Странно-созвучно идут с вами мысли, Лан...тоже подумала об этом же, ведь есть в эльфийском варианты произношения "Дориат" и "Дориаф"... Просто не успеваю писать: работа, поездки. Вот так краткие комменты оставляю.
Я тоже пишу наскоро, детализировать - некогда. “Т” и “ф” - да, иногда меняются местами. В слове Дориат из-за конечного звука “th”, который можно произнести и как “с”, и как “т” и “ф”. В русском – в именах греческого происхождения, где есть этот звук (Федор – Тодор), а вот в финском не знаю – так что это только предположение.
По-любому корневыми аналогами к haltia напрашиваются heilig (нем), holle (нем), holy (англ), hole (англ), hell (англ), из русских – диалектные халять (умирать), халева (српск – галеб) – морская чайка.
Семантика связана со святостью, потусторонним миром и смертью, что в свою очередь связано с подземным миром и морем – море и смерть одного корня. То есть – с народом, пришедшим из-за моря или ушедшим за море, или, по верованиям древних народов, - в потусторонний мир.
Рада вас приветствовать! Я обещала Мелиан, что приду на форум сама ответить, чтобы Мелиан не приходилось постоянно копи-пейстить. Поскольку я в ЖЖ уже на многое ответила, для начала просто скопирую сюда вопросы и ответы. А если еще вопросы возникнут, то с удовольствием прокомментирую.
А сейчас там у меня идёт разговор о единых корнях названия "леший" у финских и тюркских народов. И знаете...довольно интересный разговор.
Да, любопытно... меня особенно заинтересовало слово - "haltiat". В конце звук "ф" или "в" однозначно поменялся на "т", могло бы быть "хэлвиат" или "халвиат" (не знаю точного произношения в финском), например, но есть варианты и вообще без подобного окончания.
Могу немного продолжить, анализируя комменты в ЖЖ:
1. Название леших hiisi буквально синоним сокрытого (народа - ?).
2. "Еле", как я сказала, связывают с Велесом, от имени которого, как предполагают, происходит "владеть", "владыка" - что по семантике близко киргизскому "ээле", которое упомянула Адаригель (занять - владеть). Получается, что "еле" и "haltia" (хозяин места) - одно и то же. И что Владимир - вполне эльфийское имя.
3. С тем же в славянских языках связано "велий" - великий, тогда можно предположить... многое. Ну например, что этот народ считали великим, как и его покровителя. Что звук "h" в русском заменил звук "в" - отсюда и вилы. И что аналог Велеса - Хель, и - скандинавские Улль и Уллин.
Вот такие соображения пришли мне в голову и попались при лигвистических разысканиях:
В финском слова произносятся так, как пишутся - с этим все просто. Или "haltiat" произносится как "халтиат", произношение как "хэл.." маловероятно, тогда было бы heltiat.
Теперь по пунктам:
1) В принципе да, можно, наверно, истолковать и так. Если потусторонний, священный, сокровенный, то почему бы и не сокрытый.
2) Если следовать этой логике, получается что так
3) Я пыталась нарыть информацию, по поводу замены т на в или наоборот в слове haltiat. Никаких явных доказательств или мнений лингвистов не нашла. В качестве германского праскандинавского варианта лингвисты реконструировали вариант haldiaz (haldia-). В принципе по звучанию все очень близко. Не нашла также никаких упоминание о возможности написания halthiat. И я не лингвист, поэтому не могу компетентно сказать, что в этом случае наиболее вероятно, исходя из законов развития языка. С точки зрения неспециалиста изменения t-d-th-v в произношении не кажутся невозможными, но это ИМХО не подкрепленное научными доказательствами.
Кстати, в обсужении с Адаригель нашлись интересные ассоциации на слово hiisi. Адаригель прокомментировала hiisi с точки зрения синдарина и квенья -> hith (синдарин), hisiё (квенья) = mist, fog. А в названии государства это выглядит следующим образом: синдаринский Hithlum - квенийский вариант Hisilomё - государство хииси Hiitola
Мелиан задала еще ряд вопросов:
"Есть ли видимые различия во внешности у хииси и у халтиат народа леса -metsänväki ? Я специально беру тот вид халтиат, который связан с лесом, чтобы понять, почему халтиат больше похожи на эльфов?
Слово kaunis применялось к народу халтиат или к хииси?
Опять же, насколько хииси похожи на русских леших, которых описывают по большей части стариками ( хотя, как следует из изысканий Уны - не только так)?
Есть ли у хииси женщины? Судя по тому, что бард Вяйнямёйнен получил струны для кантале у королевы хииси, есть ли описание их женщин?"
А это мои ответы:
Различия во внешности есть - в современной (христианской) трактовке. Kaunis - это про халтиат. В современной трактовке, халтиат - это эльфы, а хииси - это лешие со всеми вытекающими, в том числе внешним видом. Но это - подчеркиваю - в современной трактовке. В те времена, когда хииси были потусторонними существами, которым молились, они, думаю, выглядели вполне нормально.
Женщины у хииси есть, в современной трактовке опять же выглядят как лешачихи.
Мне кажется, что изначально большой разницы между хииси и халтиат касательно внешнего вида не было. Главная разница была в том, что хииси были потусторонними, а халтиат хозяевами разных мест и стихий в этом мире. Поскольку хииси (как в значении священные места, так и дУхи/жители этих мест) были для язычников святыми, они подверглись большей трансформации от христианства, в результате стали изображаться как лешие.
Но с достоверностью об этих вещах судить трудно, поскольку дошедшая до нынешних времен фольклорная традиция - все-таки христианская. То есть можно предполагать, как было, но это только предположения.
Мне с хииси просто не дает покоя теория намеренного очернения. Просто слишком уж резкий переход от святых существ, которым молились в святых местах, к лешим и бесам.
Например, в сказках про хииси говорится, что они могли перемещаться шумными шествиями со множеством звенящих бубенчиков. Некоторые при этом пиликали на скрипке. А еще они могли разъежжать на безголовых лошадях или козлах.
Про бубенчики и скрипки сразу возникает вопрос: с чего бы вдруг у леших такая музыкальность? С другой стороны, если бы кто-то захотел не очень приглядно описать группу эльфов, то могла бы получиться как раз такая нелепица с бубенчиками и пиликаньем на скрипке. А безголовые лошади и козлы вообще несуразица, по-моему, приплетенная для пущего эффекта и сходства с нечистой силой.
Вот никак у меня не сходится, что кто-то мог такой клоунаде молиться. И единственное логичное объяснение, которое приходит в голову, что клоунаду придумали позднее - как часть кампании по дискредитации старых святынь.