Спасибо,
Айвен, я - дополню.
У Стерлиговых устроено так:
-они живут рядом с городом, если нужно, всегда можно съездить и до них легко доехать
-несколько семей, но нет колхоза. Каждая живет отдельно, еду себе сама растит, они объединились, чтобы продавать излишки. (т.е. у них есть один секретарь, который отвечает на телефон и принимает заказы).
-дети на домашнем обучении (они считают, что сады и школы -это инструменты для превращения неокрепшего сознания в безликое и безличностное существо, которым легко манипулировать (что, в общем, так и есть), речь не идет об университетском образовании, но уровень сада и школы каждые родители могут дать. Короче, образование и воспитание детей-это очень важный приоритет, за который отвечают родители.
-телефон и интернет у них есть, но централизованный, т.е. для дела, а в каждой семье нет, они считают это злом и не пользуются
Видите ли,
Ондин, как бы понятнее объяснить... я сейчас не о личных тараканах Стерлигова хочу сказать. Это-то – его дело, конечно, кому и в каком наряде ходить, что читать и чему верить.
Просто сельскохозяйственная община – это очень, очень тяжелый труд. Чтобы сделать ее рентабельной – труд еще больший. И не просто так крепкие хозяева на селе часто отличались крутым авторитарным характером, не просто так нивелировали идеологию и психологию каждого члена семьи и общины, подчиняя их – это был вопрос элементарного выживания.
Если взять крестьянское прошлое России и до христианства и после – то никакой свободы для отдельной личности Вы там не найдете. В доме порядки устанавливал хозяин и никак иначе, в общине – мирской сход, состоящий из глав наиболее крепких семей, и – все решали только они. В купечестве, казачьей среде – то же самое...
Делиться ли семье или жить совместно, жениться и на ком, сколько, когда и где работать и так далее, сколько денег и на что тратить – никакой свободной воли ни в каких вопросах никому не давалось. Максимум, что делал любящий муж и отец – привозил подарки членам семьи и то на сумму по своему усмотрению. И это было не просто так – от дурного характера, невежества или самодурства крестьян... хотя – всего хватало, конечно.
Ну а в современных реалиях... опять же – надо или очень много совместно трудиться, не допуская разногласий, то есть вставать вовремя, а не когда захочешь, идти на поле или к скотине, когда хочется почитать книжку или посидеть в интернете, и так далее... либо – изначально иметь очень много денег, чтобы жить так и иметь ту степень свободы, которую хочешь иметь. Ну или хорошо зарабатывать на стороне, просто жить на природе – но тогда это уже относится не к примеру Стерлигова, который Вы привели, то есть - к сельскохозяйственной общине, а просто – к дачному поселку для работающих в городе или дистанционно.
Насчет соседства сел, хорошо это или нет – спорный вопрос. И – да, и – нет. Села – это, конечно, кое-какая инфраструктура и дороги, но это и – воровство, попрошайничество, алкоголизм, очень нередкие поджоги тех, кто живет не так или лучше, а иногда и прямое насилие.
И - на каком бы домашнем обучении ни воспитывали Вы детей, соседские ребята их во многих вопросах гораздо лучше Вас просветят, если не ввести для них ряд запретов и ограничений, только вот будут ли они соблюдаться неразумными еще детьми? Соблазнов в деревне много – Стрелигов это понимал. Он ведь по-своему, наверное, любит и семью и детей, добра им желает и многому их обучил – этого не отнимешь. Но вот методы... Вы понимаете.
Ну а совместные общины интеллигентов, приехавших из города, обычно долго не живут – ночные чаи и коньяк на кухне под умные разговоры, и нередкие раздоры в семьях и между семьями, где каждый считает, что он лучше что-то знает - этому не способствуют.
Но, если кто-то знает, как все эти подводные камни обойти эльфийскими методами и создать нормальное поселение - в добрый путь.