Во-первых ( ко всем в дискуссии) четко определитесь Мы какое христианство обсуждаем ?Его было много и разных :христианство времен Иисуса, Пааулизм, восточную традицию 2 века, версию времен Капподокийцев или что- то иное?
Омг. Как много всего необычного.
По
Нет. И даже не Вала. Христос – это Замысел или Тема Творца:
“Тогда Илюватар сказал им: "Я желаю, чтобы по предложенной вам теме вы все вместе создали гармоничную великую музыку.” (с)
“Вначале Эру Единственный, кого на языке Эльфов именуют Илюватаром, создал в своих мыслях Аинур, и они творили перед Ним великую музыку. Этой музыкой начался Мир.” (с)
Ну или – Его Воплотившееся Слово."
А теперь скажите мне откуда из собственнно текста С. - следует отождествление Илуватар с идей христианской Троицы( а это между прочим 3 в. н.э.во всей Библии нет даже самого слова Троица!) ? Где это там указано в тексте? А я вам заранее скажу, что ни откуда из текста С. не следует, а только под влиянием позиции самого Профа да некоторых подгоняющих факты под теорию толкинистов. А вот непосредственно противоречий христинкой картине мира в С. есть маленькая тележка. Начнем хотя бы с того,что люди в С, никогда не жили в РАЮ, следовательно не знали не падшего состояния.
Кстате о Троице Вы считаете Христа единосущным Богу-Творцу(в данном случае Илуватару) ,в то время как сами раннехристианские авторы считали ровно наоборот. Учение о некотором единстве нескольких ипостасей в одном Боге было чуждо христианским писателям I – III веков(т.е Христос есть фигура подчиненная Богу-Творцу)
. Сравните Юстин, строго разделяет Отца и Сына, иначе бы он утверждал, что с Моисеем из тернового куста говорила Троица или Отец и Сын в одном Боге. Говоря об Иисусе Христе, Юстин доказывает: «Тот, который [...] называется Богом, есть иной, нежели Бог Творец всего, — иной, разумею, по числу, а не по воле (ἀριθμῶ λέγω ἀλλ᾽ οὐ γνώμη), ибо я утверждаю, что Он делал только то, что сотворившему все Богу, выше которого нет другого Бога, угодно было, чтобы Он делал и говорил» (Just.Dial.56). Ириней, полемизируя с гностиками, которые учили о некоторых эманациях Верховного Бога, пишет: «Отец только называется Богом, который поистине есть [Бог...]. Господь [Иисус] Его только исповедует своим Отцом (Cum ipse solus Pater Deus dicatur, qui et vere est... sed et cum Dominus hunc solum confitetur proprium Patrem)» (Iren.Haer.II.42:1[28:4]).
«Никто другой [...], — продолжает Ириней, — не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, который также говорил Моисею: “Я есмь Сущий; и скажи сынам Израилевым так: Сущий послал меня к вам”, и кроме Его Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, который верующих во имя Его делает сынами Божиими» (Ibid.III.6:2). То есть Бог один — Отец; Иисус называется Богом не в собственном смысле, а лишь по домостроительству Божьему, как первородный слуга Отца, ибо через Христа идет спасение Божие. Таким образом, Ириней не говорит ни о каком единстве ипостасей в одном Боге.
Действительно, с точки зрения современного человека диалог прозвучал жестко. Теперь попытаемся разобраться.
Проблема была не в пьянстве и разврате хананеев, а в их вере – поклонении Ваалу – Мелькарту.
"Итак, Ваал-Мелькарт был верховным богом древних финикийцев, сочетая в себе функции бога солнца, бога войны и бога дождя и грозы. Мифы рисуют его кровожадным и сумасбродным деспотом, поступки которого неожиданны и не поддаются пониманию не только с точки зрения моральных норм, но и просто элементарных человеческих ценностей, наконец, логики. В рассказах об этом божестве описывается, как он убивает, пытает, насилует, напивается до бесчувствия.
Мелькарт, как показывает уже его имя, был царем и владыкой человечества, которое всецело от него зависело
"
Какой владыка человечества вы о чем !Он ( и подобные ему западносемитские божества того времени вообще не мыслились в некоем мировмо маштабе)
Как в своё время отмечал Крывелев "уть его заключается в том, что хотя признается реальное существование многих богов, но данная этническая группа, объединение племен или государство поклоняется одному из них. С этой точки зрения у каждого племени или народа существует свой бог, с которым его связывают отношения договора, союза, «завета». Именно в этом смысле в Ветхом завете говорится о боге Авраама и боге Нахора, боге отца их (Быт.31:53)."
Учите матчасть! Читайте первоисточники ! А не чьи-то пересказы и выдумки(взятые как я понимаю с какого -то стороннего христианского сайта)
"Похоже, что наш неутомимый вала везде успел отметиться и сыскать себе сторонников. "
Во -первых Мелькарт ни имеет никакого отношения к толкиновскому Мелькору( у них даже функции разные) Мелькарт происходит от финикийского Milk-Qart, «царь города». Он был финикийским божеством мореплавания и и отождествляется в греческой традиции с ГЕРАКЛОМ! Согласно двуязычной надписи с Мальты имя Мелькарт переведено как Геракл-архегет.
Геродот( по Павсанию) упоминает своё посещение тирского храма Мелькарта, называя его храмом Геракла Тирского.
Первоначально общесемитское это вообще НЕ ИМЯ собственное. Баал(Ваал) было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности Собственно буквально оно и означает бог, благой, владыка, великий»
Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. Скажем Ганнибал (Дар Ваала, Ваал милостив)
В Библии неоднократно сказано, что проводить детей через огонь – страшное преступление перед Богом. Видимо, народ, который это делал, более добрых слов не заслужил...
"В случаях крайней опасности царь собственноручно закалывал своего первенца, а иногда происходили целые гекатомбы (массовые убийства) из детей знатных фамилий.
"
Во-первых факт существования Молоха как отдельного божества у финикийцев ставиться исследователями под сомнение."Такие жертвоприношения назывались по-финикийски «молх», по-еврейски «мóлех»; из этого вследствие ошибочной интерпретации данного слова, имевшей место уже в древности, появилось представление о чудовищном боге Молохе, которому будто бы приносились человеческие жертвы»)." И. Шифман.См также работы Б. Циркина.
Во-вторых не факт,что его правильно отождествлять с Мелькартом.Поскольку греки отождествляли первого с Кроносом ( римляне с Сатурном) а второго с Гераклом.
Раз уж отождествляете
Во-третьих, забываете упомянуть,что в описываемое время эта была обычная практика западносемитских народов .Вспомните Мешу, царя города Моава(9в. до. н.э.)
В древнейшей части ВЗ(Книга Судей) вполне себе описан израильский Судья Иеффай поступающий подобным образом для Яхве.