастбище в течение месяца, травяной покров восстанавливается весь оставшийся сезон. Условия на джайлоо и в Аркаиме(тогдашнем)примерно одинаковые. Если аборигены держали овец, они просто должны были их перегонять с места на место - не глупее нынешних колхозников были. Тем более, что способы выпаса дошли до наших дней из такой же седой старины.
В общем общий вывод таков - все та же степь-лесостепь.
Ход мысли, надеюсь, теперь понятен?
А да. На Селигере идет не обеднение почвы, а ее засоление. Поэтому древесные породы уступают место кустарникам. Дальше будут травы, потом всяческие солеросы и... вероятное опустынивание, солончак.
С редкими чахлыми растеньицами.
Или же заболачивание - деревья, кустраники, затем придут влаголюбивые травы, осока.камыши, водные и полуводные растения... Просто не знаю места.