Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Алке

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 11
31
Образы эльфов в русскоязычной литературе (наброски)

II

Алекс Грин «Тропа в Огнеморье».

1.

Спустя много тысячелетий после великой катастрофы на Земле, когда ныне существующие материки представляются жителям не более чем забытой  сказкой, живут рядом расы людей и нелюдей. Мир, где фантастика, миф и научные гипотезы переплетаются, открывается читателю в «Тропе в Огнеморье» Алекса Грина. И в его книге тоже есть персонажи-эльфы.

Светозарные – не пришельцы в этом мире, не герои сказки, они реальны и принадлежат Огнеморью настолько же, насколько принадлежат Огнеморью люди.

Правда, история появления «классических» эльфов ограничивается гипотезами и мифами (то ли эльфы произошли от людей, то ли вернулась, пробудив «спящие» гены,  старая раса, существовавшая еще в доземные времена), но ясно одно – существует некая связь между нелюдями и людьми.

В фэнтези зачастую изображается мир, заведомо фантастический, параллельный, сказочный. В «Тропе в Огнеморье» это мир будущего реальной Земли. Но насколько реалистичны его жители?

2.

В романе видна связь как с библейской мифологией, так и с другими мифами.


Персонажи обращаются к сверхсуществу, но это не христианский Бог, а Богиня. А.Грин в «Цивилизации эльфов» писал о Пресветлой Богине, но интересен момент, почему этот (или, вероятно, очень похожий культ) возродился после катастрофы Земли, спустя тысячелетия?
Легенда о братьях-близнецах, рассказанная в «Саге о фаэтане», древней книге Огнеморья, напоминает библейский миф о Каине и Авеле, однако с иным поворотом событий. Эльф растет жизнерадостным и талантливым, Альп – угрюмым. Более того, Эльф не стареет. И тогда Альп, одолеваемый завистью и отчаянием, становится вампиром. Богиня предлагает Эльфу убить брата, чтобы вампир не привел в этот мир расу чудовищ. Но Эльф не слушает Ее и хоронит вместо Альпа бродягу, умершего от холодов.

«Род человеческий погряз в грехе», и ради спасения людей призываются в мир совершенные эльфы, которые должны увлечь прочие племена на Путь Великого Совершенства. («Тропа в Огнеморье»). Действительно, учение Эльфа несет Свет, «оно и впрямь творило чудеса. И давало ответы на труднейшие из вопросов… В чем причина страданий? В грехе. Но что есть грех? Несовершенство. Встань на Путь Совершенства, и ты избавишься от страданий, ибо избавишься от греха…» («Тропа в Огнеморье»).


И все же несет это учение Свет не всем. «Но кто был более совершенен, нежели Эльф? (…) Добро или Зло совершил он, отпустив брата? Отпустив брата-вампира в далекую Дарханию, чтобы создал он там первое  в Огнеморье вампирье гнездо?» («Тропа в Огнеморье».) Эльф говорит, что он совершенен и грешен как никто другой.


Эльф и Альп – братья-близнецы, и это не случайно. А.Грин указывает на происхождение слов: эльф и альп восходят к одним и тем же эльвам-альбам.

Род эльфов и род вампиров – то, что может вести за собой, доминирующее (возникает учение эльфов и учение альпов-вампиров). Люди и гномы в Огнеморье не имеют такой духовной власти, хотя активно действуют. И эльфы, и вампиры могут «очаровывать» и подчинять себе людей, но эльфы «отчуждаются», предоставляя людям самим решать свои проблемы (из-за чего возникло непонимание к ним людей), а вампиры помогают людям: дарят им покой и сытую жизнь, но… в обмен на кровь немногих. Очарованные лемарионцы,  впрочем, охотно жертвуют собой во имя благополучия большинства.

Так общество, где эльфы «уходят», а властвуют лучшие из вампиров (худшие поступают еще более жестоко, сея только смерть и разорение), приобретает специфические черты…

3.

Вообще образ эльфов в романе «затуманен», оттеснен (эльфы, если не считать Феличии, «четвертьэльфа», не участвуют в произведении так явно, как люди, вампиры или даже гномы). Но, в то же время, доминирует именно эльфийская часть, причем так ненавязчиво…


Вампирское общество (именно альпы) по сути своей напоминает человеческую власть в лучшем проявлении (лучшего, чем «пить кровь», хотя при этом и давать что-то взамен другим, оставшимся в живых, нет и не было в истории), потому что люди в большинстве в сущности прагматичны: «Элитам вампиров и людей, рано или поздно, оказывается более выгодна стабильность. Пусть даже за это придется пожертвовать пешками – своими и чужими». («Тропа в Огнеморье»). Романтик (про такого говорят: «Не умеет жить»)  в человеческом обществе будет, в лучшем случае,  не понят, в худшем  – погибнет. Люди, как правило, существуют по принципу «надо уметь выживать и потреблять», а это умение, что бы ни говорили, основывается не на законах гуманизма, а на законах личной выгоды. Эльф может думать и поступать по-другому (например, Эльф отпускает Альпа, брата-вампира, хотя знает, что этот поступок принесет боль, но эльф по-другому  поступить просто не может)…


…Положительным персонажам романа такой прагматизм-потребительство (стремление к выгоде за счет жизни и (или) интересов других) не свойственен или же это качество преодолевается. И это важный момент в «Тропе…», потому что образ эльфов в произведении передается большей частью посредством поступков других персонажей. Или же сюжетом в целом. Как такое может быть?


Вероятно, в этом случае следует помнить о том, что эльфийское сознание или сознание вампиров (передающиеся через учения) исполняют   для действующих лиц  доминирующую функцию. То есть остальные герои (не эльфы и не вампиры) так или иначе оказываются под влиянием либо одного, либо другого. Логика вампирского общества понятнее людям и гномам, чем логика «далеких от жизни» эльфов. Следовательно, те, кто действуют «не по-человечески», нелогично, непрагматично, скорее всего, поступают по-эльфийски.  Возникает убеждение в отсутствии «реалистичности» (которая есть, например, в произведениях В.Камши). Но эта «нереалистичность» вполне оправдана: персонажи поступают так, как диктует им эльфийская логика, так, как они должны поступать, а не так, как выгодно или необходимо. Например, Изабелла, человек, поступает по-эльфийски, слушая предка Феличии, призрака-полуэльфа. Она отказывается от данного ей задолго до ее рождения Дара, хотя этот поступок по логике прагматизма делает ее уязвимой перед силами Зла. По сути,  в «Тропе в Огнеморье» происходит перенос эльфийского сознания на человека…


4.

Несмотря на таинственность образа эльфов в «Тропе…», читатель все же вполне может представить  Светозарных по портретным наброскам. «Эльфы золотоволосы, белокожи, одеты с утонченным вкусом, - пишет А.Грин и сравнивает их с тиганами, - манит и тех, и других простор и свобода лесов». Эльфы «Тропы…» превосходят белых (именно белых) людей в быстроте, выносливости, ловкости.

Безусловно, представители этой расы традиционно удивительно музыкальны. Только потомки современных цыган – тигане в Огнеморье могут сравниться с эльфами в этом искусстве.

Мир Огнеморья – мир не  только (и не столько) техники, но и мир магии. И именно магия присуща эльфам. «И эльфы, и их магия – результат многовековой деятельности дайан» (Дайаны – переходная ступень между людьми и эльфами, жрицы). Дайаны запрещают первым поселенцам Северной Эльфлории пользоваться металлом и создают закрытую зону с непривычным для других жителей материка укладом жизни. Но магия эльфов ослабевает, когда Светозарные отходят от древних традиций, начинают пользоваться техникой…

Эльфы являются не просто частью мира, они тесно связаны с его природой, с его сутью, поэтому отказ от самих себя приводит к разрушению гармонии. И, наверное, не случайно «Тропа в Огнеморье» изначально задумывается как роман, открывающий серию книг о мире будущего. Возможно ли возвращение миру Гармонии? Вопрос этот пока остается открытым…

5.

Прекрасные эльфы, что несут Свет, и вампиры, властвующие в обществе потребителей. Два образа, столь разные, никогда, ни в одном другом произведении, не пересекающиеся, в «Тропе в Огнеморье» вдруг оказываются переплетены.

Все, что имеет общее происхождение, так или иначе несет в себе общие черты. Великое Добро и Великое Зло – что между ними общего? «Прямые потомки Альпа называли себя альпы (или вампиры-эльфы, хотя по убеждениям эльфов Северной Эльфлории и ее дайан ни сам Альп, ни его потомки к представителям Первой Расы относиться никак не могли». («Тропа в Огнеморье»). Однако за этими убеждениями прячется словно не истина, а нежелание признать правду. Уже сравнение с вампирами, ведущими свое происхождение от других рас, доказывает это. Только альпы утонченны и аристократичны, только альпы обладают удивительной способностью к лидерству. Вампир-человек, «носферату», может подняться до уровня альпа, только вкусив эльфийской крови. Именно эльфийская кровь позволяет стать альпом! Получается, что не может быть одно без другого! И не случайно в пророчестве последней дайаны говорится о том, что люди обвинят эльфов в вампиризме.

Альп и Эльф – братья-близнецы, названные именами, имеющими общзее происхождение. Что будет, если Эльф, несущий Свет, откажется от своего Пути?..

Ничего не известно о доогнеморских эльфах, только гипотезы и мифы, но переживший брата Альп интересуется историей. Он узнает, что в доогнеморские времена вампиров было много. И занимались они захватом власти. Только после столкновения континентов вампиры погибают.

Мир, где властвуют вампиры, так или иначе, обречен: учение альпов гласит, что жизнь преходяща, а смерть вечна. Вампиры не способны к развитию, а то, что не развивается, приходит в упадок.

«Тропа в Огнеморье» не открывает мир, где властвуют эльфы (понятие «власть» эльфам чуждо), мир власти вампиров знаком и отталкивающ. ПО сути, А.Грин утверждает, что человек, оказывающийся под влиянием нечеловеческой цивилизации, теряет свободу воли, превращается в голема, что его природе все же чуждо…

6.

«Тропа в огнеморье» очень символична. Автор романа – исследователь, много лет изучающий т.н. «Альбийский пласт». Эльфам посвящены статьи «Цивилизация эльфов», «Пирика-язык эльфов», «Тайны Титанов». Причем, А.Грин утверждает, что альбены (эльфы, элены) предшествовали другим цивилизациям.

Уже говоря об Огне Драконов, особой Силе, данной не каждому, автор отмечает, что  «человек, принявший тихую бесконфликтную жизнь за конечную цель, превращается в овощ, в «офисный планктон» («Тайны Титанов»). Эта Сила очень напоминает ту, что владеют эльфы. И она может быть направлена как на созидание, так и на разрушение…

Понятие Силы связано и с религией. Христианство, где говорится о богочеловеке, несколько напоминает веру, предложенную обществом вампиров в «Тропе в Огнеморье»; в «Тайнах Титанов» называется «христианством потребления». При этом в статье говорится об особенностях религии Украины и Румынии до влияния греков. Особенность эта заключается в вере не в богочеловека, а в человекобога, т.е. такого же, как и человек, но наделенного Силой.

Цивилизация вампиров – цивилизация общества потребления. Если жизнь человека связана с раскрытием себя, со своим  Предназначением (миф о сестрах-«урситоарах» («Тайны Титанов»)), то без использования Силы, без действия, только потребляя, такая жизнь становится равносильной смерти.

И в румынской мифологии говорится о «мороях», живой нежити, особенностью которой является избыточный вес. Вампиры «Тропы в Огнеморье» не обладают избыточным весом, однако это понятие символически отражается в учении альпов.

С другой стороны, положительные персонажи обращаются к Богине (не к Богу, а к Богине). Почему же спустя тысячелетия после гибели материков Земли возрождается похожий культ в Огнеморье? Не потому ли, что старая религия сильнее, чем новая? Не потому ли, что Сила эльфов начала действовать, чтобы спасти общество, в котором появились вампиры? А ведь общество потребления обречено на вымирание. И об этом тоже говорится в «Тайнах Титанов».

Самой первой цивилизацией Балкан А.Грин называет пеласгов. Исследование («Тайны Титанов») посвящено культуре Винча, «золотой эре», для которой не характерно социальное неравенство и неравенство полов, но характерен миролюбивый уклад жизни. Еще одной особенностью исследования этой культуры являются найденные многочисленные изображения Белой Богини. При этом А.Грин отмечает, что «религию Белой Дамы нельзя назвать ни жестким монотеизмом, ни жестким политеизмом – это мягкий синтез того и другого. Великая Богиня едина, но не единственна…» («Тайны Титанов»)...

…Эльфам чуждо властолюбие, потребительство. И социальный уклад культуры Винча А.Грин называет «хорархией» (от слова «хор», «хора», круг). «Многие существенные черты хорархии сближают ее с идеалами коммунизма и анархизма», - пишет исследователь.

Трудно представить современному обывателю с «неэльфийской» психологией, как может существовать, процветая, подобное общество, однако «ни одна из цивилизаций, построенных на социальном неравенстве и войнах, и близко не смогли подойти к подобным срокам. Все они обречены на исторически короткую жизнь.» Поэтому, наверное, и последний вампир в «Тропе к Огнеморью» просит убить его, когда цель «экспедиции» достигнута. У общества вампиров «Тропы в Огнеморье» не будущего, хотя эльфы остаются весьма таинственными персонажами до конца романа…

32
Эльфийская кладовая / Re: Не как у людей
« : 12 Февраля 2011, 15:28:21 »
А мне понравилось все)

33
У меня сложилось такое впечатление , что все абсолюты ---- это  абстракции , только идеальное абсолютно , а реальное относительно . Верно ли это ?
Думаю, что да.

34
Можно определять меру ценности по потребностям различного уровня, можно просто сказать, что мы можем определить ценность в зависимости от моральных, психологических и физиологических потребностей данного индивида, группы, всех разумных на планете, всего живого.

35
Интересна мне эта тема... Вот  начала делать какие-то наброски. Предполагаю, что в итоге статья получится немаленькая. Здесь наброски к первой части.

Образы эльфов в русскоязычной литературе (наброски)

I

Вера Камша «Хроники Арции»

1.

..В фэнтези один из наиболее часто встречающихся образов – образ эльфа. По сути, герой-эльф ближе иностранной литературе, но в последние десятилетия он прочно утвердился и в русской фэнтезийной прозе…

…интересно различное описание эльфов у разных авторов: представления об эльфах могут быть положительны (добрые, прекрасные и прочее), а могут быть и негативны (мстительны, лживы (в русской литературе такие встречаются среди «темных» Елены Петровой в романе «Лейна») , даже уродливы -  здесь, например, вспомним все же иностранную фэнтези А.Нортон и М.Лэки «эльфийская трилогия». Конечный эпизод, когда эльфийка-интригантка Триана открывает Врата в свой родной мир (мир, откуда пришли эльфы), а навстречу ей выходит существо, «напоминавшее на вид нелепый гибрид эльфы и рептилии, было вдвое выше Трианы. Оно было долговязым, бесполым на вид и совершенно голым – его покрывала лишь иссиня-зеленая чешуя. У чудовища был хвост… безволосая голова, ноги, гнувшиеся в коленях каким-то совершенно противоестественным образом, безгубый рот, полный острых зубов, и … глаза, которые могли бы принадлежать любому из эльфийских лордов.» (А.Нортон, М.Лэки «эльфийская трилогия» М., Эксмо, стр.1238)

…От чего зависит различие в представлениях об эльфах? Возможных причин можно назвать множество: от традиции, мифологии (см. Мушинский Олег «Краткий обзор эволюции образа эльфа в литературе.» )до влияния «теневых», подсознательных мотивов-фантазий.
 
   Мне лично интересны еще несколько линий: насколько в фэнтезийном образе отражается реальность жизни вообще? Что взято от человека, а что от эльфа (альва, elda)?


Так получается, что первой книгой, которую я упомяну в своих заметках, будет фэнтези В.Камши «Хроники Арции»

2.


…Итак, эльфы изображены высокими, красивыми; во внешности отмечаются «эльфийские голубые глаза» (у Рене). Правда, во второй части «Хроник..» мельком упоминается «слегка раскосые».Эстель Оскора отмечает: «Эльфы были прекрасны, но в них ощущалось что-то обреченное, исчезающее, изломанное…» (Несравненное право». (Страницы не указываю, т.к. читаю в электронном варианте через e-book»).


Эльфы не подвержены старению, однако, живущие среди людей, они выглядят старше (так Роман – Рамиэрль, попавший к людям в младенчестве, выглядит старше Эмзара, своего отца, однако при этом умирать от старости, спустя несколько сотен лет, не собирается).

Так эльфы представляются вполне человекоподобными, если исключить присущую только им магию (какая именно магия - описывается в романе): Рамиэрль сотни лет скитается среди людей, поражая их красотой, пением, знанием волшебства, которое для мира Арции характерно, но не более того.

У Камши эльфы – исчезающий народ. Большинство людей ее мира-фэнтези не верит в нелюдей, но не это главное: почти все эльфы ушли в иное измерение. Оставшаяся горстка живет на болотах, скрываясь от людей. Есть еще и «темные»: к ним попадает Рене, который дает слово не разглашать тайну их существования и местонахождения.

Эльфы по Камше – пришельцы в этом мире, большинство из них не хочет вмешиваться в его дела, однако, вмешательство уже произошло и предстоит другое: иначе погибнут все…

…Пожалуй, невмешательство и отразилось в «обреченности, изломанности»: эльфы живут практически вечно, не изменяясь, в то время как менялись все остальные и все остальное. Чтобы не погибнуть, эльфам пришлось действовать. (Наверное, это говорит о том, что полное невмешательство в мире, где ты есть, невозможно: мир движется, так или иначе меняя все. И как при этом остаться совершенно неизменным?)…

Астен, эльф, брат Эмзара, высказывает весьма спорную мысль: «…бессмертие почти то же самое, что небытие, потому что я устал от пустоты, от бессмысленности, от покоя. Человеческая жизнь коротка, но она ЕСТЬ, вернее, МОЖЕТ БЫТЬ, если ею распорядиться как следует. А что такое моя жизнь, жизнь моих соплеменников? Ее словно бы и нет. Исчезни мы, никто не заметит. Мы существуем, и, опять-таки, это касается только нас». Мысь представляется спорной, потому как не в длине жизни дело, а в ее качестве. Эльфам только что спешить некуда, отсюда и кажущаяся бездеятельность, отсутствие стремления к развитию вообще. Но, тем не менее, развитие есть. Сосуществование же с иными расами может сделать неизбежным не только развитие, но и – более кардинально – изменение.


…Вопрос о старении достаточно интересен и в современной науке. Открываются неизвестные гены, отвечающие за нестарение организма, замечается связь изменения организма с убеждением или неубеждением индивида в способности меняться и прочие весьма занимательные вещи…

В фэнтези традиционно эльфы живут как минимум долго. Камша поддерживает эту традицию, отметив при этом связь старения эльфа с его нахождением среди людей, то есть причины изменения – в представлениях самого эльфа, считающего себя долгое время человеком, или же в чем-то другом? Автор «хроник» умалчивает  об этом…

3.

…Одной из болезнейших особенностей эльфийской расы является Эфло д`огэр. В.Камша называет так знание причин гибели. Например, Астени знает, что Эстель Оскора станет его судьбой, причиной смерти.

Кроме того, есть еще одно: эльфы, особенно близкие друг другу, чувствуют смерть родственника или друга, который (по Камше) перед кончиной подумал об оставшемся в этом мире товарище.

Так же автор фэнтези отмечает еще одну особенность эльфов – чувствовать сородича; чувствовать того, в ком есть хоть капля эльфийской крови.

В признании подобных способностей Камша не оригинальна: редко кто из писателей лишает своих персонажей-эльфов присущих им особенно  развитой интуиции, эмпатии, задатков осанвэ – более близкого, чем просто телепатия, мысленного контакта…

Возможно ли, что подобные качества могут быть присущи людям? Или эти люди обязательно в таком случае несут в себе эльфийскую кровь? А возможно, интуиция, присущая людям, имеет иную природу и (или) качество? (Кстати, никогда и в жизни не встречала людей, которым интуиция или эмпатия абсолютно не были бы присущи. Вспомним, например, пресловутую «женскую интуицию») …

В то же время весьма интересно влияние субъективного и подсознательного на чистое истинное восприятие реальности, находящейся на расстоянии от эльфа. Обращаясь к реальности, не могу не вспомнить Размышления Юнга («Психология бессознательного», «Об отношении аналитической психологии к поэзии») о влиянии всевозможного подсознательного и бессознательного; как оно действует в каждом случае, который уникален, никогда не станет абсолютно точно известно.  Не могу не вспомнить, например, и более банальное – ошибки в интерпретации моего настроения некоторыми интернет-собеседниками, не лишенными способностей к интуиции и эмпатии, но, тем не менее, ошибившимися.  Причин этому, возможно, множество, но главное – нельзя отрицать факт возможного искажения в объяснении или видении реальности, находящейся на расстоянии…

А если ошибки свойственны и эльфам (а почему бы и не возникнуть такой особенности образа?), то не только люди способны ошибаться.

В связи с данным высказыванием возникает вопрос: если ошибки существуют, то их причины у эльфов и людей одинаковые или имеют разную основу?

Камша сделала проще: похоже, она полностью избавила своих прекрасных персонажей от искажения восприятия реальности на расстоянии…

4.

Говоря о способностях эльфов, необходимо отметить их связь с природой и с животными. «…эльфы, любимые дети Творца», - пишет Камша («Несравненное право»).  Эльфы – «бывшие Хранители Рассветных Земель», поэтому природа подчиняется и помогает им. «Кони волновались, не хотели идти, но эльфы могут заставить любое животное подчиниться своей воле , а уж своих питомцев тем более».

Здесь возникает вопрос: «могут заставить» или являются настолько частью природы, что и заставлять не нужно никого и ничто (возникает полное взаимопонимание, настолько полное, что и животные, и растения воспринимают эльфа как друга или частью себя)?

Камша, похоже, представляет персонажей все же иначе: «Любимые дети Творца» - и именно поэтому эльфам подчиняется (именно подчиняется) природа.

Интересно в связи с этим обратить внимание на взаимосвязь людей и природы в романе. Рысь Преданный служит Эстель Оскоре…Не является сознательным другом, потому что сознание животного под влиянием магии находится между человеческим и разумом обычного хищника. Рысь испытывает привязанность, но она возникает мгновенно, стоило лишь Рамиэрлю надеть на Преданного и его будущего хозяина магические украшения, эту связь поддерживающие. Преданный заколдован оберегать хозяина и его друзей. В книге оговаривается, что рысь не стала бы прежним животным, если украшения были бы сняты, но все же ясно видно наличие власти над Преданным с помощью магии.

Таким образом, ключевыми моментами для понимания отношений люди-природа являются «магия», 2власть», «служение». Для отношений «эльф-природа» - то же самое. Только если в случае с людьми используется посредник – магический предмет, то эльфы сами являются источником магии.

Получается, что В.Камша в «Хрониках Арции» в плане взаимосвязи эльфов и природы не делает особых различий между «детьми Творца» и людьми.

5.

Эльфы, представленные в «Хрониках…», прекрасны, практически бессмертны, …но не так совершенны, как кажется на первый взгляд. Не всем эльфам свойственна гармония, некоторые завистливы, злы и даже подвержены безумию.

Такова, например, сестра Рамиэрля Эанке. Убежденная в том, что эльфы намного лучше людей (во всех отношениях), в том, что эльфы не только не должны заниматься проблемами человечества, она настаивает на поиске Пути из этого мира. Отвергнутая Клэром, разочаровавшимся в ней, Эанке грубо мстит. Правда, как и все эльфы, она не способна на грубую ложь, обман: Эанке всегда говорит то, что думает, но, обезумев, создает отряд и пытается убить Герику. Даже мать эльфийки, сочувствующая ей поначалу, говорит, что ее дочь безумна. Именно попытка убить Эстель Оскору приводит к гибели всех эльфов, отправившихся с ней, ее самой и Астена, пытающихся остановить молодых спутников Эанке.
 
Убийца не способна на грубую ложь, но она способна на предательство: когда она видит, что ее сторонники начинают понимать, что заблуждались и переходят на сторону Астена, она нападает на своего дядю со спины и убивает его. Эанке убивает  эльфа, более того, родственника. И это убийство, совершенное ею, не первое.


Предательство и злоба не свойственны эльфам вообще, но Эанке безумна – это упоминается в романе не зря.


6.

…Да,  образ эльфа-elda  привлекает читателя даже не столько магией и внешностью, сколько непознанным, непонятным, отличным. Читатель ожидает от не-человека нечеловеческого…
 
Мышление и психология составляют основу любого существа помимо физиологических особенностей.


В.Камша уверена, что «…люди, что гоблины, что эльфы – природа одна. Никто не любит принимать неприятные решения, а тем паче брать на себя ответственность.» («Несравненное право»). Итак, утверждается тождественность природы эльфов и людей, а, следовательно, особенностей мышления и психологии. И это несмотря на то, что эльфы Арции – существа иного Мира, несмотря на небывалую у людей красоту, здоровье, долгую молодость….

Правда, в отличие от людей, эльфы, как уже говорилось, никуда не спешат (но и у них должна быть цель в жизни), эльфы тянутся к прекрасному и создают его – это ли не особенности мышления? Ведь человеку не каждому дано быть поэтом, музыкантом или художником, а эльфы Камши, так или иначе, все близки к искусству.

Хотя эльфы и стараются жить обособленно, не вмешиваясь в дела людей, а некоторые из них прямо считают себя существами более высшего порядка, чем люди, в действительности абсолютной дистанции между двумя расами не существует: «… проклятие выбора, цели, средств, совести они (эльфы) несли так же, как и мы (люди)». («Несравненное право»).  Именно это сходство позволяет Астену полюбить Эстель Оскору.

Эльфы так же, как и люди, постоянно находятся перед выбором: вмешиваться или нет? Задаются вопросами: как поступить, как помочь? Они страдают, любят, ненавидят, воюют и создают.

В. Камша опровергает мнение, что эльфы не имеют семьи с людьми: Рене – потомок смешанного союза между эльфом и человеком. Опровергает автор романа и верность eldаr  «единственной любви в жизни». Астен любит три раза  (именно любит, а не просто имеет связь – именно «просто» эльфам «Хроник…» не свойственно.): крестьянку Кэрна, человека, настоящее имя которой забывает за давностью лет; свою жену Нанниэль, к которой охладевает; Герику, Эстель Оскору. Камша утверждает, что эльфы часто имели связь со смертными, от которых могли иметь детей.

Эта странная тяга несколько противоречива: с одной стороны, эльфы стремятся к замкнутости в своем узком кругу; с другой, словно подталкиваемые Тенью-подсознанием часто покидают круг «своих» ради связи с иными расами. Впрочем, эльфы достаточно различны во взглядах. Рамиэрль – один из тех, кто терпим к представителям иных рас, но и ему нужно было время, чтобы принять гоблинов, «детей Тьмы», начать уважать их, ведь эльфы испытывают инстинктивное отвращение к грубым варварам с гор, служителям Ройгу – так утверждается в романе.

В целом создается впечатление, что эльфы, изображенные в «Хрониках…»  доказывают, что крайности (или стремление к ним) создаются самими персонажами, а не даны Природой.

7.

Вероятно создание художественных образов зависит от мировоззрения самого автора, от его увлечений, знаний, занятий…

Сама В.Камша в одном из интервью (
http://www.mirf.ru/Articles/print97.html ) называет свои произведения «историческим фэнтези». Талантливая писательница считает, что «игра –это игра, а жизнь – это жизнь, смешивать их нельзя…», а «Если человек вообразит себя эльфом, возьмет деревянный меч, затаится в темном подъезде…», то его нужно лечить.

В.Камша вообще против «нереальности» (сказки) и всем, что могло бы ассоциироваться с ней хотя бы отдаленно: даже совершенно необычное явление, действительно имеющее место быть в жизни, автор считает неприемлемым использовать в хорошем фэнтези, иначе «читатели хором возопят: «Не верим!»

Автор «Хроник…» утверждает, что особенности создания образов, сюжетных линий во многом объясняется тем, что она ориентируется «на земную историю». Получается, что по сути изображаются не эльфы, гоблины, маги, а люди. Пусть наделенные необычными свойствами, но люди со своей психологией, проблемами, своими поисками истины. Именно человеческая реальность отражена в произведениях В.Камши, именно с человеческой т.з. нужно понимать всех персонажей ее произведений…

Однако, человеческое не всегда, вероятно, аналогично эльфийскому образу в литературе, и я открываю книгу другого автора…

Продолжение далее

36
Алекс Грин , кажется, филолог.  Причем очень глубоко изучающий структуру языка. Мы-то только работу его прочитали, судим, вероятно, несколько поверхностно, а он изучал очень давно. Просто все "подводные камни" в работе не увидишь без должной подготовки, поэтому со стороны кажется все  спорным.  ...

37
Статья "Пирика". Целиком) Доказательств недостаточно. Хотя очень интересно

38
Сейчас читаю Мушанского Олега "Краткая эволюция образа эльфа в литературе". Он рассматривает несколько иную версию происхождения слова "эльф"(ср. Грин ) Интересно.
У Грина все интересно, хотя  есть моменты достаточно спорные. ИМХО.

39
Фостера не читала, обязательно посмотрю. Лукьяненко не столь глубок, на мой взгляд, но тоже интересен ("Мальчик и тьма", "Лорд с планеты Земля", "Геном" и др) - тоже в общем-то все можно читать

40



Далее, в этом месяце идут Олди. Да, мне уже давно советовали их почитать. Но то ли я пень, то ли еще что но у меня не пошло.




Олди - одни из моих любимейших писателей. "Маг в законе", "Пасынки восьмой заповеди", "Герой должен быть один"... Впрочем, у Олди мне нравится абсолютно все.

"Рубеж" - в соавторстве с Дьяченко и Валениновым. Тоже очень интересно

41
У Дьяченко "долина совести" - великолепное произведение

42
Эльфы по жизни / Re: Имена
« : 07 Декабря 2010, 21:45:12 »
Мне ближе мое собственное настоящее имя. Словно я сама его и выбрала))

43
Продам / Re: Мыло ручной работы
« : 29 Октября 2010, 11:15:26 »
Превосходно))

44
Об этом сайте / Re: Почему теперь гость?
« : 04 Октября 2010, 22:03:08 »
Может, потому что пользователь ушел с форума? Совсем ушел? А посты остаются?...

45
Книги и фильмы / Re: БИБЛИОТЕКА
« : 30 Сентября 2010, 18:48:46 »
Надежда Сергеевна Широкова
"Мифы кельтских народов"

http://webreading.ru/sci_/sci_history/nadeghda-shirokova-mifi-keltskih-narodov.html


Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 11