Вот давайте по датам пройдемся.
Давайте поподробнее по датам.
Итак – в 312 году Костантин разбил Максенция после явившегося ему видения. Современник Константина (Лактанций) утверждал, что накануне Константину приснился сон, в котором он увидел знак Пылающего Креста. Одержав на следующий день победу, Константин стал чтить и постоянно носить этот символ.
В 312 году Константин – правитель Рима и Запада. В 313 году Константин и его соправитель Лициниий принимают Миланский эдикт – о веротерпимости. Тем не менее, Лициний на Востоке начинает гонения на христиан, в то время как на Западе Константин покровительствует им и освобождает церкви от налогов.
В 323 году Лициний терпит поражение в противостоянии с Константином, и Константин остается единственным правителем. Он выбирает своей столицей Сердику и распространяет действие эдикта на Восток. Далее он строит в Византии по сути новую столицу, но украшает ее уже не языческими, а христианскими постройками и изображениями.
Итак, Миланский эдикт не был эдиктом об официальной религии, но ясно, что, по сути, Константин еще в 313 г решил сделать именно христианство идеологической опорой всей империи. Хотя Константин не преследовал язычество, его экономическая политика вела к возвышению и обогащению христианской Церкви, язычников он только терпел.
После низложения Лициния даже монеты Константин стал чеканить с изображением христианской символики – того же явившегося ему Креста.
Причины срочного созыва Никейского Собора были, конечно, политическими. Константин строил абсолютную династическую монархию, которой нужна была унифицированная и не раздираемая внутренними противоречиями официальная Церковь – опора престола. Разногласия внутри христианского учения тревожили Константина, в первую очередь, как правителя.
Один Бог (в отличие от язычников), одно государство, одна Церковь, одно учение – все остальное может вести к гражданским нестроениям и ослаблять империю, и Константин, как хороший политик, это понимал. Он во всем выбирал унитаризм.
Ну а насчет скорости – большинство созванных епископов были из восточных областей империи.
Года хватило. Скорость говорит только о том, что государственной идеологии Константин придавал очень большое значение.
Далее... В 326 году Елена находит Крест.
Это что же получается? Сгреб престарелую мать в охапку и на зиму глядя из дому выпихнул. Ей собираться полгода и ехать не меньше. Там раскопки произвести, незнамо где, да еще и назад столько же ехать.
Евсевий, кстати, говорит об открытии гробницы Христа, но не упоминает ни об обретении Креста, ни о Елене. Но все следующие историки Церкви уже довольно дружно описывают это событие.
Так что - Крест для Константина, как символ, был очень важен, я уже писала. Просто очень надо было его найти.
На Никейском соборе не только зачистку евангелий произвели. Кстати, протоколы не велись.
Там был принят Символ Веры и постулат о единосущии.
То есть откуда ни возьмись появился Дух Святой и, соответственно, Троица.
На самом деле учение о Троице появилось с самого начала –
от Матфея, 28:
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. а термин был введен еще во II веке Феофилом Антиохийским:
“Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло, Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол. 1, 15), не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал. (II, 22)
Бог Словом Своим и Премудростью сотворил все(II, 7). и к Ним обращался за советом о создании человека (II, 18).
Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости (II, 15).”Иустин Философ о Сыне и Святом Духе:
“Впрочем, да будет вам известно, что только то истинно, чтоб утверждаем мы, наученные от Христа и от предшествовавших Ему пророков; и это древнее всех бывших писателей ваших. И надобно верить словам нашим, не потому, что мы говорим схожее с ними, но потому, что говорим истину. Это учение преподал нам Иисус Христос, единый собственно сын, родившийся от Бога, Слово Его и первенец и сила, Который по воле его сделался человеком, - для изменения и восстановления рода человеческого. “
Об Нем также было сказано: «вот Дева зачнет во чреве и родит Сына». Ибо если бы Тот, о котором Исаия говорил, не имел родиться от Девы, то о ком же это Святой Дух восклицал: «вот Сам Господь даст знамение; вот Дева зачнет во чреве и родит Сына»? Тертуллиан:
“Так и ангел, посредник крещения, смывая грехи, направляет пути (ср. Матф. 3,3) для Духа Святого, имеющего снизойти на нас. Это очищение проникнуто верой, скрепленной печатью во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. 28,19). Ведь если при трех свидетелях подтвердится всякое слово (18,16), разве нам тем более не будет довольно (как залога нашей надежды) такого же числа Божественных Имен, - если при благословении они для нас и свидетели веры, и поручители спасения? А если свидетельство веры и обетование спасения утверждаются в присутствии троих, то необходимо присоединить еще и Церковь. Ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трех.”
“Ибо закон крещения был дан и форма его была предписана. Идите, - говорит Христос, - учите язычников, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф. 28,19). С этим законом согласуется следующее определение: Если кто не был возрожден от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Иоан. 3,5); оно связывает веру с необходимостью крещения.”Ну и так далее. То есть это был изначальный догмат, который и стал причиной споров с арианами, утверждавшими, что Сын не равен Отцу. Не было бы учения о Троице - не было бы ни споров, ни ариан.
Ну и символизм.
Почему логотип-то сменили,а? Прокачанный тремя веками, а?
Зачем рыбок, символизирующих души человеков (Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мф.4,18-19. Кстати, папский перстень до сих пор называется "перстень рыболова") заменили на орудие пытки и мученической смерти? То есть проходя мимо современного храма, мы поклоняемся тому, на чем Он смерть принял?
Нет, смены символики не было, было просто вытеснение остальных символов – Крест использовался и ранними христианами во время гонений.
Ранними христианскими символами, найденными в катакомбах, были:
Якорь – символ христианской надежды, один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него находим в Послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю. Иногда якорь помещается рядом с другими христианскими символами, например с голубем.
Голубь - символ Святого Духа, такое значение ему придано в евангельском рассказе о Крещении Иисуса Христа, поэтому и в катакомбах в изображении Крещения (катакомбы Люцины) Дух Святой является в виде голубя. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображается с веткой в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградной кистью может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.
Феникс - символ бессмертия. В язычестве он был символом вечности. В христианской символике он встречается реже, чем голубь. В христианстве феникс служил также символом Воскресения.
Павлин – символ бессмертия, так как, по мнению древних, его тело не подвергалось разложению.
Петух – символ Воскресения, потому, что своим пением он пробуждает людей от сна, а пробуждение от сна переносит мысль христианина к Страшному Суду. В соединении с изображением апостола Петра петух имеет историческое значение – он указывает на отречение этого апостола.
Крест – также относится к древнехристианскому символу. Те формы креста, которые мы имеем в употреблении в настоящее время появились в христианстве не вдруг. Крест в глазах язычников служил символом позорной казни, и потому почитание его христианами вызвали насмешки и порицания. Это вынуждало христиан скрывать свои догматы под покровом символа. На первых порах христиане не только не изображали нигде распятого Христа, но даже не имели прямого изображения креста. Распространенный в дохристианской древности обычай изображения монограмм подал христианам мысль о монограмматическом изображении Христа и креста.
Древнейшая из таких монограмм представляет буква «Х», означающая, как Христа, так и крест, на котором Он был распят. Эта монограмма появляется ранее 3 в. В 3 в. добавляется в середине буква I - эта монограмма означает, Иисус Христос.
К христианским символам относится также
корабль, который также нередко включает образ
Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.
Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора.
Лев - символ силы и могущества.
Орел – символ юности.
Олень - символ апостола, или кающегося, или святого.
Пальма – символ победы.
Оливковая ветвь – символ вечного мира.
Лилия – символ чистоты.
Венок – символ победы над смертью и дьяволом.
Орфей с лирою в руках – редкое изображение Христа. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей.
Также были аллегорические изображения, типа
виноградной лозы, и литургические - к последним относятся
Рыбы.
Одним словом. По каким-то причинам произошел переворот. Христианская религия была заменена другой, сохранившей прежнее наименование. Во избежание толков.
Фанатиков сменили клерки.
О нет. Огня и позже хватало.
Окончательную победу над арианством обеспечил не Константин, не очень хорошо разбиравшийся в богословских тонкостях, и не его сын, который поддерживал ариан, а упертый и аскетичный Афанасий Великий, который к 350 году остался единственным неарианским епископом и был осужден на Соборе 356 г. Константин ведь вернул позже и Евсевия и Ария, и оппозиция переместилась из столицы в пустыню, питалась акридами, выдерживала лишения и зной и посылала оттуда гневные обличения всем власть предержащим.
Вывод - ну что сказать,
Айвен. Мое мнение – переворота, как такового, не было, но случилась унификация, борьба, если можно так выразиться, с демократией и плюрализмом мнений.
То есть случился абсолютизм власти в политике государственной и соответственно церковной. Если во время гонений можно было учить свою паству как угодно, то в качестве официальной религии, Церковь начала догматизировать учение и чистить свои ряды от неугодных административными методами.
Что касается Запада, то там и после Миланского эдикта вспыхивали рецидивы - возобновлялись гонения на христиан, что и закончилось, как я уже писала, уже окончательно к концу IV века, провозглашением христианства официальной религией на территории всей империи.