Странный комментарий от скандинавов про самое холодное место в мире. Вы правы, странное, ибо кто бы говорил...
Там, в Албаниаланде, еще бегают огромные собаки, которые едят быков и даже – львов.
Но вообще прикаспийскую Албанию идентифицируют примерно на территории Северного Азербайджана.
То есть получается, что Свитьод - это европейская часть, а Великая Свитьод - азиаткая? Или все-таки нет? Потому что следующая цитата запутывает.
Если Норвегия севернее Свитьод, то 2 варианта.
Во-первых, Свитьод – это вообще-то просто Швеция. Но автор пользовался этим названием и в более широком значении, тогда возможен 2-й вариант: Свитьод – это примерно территория Прибалтики, Восточной Германии, Пруссии, Польши, Чехословакии, Белоруссии, Украины, Румынии, Венгрии и тд, то есть – всей Восточной Европы.
Великая Свитьод – восточнее Норвегии, вообще – самая восточная часть Восточной Европы, то есть Россия, включая Кавказ, примерно от территории между Черным морем и Каспием до Белого моря и все, что восточнее Дона и Каспия - до Уральских гор. Почти все это были в разные времена славянские территории, где славяне жили не в одиночку, конечно - в соседстве с другими народами.
Мне современное политическое деление в исторических вопросах где-то до лампочки, поэтому договоримся так: Свитьод – все Северное Причерноморье до Балтики, Великая Свитьод – от Азова и Каспия до Ладоги и Беломорья.
Ниже под Азией и "Страной Богов" имеется в виду Шумер и наследовавшие ему цивилизации? Или все-таки земли севернее? Мне попадались теории про Шумер, но Вы, я так понимаю, говорите о разделении, где граница проходит по Дону?
Авторы упорно начинают на юге не от Шумера – от Индии. Но включают в Азию и Месопотамию, и Армению и все вообще, кроме, пожалуй, Китая с Японией, которые им были неизвестны. О монголоидах в Великой Свитьод они упоминают тоже (люди, у которых нет носа, одно лицо), но это – другая тема.
Sith в принципе могло быть родственным с "сид".
Происхождение термина Скифия никому точно не известно – одни догадки, так что я вправе предполагать, что угодно.
Квенналанд - интересное название.
Тогдашний Квенналанд располагался... потом скажу.
Он граничил с тогдашней Албанией, и все это были, скорее всего – соседские регионы расселения одного народа. Современный Квенналанд – это самая северная область Норвегии, так что там – очень холодно, да.
Загуглите Квенналанд, если интересно.
А как он туда попал – после поговорим.
В принципе если по названиям смотреть, то можно интересную картину выстроить...
Названия вообще несут массу любопытной информации.
С чудью не совсем ясно - был ли это славянский народ или угро-финский. И какой вообще. Вернее всего были две разные чуди. Чудь, которая угро-финский народ или несколько племен. И чудь, которая "чудь белоглазая" - непонятный народ.
Неславянский – летопись это всяко подчеркивает. Чудью называли и угро-финские племена, это верно. Но истинная Чудь... потом к ней вернемся. А насчет глаз - мне было любопытно, что наблюдатели и в том, и в другом случае обратили внимание на необычность или глаз, или взгляда - кто теперь разберет.
Арни, я не претендую на знание истины, просто размышляю вслух. Сопоставление некоторых источников навело меня на мысль, что когда-то эльфы не были таким уж сокрытым народом, просто потерялись в бескрайних перечнях имен разных племен. И оценивать соседи их могли по-разному, например – жили в лесах? Охотились? Дикари, естественно. А для многих историков тех времен – дикари и варвары вообще все, кто не принадлежит к родному этносу его самого, любимого.
Итак –
о чем поведал Геродот.
...Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: “Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?”. Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: “Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание”.
С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).Оставляю на совести автора женщин-змей и любовные игры гордого эллина, который мечтал от них сбежать в любимую Элладу.
По Геродоту все хорошие люди вообще от греков произошли, так что – ничего нового. Но любопытно, что попал Геракл в северное Причерноморье прямиком из Эрифии, острова, который находился в Западном Океане, далеко за Геркулесовыми Столпами – из той Земли Блаженных, которая была известна и кельтам.
Итак, Скифия как бы населилась от братьев, одним из которых был Гелон. Его родной землей и была – Гилея, и от Гелона, понятное дело, произошли – гелоны.
За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.Гелоны построили в своей земле город Гелон:
Будины — племя большое и многочисленное; все они светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город; название этого города Гелон. Длина стены с каждой стороны — 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные и храмы. Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском
Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной
Гелоны же, напротив (отлично от будинов-кочевников.), занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника.Я не буду давать перечень всех народов, населявших Скифию, среди которых упоминаются гелоны.
Самих гелонов Геродот, ясная морковка, считает эллинами – из-за высокого уровня их культуры, резко отличавшегося от культуры соседей. Гилею он помещает примерно в район Азовского моря – на восток от Днепра. Сейчас много поисков и локализаций и Гилеи и города Гелона, который в то время поражал, как видно, воображение. Гелон идентифицировали, как Вельское городище.
Но к свидетельствам Геродота о Гелоне нужно относится с большой осторожностью.
Особое внимание «отца истории» к этому городу, видимо, было обусловлено не только его уникальностью, но и совершенно необычным для Скифии образом жизни гелонов.
Из свидетельства Геродота о Гелоне явствует, что город был окружен высокой деревянной стеной, длина которой с каждой стороны составляла 30 стадиев, то есть порядка 6 км. Исследователи давно уже обратили внимание на исключительно большие размеры этого города, периметр укреплений которого определялся в пределах 22—26 км. До сих пор это сообщение являлось ключевым в поисках с. 134 учеными археологического эквивалента геродотову Гелону — городища с укреплениями таких размеров, которые бы более или менее совпадали с указанными «отцом истории»11. В конечном итоге, именно оно сыграло определяющую роль в отождествлении геродотова Гелона с Бельским городищем на Ворскле12. Действительно, общая протяженность его внешних укреплений (25.995 км) оказалась весьма близка длине деревянных стен Гелона13. К настоящему времени, после широкомасштабных раскопок Б. А. Шрамко, локализация Гелона на Бельском городище приобрела в нашей науке по существу форму аксиомы, хотя время от времени раздавались вполне обоснованные возражения против нее14. Однако, насколько мне известно, никто из исследователей до сих пор не задался целью проанализировать степень достоверности самого геродотова свидетельства, прежде всего, в контексте его описаний других древних городов, гораздо лучше известных Галикарнасцу, нежели далекий заскифский Гелон.
Анализ всей совокупности прямых и косвенных геродотовых свидетельств о размерах античных и древневосточных городов, содержащихся в «Истории», убеждает в том, что в ней ни в одном случае не удается найти сколь-нибудь близкого соответствия приведенных количественных характеристик с независимыми данными других источников, прежде всего археологических15. В этом отношении весьма поучительно подробное описание «отцом истории» самого знаменитого и могущественного города Азии — Вавилона, недавно детально проанализированное Р. Роллингером... и так далее. Я поддерживаю критику, тем более, что Геродот, очевидно, сам ни гелонов, ни города Гелона – не видел.
Что можно сказать в общем, не отвлекаясь на фантазии Геродота? Итак:
Где-то примерно на восток от Днепра в Причерноморье и в районе Азова находилась страна Гилея. Из нее вышел народ, расселившийся и в других областях Скифии – гелоны, культура которых была высокой и намного отличной от культуры окружавших их народов.
Они строили, например, большие красивые города, один из которых так поразил воображение путешественника-эллина, рассказавшего о Гелоне Геродоту, что тот счел город эллинским. Они занимались земледелием и – даже садоводством.
То есть вокруг Гелона, возможно, цвели сады... отличался и язык гелонов и внешний облик. Это был, в полном смысле этого слова – необычный для тех краев народ.
Сами эти земли были покрыты густыми лесами, и там было огромное озеро, окруженное болотами. Запомним.
Что еще сообщил Геродот? Он привел и другую легенду о происхождении скифов, а я тут собираю все мало-мальски интересное.
По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами.Что тут любопытного? То, что на землю скифов упало четыре волшебных предмета. Напоминает что-нибудь?