Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Riannon

Страницы: [1]
1
Теории (эльфийские) / Re: "Дивьи люди"
« : 11 Июня 2012, 00:47:55 »
*прочитав предыдущие 5 страниц* Вообще не такая уж плохая дискуссия складывается, - если честно, я ожидала худшего:)

Вот еще в тему, пока не забыла - не самый известный (рас)сказ Бажова - "Надпись на камне".
http://www.urbibl.ru/Literatura/PB_nadpis_na_kamne.htm

Что характерно: главный герой - француз, и существо, помогавшее ему, он однозначно называет "фея Севера" - то есть, следуя европейской традиции, никакой другой трактовки просто не изобрести.

2
Теории (эльфийские) / Re: "Дивьи люди"
« : 30 Мая 2012, 21:07:14 »
Еще чуть-чуть из книги про чудь:)

Чуды были язычниками и не пускали к себе Стефана Пермского, перегораживая реки камнями. Победа миссионера заставила чудь саму порушить столбы, на которых покоились крыши их полуземлянок, и похоронить себя в земле. От чуди остались запрятанные в землю клады, добыть которые могут лишь колдуны, умеющие снять заклятия с сокровищ.

Есть также предания, по которым чудь считается предками целых селений коми, и в поминальные дни на  чудские могилы принято было носить яства в берестяных коробочках и блины (сходные предания известны и вепсам)


Выше были высказаны мнения, что речь идет о неких "лесных ведьмах", не имеющих отношения к эльфам. Но достаточно прочитать любые сборники эльфийских легенд, - в частности, переводную с исландского  "Книгу историй об  эльфах" Л.Кораблева - и сразу видно, что эльфы, общаясь с людьми, не заморачивались мистическими откровениями, а говорили с ними на чисто бытовые, приземленные темы:)

3
Теории (эльфийские) / Re: "Дивьи люди"
« : 25 Мая 2012, 21:28:40 »
Melian, давно собиралась это сделать, но надо же когда-нибудь...:)

И, как выяснилось, не только я:) вот и хорошо - соберем все в одном месте, чтобы по всей сети не искать. Тем более, что книжки, из к-рой я цитирую отрывки, я в сети не нашла.

UPD а, нет, вру, на либрусеке есть уже. Но все равно я бы рекомендовала ее купить всем интересующимся темой.

Еще о чудах:

Рассказывают также, что «чудя» жили как звери в лесах, «питались зверьем и одевались зверьем». Но тут явился «Степа-угодник» (Стефан Пермский) и стал всех крестить, а с угодником пришли царские слуги требовать оброк. Тогда «чудя» бежала в леса и скрылась в вырытых там ямах со всем своим богатством.

О богатствах чуди рассказывают легенды: к чуди прямо с неба упали серебряные кони и золотые сани, которые служили этому народу, пока он не ушел. Коней же и сани чудь спрятала, и никто не может найти этого клада, хотя и показывают урочище, где он якобы зарыт.

Есть поверье, что чуды превратились в злых духов, которые прячутся в темных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими. В одном предании рассказывается, как мать однажды цедила брагу, а к ней подошла незнакомая девушка и сказала: «Мама, дай мне на вечер сито». Хозяйка удивилась, что девушка именует ее матерью — ведь ее собственная дочь уж семнадцать лет как лежала в люльке и не росла. Тут девица и показала матери, что в люльке у нее не дочь, а чурка, и расколола ее топором. Оказалось, что мать, не окрестив дочь, понесла ее в баню, да забыла веник, и, выругавшись, отправилась за ним. Тут чудь и подменила ребенка чуркой. Девочка выросла у чуди, научилась превращаться в зверей и птиц, быть невидимой. Но чудь хотела выдать девушку замуж за одного из своих, и несчастная попросила о помощи мать: когда она услышит звон свадебных бубенцов и увидит, как со стороны бани приближается снежный вихрь, пусть кинет в него крест — его чудь боится больше всего. Так мать и сделала: из снежного вихря вылетела курица, которая и превратилась в ее дочь. Правда, девушка была не жилец на этом свете и скоро умерла.


(Кстати, соотнесение "чудей" с "нечистью" характерно и для Европы после прихода христианства - там тоже к фейри относились скорее с опаской.)


4
Теории (эльфийские) / Re: "Дивьи люди"
« : 24 Мая 2012, 23:59:18 »
Цитировать
Мохнатость и хвосты так и быть оставим, Рианнон, но уши - никогда! Ушастые - так ушастые!  :P

Ну, только не с мохнатыми ушами!:)


Еще из той же книги:

Коми рассказывают былички о лесных женах, которые не могут пойти с охотником в мир людей. Однажды охотник затосковал о жене в своей лесной избушке. И тут к нему вдруг пришла его жена, которая осталась жить с ним в лесу.Когда же охотничий сезон закончился, охотник повел ее к реке, чтобы переправиться в село; но оборотень, превратившийся в жену, не смог перейти реку. В другой быличке охотник повез свою "жену" по реке, но напротив церкви она бросилась в воду и исчезла.

Для сравнения - из карельских мифов (из той же книги)

Одинокий батрак развел в лесу костер. К нему подошла лесная дева, села рядом и принялась вязать. Батрак хотел потушить костер, но дева попросила его не делать этого - в благодарность она подарила ему чудесную рубаху, которая не изнашивалась, и ее не нужно было стирать. Он проносил рубаху три года и не говорил никому, от кого получил этот чудесный подарок. Но однажды во сне батрак все же проговорился о визите лесной девы, и рубаха тут же превратилась в еловый лапник.



5
Теории (эльфийские) / Re: "Дивьи люди"
« : 24 Мая 2012, 17:57:48 »
Из книги "Мифы финно-угров", автор В. Петрухин, М., "Астрель" 2005
(раздел "Мифология коми")

(Этот миф очень похож на аналогичный ирландский, только там речь идет о муже женщины, которую позвали повитухой к эльфийке, а у нас, как водится, всё веселее:)

"Рассказывают, как одного гармониста незнакомцы пригласили на ночь на праздник, сани с людьми и конями въехали прямо в реку, в подводное село, где все веселились и плясали под гармонь. Но гармонист заметил, что плясуны после каждого круга мажут себе чем-то лицо. Тогда и он подкрался к сосуду с какой-то жидкостью и помазал себе один глаз. Тут гармонист обнаружил, что вокруг него - не веселящиеся люди, а кривляющиеся мохнатые ушастые и хвостатые существа - чуды. (оставим мохнатость, уши и хвосты на совести рассказчика:) - прим. Riannon) Под утро они сами впряглись в сани и отвезли гармониста домой. Но с тех пор гармонист стал одним глазом видеть чудов, которые невидимыми проказили в мире людей. Однажды гармонист не выдержал и схватил чуда-воришку: тот удивился, что человек может видеть чудов, а наивный гармонист показал ему глаз, которым мог видеть нечисть. Тогда бес ткнул ему пальцем в глаз, и человек потерял способность видеть нечистую силу" "Нечисть - тоже на совести рассказчиков:) - прим. Riannon




6
Теории (эльфийские) / Re: "Дивьи люди"
« : 24 Мая 2012, 17:45:23 »

Цитировать
легенды Урала не уникальны, подобные предания о ушедшей под землю цивилизации есть в разных уголках света

Так вот это-то и интересно!:)

Цитировать
Чудь, как Вы сами понимаете, – не самоназвание исчезнувшего народа.
“Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»”.
Все непохожие племена звались чудью, это собирательное древнерусское название. Так назывались, в частности, финно-угорские племена. Например, “вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года”. А также эсты, сету, ижора, корела...
Так что сихиртя для славян – тоже чудь, чуднее  уж не бывает. :)

Само собой, "чудный", "дивный" = "непонятный", "необычный", по сути.

Я буду потихоньку перепечатывать отрывки из мифов финноугров, про чудов (см. ниже)

7
Теории (эльфийские) / Re: "Дивьи люди"
« : 23 Мая 2012, 23:15:27 »
Una, спасибо!:) Вот бывают же совпадения!:) Как раз недавно читала про "сталкерский" поход по окрестностям Кудымкара - полностью здесь:
http://prm.ru/rest/2009-05-22/34274
(это рассказ одного из участников) Несколько отрывков ниже:

«Что это?» — один из участников нашей экспедиции указывает в сторону больших валунов. На них отчетливо видны небольшие мокрые следы. Цепочка следов, быстро подсыхающая на солнце. Осматриваем находку. Размер ступни небольшой, примерно 35-36 размер. Совсем недавно тут прошла женщина или ребенок, но откуда тут может взяться ребенок, да и женщин в округе быть не может. Места глухие и дикие, только редкие охотники забредают сюда в поисках дичи. Наш проводник задумчиво рассматривает следы: «Это чуды прошли, они тут хозяева…». «Чудской народ?» — уточняем мы. «Ну да, чуды», — кивает проводник. — «Провожают нас…».


Или вот:

Константин, начальник охотхозяйства, сопровождавший нас во время всей экспедиции на случай неожиданных встреч с диким зверем, кивает: «В этих местах часто необычные явления происходят. Некоторые на сказки похожи, но слишком часто эти сказки повторяются. Охотники наши на лесных тропинках встречают людей необычных. Бывает, забьет охотник лося в глухомани, начнет разделывать. Выходит из леса мужичок странный, бородатый, одежды старые, говорит — «Давай подсоблю». Охотник, конечно, соглашается. Разделывают тушу, охотник мяса кусок отрезает, поворачивается к своему помощнику нежданному: «Возьми, спасибо за помощь!», а человека и нет уже, в лесу растворился.

Бывает, на местах поселений древних таких людей видят: приходят ниоткуда и уходят никуда. Обычно все кто их видит замечают – лицо у них бледное, то ли болеют, то ли в полумраке живут…»

«На этой дороге несколько лет назад произошел интересный случай. Группа туристов решила дойти до Раменья и провести там несколько древних обрядов. Дойдя до середины пути они заметили, что точно по центру дороги кто-то посадил грибы, большие, красивые. Было видно, что их вкопали совсем недавно. Почти до самого Раменья кто-то неведомый вкапывал перед группой лесное угощение. Следов они не нашли, а грибы с удовольствием зажарили вечером на костре. Ночью возле палатки были слышны необычные звуки, словно кто-то приблизился к лагерю и сидя наблюдал за людьми. Было ощущение взгляда и пристального доброго внимания. Чуды любят так шутить, а если человек им понравился, то могут так вот и грибами угостить…»

Там много интересного по ссылке.


8
Теории (эльфийские) / "Дивьи люди"
« : 23 Мая 2012, 19:02:08 »
Дивьи люди, они же чудь, чуды, чудины, Старые (или Старшие) люди встречаются не только в уральских, но во многих финно-угорских мифах, во многом схожих с европейскими мифами об эльфах. Предлагаю собирать инфу по сабжу - как научную, так и  прочую-разную.

Для начала - кое-что с сайта "Уральская библиотека":

Есть на Урале и некий мир, существующий как бы рядом с миром реальным. Сей мир ушел – опустился под землю. Это – отголосок иной жизни, тень народов, бывших задолго до славянской цивилизации. И ныне эти волшебные, скрытые от любопытных глаз, народы всё чаще дают о себе знать. Старожили Урала именуют их «чудь белоглазая» и «дивьи люди».

   Когда-то, до прихода славян-ариев, чудь и дивьи люди жили на поверхности земли. Они были единым народом – великими мастерами, строившими прекрасные города и дворцы. Они знали толк в драгоценных камнях, выплавляли из золота и серебра украшения и оружие. Но случилось так, что душами многих из этого племени завладел Дый (Чернобог). Он был богом материального мира. Предавшихся ему людей он обучил магическим искусствам, оборотничеству, поведал тайны земных недр. Он же научил особо избранных из людей изготовлению агриалов и пользованию ими как для добра, так и для зла. Агриал – это аналог оберегов или амулетов, но имеющих очень мощную энергетику как положительную (светлую), так и отрицательную (тёмную). Энергетика агриалов настолько мощная, что праславяне могли управлять земными стихиями и создавать надежную защиту городов, не имея никаких стен. По одному сказанию, эти события имели место около 8 000 – 13 000 лет назад. Дивьи люди признали Дыя величайшим из богов и так отошли от почитания славянских богов. В отличие от них «чудь» не отошла от почитания своих богов, хотя и признавала могущество Дыя. Тогда и разошлись пути чуди и дивьих людей. У Дыя были дети – Чур, Индра, Дива и внучка Девана. У всех были храмы и служители на Земле, которых в народе называли «чёрными магами». Храм самого Дыя – Чернобога был у горы Карабаш (Чёрная Голова), находящейся в Челябинской области. Дый и его дети несколько тысячелетий правили на сей Земле – Урале. Но Дыю показалось мало почитания тех, кто служил ему, и тогда он восстал против Сварога и отобрал у него положенные жертвоприношения (книга Коляды). И тогда войско, ведомое Сварогом, сразилось с войском Дыя. И когда Сварог одержал победу, то заточил дивьих людей под Уральскими горами. И сейчас можно иногда в лунные ночи услышать, как под землею звонят их колокола. А самого Дыя обратил в Великого Полоза – владыку золота и самоцветов уральских гор. Чудские люди дожили до наших дней, только теперь их называют «староверами». По их рассказам, бывает ночь – один раз в столетие, когда близ горы Таганай («Подставка Луны») открывается земля  и является город дивьих людей. В эту лунную ночь дивьи люди устраивают большой праздник.

Оттуда же:

«Дивьи люди живут в Уральских горах. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже солнечного... Выходы в мир имеют через пещеры...» - такую запись сделал этнограф Онучков в начале 20-го века.

Обычно Урал и Сибирь, республику Коми, принято связывать с легендами о Чудском народе, "Чуди белоглазой", которая ушла под землю, спасаясь от засилья их земель иноверцами-христианами. Но в летописях, исторических и этнографических трудах XVIII-XIX в.в. можно найти много упоминаний о Дивьих людях. Испокон веков Чудской народ и Дивьи люди были одним родом. Своими прародителями они считали Чурилу Дыевича и Тарусу. Считается, что они дали начало многим арийским и финским родам. Разделение рода на два народа произошло, как утверждают легенды, по религиозным мотивам. После битвы Сварога и Дыя часть людей спустились вместе с Дыем в подземные города. В мифах их называют дивами или дивьими людьми. Обживать тайные подземные города, расположенные в Уральских горах, им помогали Паны, которые жили там уже давным-давно и происходили от Пана Виевича. Чудской народ ушел в пещеры чуть позже, незадолго до включения Урала в Московское царство.

http://www.urbibl.ru/index.htm)

Попозже выложу отрывки из книги "Мифы финно-угров" (некоторые напоминают кельтские один в один)

Страницы: [1]