Отчего же, Дари... Отнюдь.
Коперник, Дарвин и Эйнштейн тоже пассионарии.
Их идеи пережили создателей, но живут и процветают.
Вы про идеи построения общества? Тоже есть положительный пример. Конфуцианство. Легло на благодатную почву, не сакрализировалось, процветает.
То есть Вы говорите лишь о христианстве?
Пример неудачный. Иисус не создавал религию, не искал последователей, не объединял народы. Он жил.... и умер. А вот апостолы...
Рекомендую занятную книгу Пулмана "Добрый человек Иисус и негодник Христос". Весьма любопытный взгляд убежденного и воинствующего атеиста на формирование идеи.
Да и апостолы хоть и пытались сколотить секту под именем Учителя, но жили этой идеей, дышали ею, шли за нее на смерть, делали все возможное и невозможное, чтобы передать ее.
А вот сакрализация произошла гораздо позже, примерно в 4м века, когда Византия решила сделать ее государственной религией. На Никейских соборах был заменен символ с рыб на орудие казни Иисуса Христа, предана анафеме мысль о реинкарнации, стали преследоваться манихеи. Имеено тогда идея была выхолощена до ритуалов, которые были переданы в руки посредников, а от паствы стали требовать не Веры (и как веру можно требовать), а исполнения "ку" и цветовой дифференциации штанов. Кстати, тогда же перестали появляться мученики. Практически все они в период 1го-4го века.
Но не нужно думать, что идея умерла.
5й век. Донатисты.
11й-12й век. Крестовый поход против альбигойцев, они же катары, преследование апостоликов, бегинов, флагеллантов.
15й-16й век. Лютеранство, кальвинизм.
19й век. Мормоны.
20й век. Да хоть те же Свидетели Иеговы.
И всегда начиналось с бунта против ритуализации Учения путем возврата к истокам.
И всегда впереди шли пассионарии.
Я вот тоже не считаю, что нужно менять мир, преподнося кому-то какие-то идеи.
Увы, это смысл жизни пассионариев, которые появляются тогда, когда стержень общества подгнивает, дает слабину. Истоки всех революций "Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде". То есть гармоничникам становится неуютно, они тупо начинают голодать, и только голодное брюхо способно их стронуть с места, а государство слабо, не может ни прокормить их, ни задавить.