К стати об оружии эльфов (по Толкину, не фанатка, просто источник достаточно полный)
Так как физиология эльфов не очень согласуется с железом ...
У толкиновских эльфов проблем с железом замечено не было, вроде. С чего б им изгаляться.
Проблем с железом не было и у реальных эльфов.
В русских летописях отражен один любопытный момент.
1096, Север (Полярный Урал?). [О чуде, виденном отроком, посланным новгородцем Гюрятой Роговичем в Югру («Югра же... живёт по соседству с самоядью, в полунощных странах».] Югра же рассказала отроку моему: «Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхали прежде; происходит же это уже третье лето: есть горы, заходящие в луку моря, их же высота - до небес; и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, хотя высечься из неё; и в горе той высечено оконце малое, и оттуда [люди] говорят, и не понять язык их; но показывают на железо и машут рукой, прося железа; и если кто даст им нож или секиру, то они взамен дают меха.
Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идёт он и дальше на север». Я же сказал Поряте: «Это люди, заточённые Александром, царём Македонским... В последние же дни... изыдут сии скверные языки, заточённые в горах полунощных по повеленью Божию».«Повесть временных лет»Как показал Л. П. Лашук, данное описание вполне подходит лишь для одного района Севера, а именно для северных отрогов Полярного Урала - хребта Пай-Хой на Югорском полуострове (Лашук Л. П. .«Сиртя» - древние обитатели Субарктики // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968).
В летописи достаточно точно изображена так называемая «немая торговля» -древнейший вид торгового обмена, при котором торговцы не общались друг с другом напрямую: купец оставлял свой товар в определённом месте, а найдя рядом с ним интересующие его вещи, забирал их и уходил. Такую торговлю с северными народами - «самоядью» (ненцами) и другими - русские купцы вели и позднее.
Схожее описание «немой» торговли с «самоядью» оставил русский автор «Сказания о человецех незнаемых в Восточной стране» (конец XV века), однако здесь оно обросло уже фантастическими подробностями: «...И что кому надобе, и он положит цену против того, да возмёт, и прочь отходят. А кто что без цены возмёт, и как прочь отъидет, и товар изгинет у него, и обрящется паки в своём месте».
Летописец отождествил северных людей, заточённых в горе, с легендарными народами Гог и Магог, которые, по преданию, были заперты за неприступными горами величайшим воителем древности Александром Македонским: убоявшись, как бы эти народы, размножившись, не причинили зло всему миру, Александр привёл их в «пределы северные», где и запер в высоких горах, соорудив неприступные ворота, открыть которые нет никакой возможности. И лишь «в последние дни», «в скончание мира», по пророчеству, Гог и Магог вырвутся из-за стены, неся с собой смерть и истребление всем. Любопытно, что отождествление реальных северных народов со зловещими Гогом и Магогом (или, в мусульманской традиции, Яджуджем и Маджуджем) встречается не только в русской летописи, но и в восточных источниках, например, у упоминавшегося выше Ибн Фадлана.
Ещё один сюжет, присутствующий в рассказе летописца, - об обитании северных племён внутри высоких гор, под землёй, обнаруживает сходство с многочисленными легендами о таинственных обитателях подземного мира, широко распространёнными среди коренных народов Севера, - например, с ненецкими легендами об «ушедшем в землю» загадочном народе «сиртя». Схожую легенду приводит и автор «Сказания о человецех незнаемых в Восточной стране»: люди, живущие где-то в земле «само-еди», «ходят по подземелью... день на ночь, а ходят с огни и выходят на озеро... И стоит, деи, град велик над ним, а посада нет. И коли пойдут к граду тому, ино, деи, шум велик слышети в граде том...»
(источник -
Аномальные явления из русских летописей)