Здравствуйте. Можно вернуться к изначальному вопросу об апокатастасисе?
Для начала отмечу, что по большей части согласен с Уной.
Что же касается того, как этот вопрос рассматривался на пятом соборе, то учение Оригена было отвергнуто, однако я считаю, что отвергнуто было не из-за всеобщего восстановления, а по другим частям учения, а из-за того, что всё взаимосвязано отвергли всю теорию целиком.
Считаю я так потому, что на том же соборе Григорий Нисский высказал совершенно иное учение об апокатастасисе , которое не было отвергнуто, как и Исаак Сирин, который исповедовал его уже после собора.
Казалось бы, одно и то же, но в чем разница? Скажу как понимаю сам.
Ориген верил в то, что души существуют независимо от Бога, сами по себе, а Бог творит миры последовательно, после каждого мира суд и перераспределение, кому быть ангелом, кому - человеком, кому бесом и т.д. суд по делам и грех тут понимается как поступок. Плохой поступок - 1 к карме, хороший +1, дальше математика. Лично мне не близко понимание Бога как арифметико-логического устройства с генератором карт. Я считаю, что отвергнуто оно было приблизительно поэтому.
Григорий же предложил иную модель, в которой в конце мира воскрешаются и восстанавливаются в идеальном состоянии все и дальше те, кто хочет - с Богом, кто не хочет - тем отдельное пространство с минимумом божественного присутствия (только чтобы поддерживалось его существование), вот только он считал, что пожелавших второго не будет, все, кто заблуждался, получив полное понимание всего, изменят свое мнение, а Бог, будучи милостивым примет всех. Причины тут уже совсем другие и грех не событие, а состояние, повреждение, болезнь, которую можно исцелить. А поступки - это только симптомы болезни.
Лично мне близко понимание Григория Нисского или вовсе отцов сирийцев (сам для себя еще не совсем в этом разобрался). Я не против того, если Бог решит сотворить несколько миров, я не против того, чтобы души, если это нужно, или есть такое желание воплощались несколько раз, дело исключительно в отношении.
Тоже, кстати, не раз слышал и от священников в том числе, что учение Григория Нисского не полезно, однако мнение людей - это мнение людей, а принятие вселенским собором имеет гораздо высший приоритет. При чем нет жесткого указания, как верить, выбор дан человеку(квену).
Что же касается эльфов, при том, что моральный закон в них более вшит, , но в некоторых поступках видно что и их не миновало повреждение, это и поведение при "непокое" и то, из-за чего пала завеса Мелиан, в Детях Хурина, насколько помню, это четко сказано, что Мелькор нашел лазейку в сердце одного из Народа. Однако, восстановившись в палатах Мандоса в идеальных условиях, увидев всё как есть, не изменятся ли и они? И это ли не апокатастасис?