Ахахаха, "укрощение землеройки")))))
Леди Айвен, спасибо, повеселили
Эх, да, завяз я что-то, никак времени не нахожу все подробно написать)
Но да раз уж тут, то напишу немного про
этюды.
Этюды есть в любом виде исскуства. Это коротенькие зарисовки. В театре - небольшие короткие истории. Эти упражнения служат для развития внимания, воображения, фантазии, словом всего, что нужно для актера.
Самый важный вид актерских этюдов - это
этюды с воображаемыми предметами в условиях вынушеного молчания. То есть говорить нельзя.
Как это выглядит?
Режиссер задает тему (для новичков все начинается с профессий), например "повар", дает 30 секунд ( но это только вначале, потом подготовки не будет) на обдумывание и актер начинает делать этюд. Его задача - показать повара так, чтобы люди, которые не знали бы темы поняли, что он повар. Оценивается этюд по нескольким параметрам - сюжет, общее поведение на сцене и работа с воображаемыми предметами. Последнее - самое геморойное))
Главная задача актера - увидеть то что он делает. Представить себе все окружающее его настолько четко, чтоб зрители увидели то что видит актер. Непростая задача. Не одну сотню этюдов нужно переделать для этого, и шлифовать, шлифовать, шлифовать. Важны самые мелкие детали - например расстегивание и застегивание пуговиц, соблюдение высоты стола, соблюдение пропорций предметов, которые держиш в руках и тд. Этому научится достаточно сложно. Но когда актер научится "видеть" - считайте большая половина его пути к профессиональному актерскому мастерству уже сделана. После этого ему не составит труда представить себе самые замысловатые предполагаемые обстоятельства и логически действовать в них. Это первый шаг к переживанию на сцене.
У нас в театр часто приходят люди, которые думают, что они уже "звезды", которые всем своим еством говорят "выпустите меня на сцену". В таких случаях режиссер выпускает их на сцену, зажигает весь возможный свет, и просит их... почистить воображаемым ножом воображаемую картошку. Или зажечь воображаемую спичку. Это оказывается настолько трудной задачей, что "звезды" сразу обламываются))
Есть еще несколько видов этюдов, уже посложнее.
Этюд "воодушевление невоодушевленного"Задается предмет из неживой природы. Задача актера - показать мысли и чувства этого предмета, его отношение к своему предназначению и так далее. Веселые этюды)
Этюды на пристройку с воображаемыми предметами в условиях вынужденного молчания.Мои самые нелюбимые этюды. Как они выглядят - есть пара актеров. По хлопку выходит сначала один и начинает что-то делать. Он задает историю, предполагаемые обстоятельства которой должны быть такими, чтоб когда по хлопку выйдет другой актер - им не нужно было или нельзя разговаривать, но нужно взаимодействовать. Самый распостраненный пример - муж возвращается поздно домой, жена работает, дети спят. Разговаривать нельзя - детей разбудят. Достаточно сложные этюды.
Ассоциативные этюдыВключают музыкально-шумовое сопровождение. На основе ассоциация от услышаного каждый выстраивает историю своего этюда и показывает. Главное условие - этюд не должен быть илюстративным. То есть - если в фонограмме слышно звук сиркающей спички - актер не должен зажигать воображаемую спичку на сцене. Он должен показать ассоциацию.
Еще много есть видов, но эти - самые главные.
Недавно еще столкнулся с
этюдами на словесное действие. Простейший из них - задается тема - любой бред, например "как я был комаром" - и актер тут же начинает словесно импровизировать на эту тему. Можно нести любой бред, главная задача - удержать внимание зрителя) Следующая ступень - двое актеров вызываются, одному задается одна жизненная позиция, другому - противоположная. Например "за войну" и "против войны". Задача каждого актера из пары - заставить зал поверить именно его убеждению. Аргументировать можно историческими фактами, использовать любые актерские приспособления, вообщем практически все) Тоже довольно интересные этюды, раскрепощают. Потому что иногда актер очень хорошо владеет воображаемыми предметами, а когда приходится словесно импровизировать - то как грится "ни бе ни ме".
Еще одна задача этюдов - научить актера ощущению "тут и сейчас". Главное препятствие начинающего актера - это он сам, его мысли о том как он сейчас на сцене выглядит со стороны, правильно или плохо он делает. Чем больше он об этом думает - тем хреновей у него получается. Состояние актера, когда он полностью перестает думать о себе со стороны, проникается предполагаемыми обстоятельствами и "видит" внутренним зрением всю окружающую его обстановку называется "включкой". Иногда актеры идут к включке по несколько лет. Но после нее актеру "жить становится намного легче и веселей")))
Если кому-то интересно, могу еще кое что рассказать про режисерский и актерский анализ пьесы и ее героев.