Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Una's Private Territory  (Прочитано 558841 раз)

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8393
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1305 : 03 Февраля 2016, 00:16:03 »

Ну что: вот я добралась сюда, чтобы написать кое-что. Начну с конца:


Что тут любопытного? То, что на землю скифов упало четыре волшебных предмета. Напоминает что-нибудь

Напоминает, а как же. Кельтов напоминает и их меч Нуаду, котёл Дагды, копьё Луга и камень Лиа Фаль. Но это - всего лишь аналогии, конечно.

Про то, что названия  Гилея и Гэлон напоминают видоизменённые Галлию и галлов, я уже писала выше. Не один ли это термин?

Рыжие волосы и голубые глаза будинов опять же напоминают народ кельтов, как его описывали многочисленные исследователи, включая Юлия Цезаря. Кстати, у меня есть художественная литература о скифах - повесть "Скифы в остроконечных шапках" авторства Фингарет, там как раз говорится об этих будинах и тоже описывают рыжеволосых и голубоглазых великанов. Там есть и о городе "Ольвия", который с греческого переводится как "счастливая" ( к вопросу о "а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами").

Народов, населяющих Скифию, в этой книге довольно много, и все они собираются на единый совет, как было, когда персидский царь Дарий напал на Скифию. Если верить книжке, самые вредоносные из них - невры. Меланхлены, тавры, савроматы ( есть у меня впечатление, что правильное название савроматов - всё же сарматы). Ну и те же гелоны, кстати, описаны.
"- Гелоны могли бы укрыться в своих лесах и отсидеться в болотах, но
они не хотят уподобиться бобрам или лягушкам! - воскликнул вождь
савроматов. - Ну а нам, и подавно, точить мечи. Если савроматы отступят,
то женщины смогут плевать им в лицо. Презирая мужчин, они пойдут на врага
сами.
Племя савроматов, занимавшее землю за рекой Танаисом [Танаис -
древнее название Дона], к северу от впадины Меотийского озера [Меотийское
озеро - древнее название Азовского моря], вело свой род от женщин -
воительниц - амазонок. Савроматские женщины, сохраняя стародавний обычай,
охотились вместе с мужьями, стреляли из лука, скакали в седле и носили
мужскую одежду."


И ещё одна аналогия - полуженщина-полузмея, с которой вступает в связь Геракл, от которого родился скиф - да это же просто фея Мелюзина, прародительница французского рода Лузиньянов!

Ну и Земля Блаженых - это же опять кельтские мифы. Очень многое указывает на кельтскую культуру.
Записан



Форма жизни типа эльф

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1306 : 03 Февраля 2016, 18:53:43 »

Ромашка, огромная благодарность! Мне все не охватить, конечно, но халибов было бы жаль пропустить. :) Есть, правда, и другая теория, что слово “железо” у греков появилось от названия халибов, не наоборот, но в целом – статья интересная.

Цитировать
Скажу пока только одно: названия Гилея и Гэлон - не видоизменённая ли Галлия и галлы? Не один ли это термин?

Не, к галлам я не полезу – это ж далекая заграница. :) Тогда надо и к пиктам – владетелям Альбы, которые по преданиям тоже вышли из Каспийской Албании. Оставлю тут для порядка отрывок из “Пиктской Хроники”, но, в общем – ничего нового:

Скотты, которых сегодня неправильно называют ирландцами, – это (по сути) скифы, потому что они пришли из Скифии и происходят от них; а еще они могут так называться из-за Скотти, дочери Фараона царя Египта, которая, как сказывает история, была королевой скоттов. Известно совершенно точно, что бретонцы пришли в Британию в третью эру (1). Однако скифы, или скотты завладели землей Скоции, или Ирландии, в четвертой эре (2).

Скифский народ рождается с белыми волосами из-за непрекращающихся снегов, и цвет этих волос дает название всему народу, отсюда их называют Албани: от них ведут свое происхождение скотты и пикты. Зрачки их глаз цветные и раскрываются до такой степени, что позволяют видеть им лучше ночью, чем днем. Более того, Албани (3) были соседями Амазонов.

Считается, что готы носят свое называние по имени Магога сына Япета (4), по сходству звучания; их древние греки называли гетами (5). Это были храбрые и могущественные люди, высокие, с крупным туловищем и устрашающим оружием. О них Лукан (6) писал:
"Let the Dacian press from this side, let the Gethi attack the Spanish on that side".

Между тем, даки были потомками готов: полагают, что их называют даками и возможно дагами, потому что они были прямыми потомками готов. Он (7) писал о них:
"Чтобы прийти к дакам, надо идти все время на север".

Скифы и готы ведут свое происхождение от Магога. Скифия и также Готия, говорят, называется по имени того же самого Магога сына Япета: когда-то их владения были огромными и простирались от Индии на Востоке до Севера через болота Меотиды (8) между Дунаем и Океаном, вплоть до Германии. Потом эта территория сужается вплоть до Каспийского моря на Западе. С тех пор их земля переместилась в сторону Кавказского Хребта, где Гиркания (9) лежит далеко на Запад. В это время там было много племен, которые из-за неплодородной почвы постоянно находились в поисках лучших земель, некоторые из них возделывали землю; остальные же жили противоестественным образом, как дикари, убивая и калеча.

Многие районы Скифии полны изобилия, другие непригодны к жизни. В большинстве мест золото и драгоценные камни встречаются повсеместно, но из-за страха перед грифонами люди редко наведываются туда. В то же время в этом регионе можно найти изумительные алмазы.

В Скифии также Кирейские камни, и чистейшие без примесей кристаллы (10). Текут там великие реки, Оскорим (11), Фасис (12) и Араксис (13). Нижняя Скифия – первый район Европы, который простирается от болот Меотиды, беря начало между Дунаем и Северным Океаном вплоть до Германии: как правило, эту земля называют варварской, так как там обитает множество диких племен.

Первая часть этой земли называется Аланией (14), она простирается до болот Меотиды. После этого начинается Дакия, или также Готия. Дальше – Германия, которую в основном населяют свевы (15). В некоторых регионах азиатской Скифии живут люди, которые считают себя потомками Ясона: они рождаются с белыми волосами из-за непрекращающихся снегов. Но довольно об этом.


(И с меня довольно – комментировать пока не буду. :) Смысл и так ясен – пикты родом, по их собственным преданиям, из Скифской Албании).

Или, например – к гельвиям с их главным городом Альба Гельвиорум. :) Или – к гельветам с гэлами. :)

Но я вот, Мели, хочу тут прицепиться к гелиндам (галиндам, голиндам, голяди). А почему? Земляки потому что, жили они, начиная от Пруссии до - недалеко от Москвы. :)

Что о них известно? Да почти ничего, кроме названия, упоминавшегося еще Птолемеем, топонимов и легенд, несмотря на то, что окончательно победили их славяне довольно поздно.

Местные легенды рассказывают нам о людях высокого роста и выдающейся физической силы.

Русская летопись – что пошел вот в 11 веке князь Изяслав и победил, наконец, какую-то голядь. И – все, их даже в перечислении народов из Иафетовой части нет.

Иностранные летописцы и историки... ну что такой народ вроде бы был, и они даже ходили через их земли туда-сюда, и – тоже все... но, между прочим, упоминают, что у галиндов были кое-какие города и как бы немалая территория. Я их свидетельств в оригинале и приводить тут не хочу, настолько их исчезающе мало, вот вкратце:

Птолемей упоминал галиндов (el: Galindoi — Γαλίνδαι) ок. 150 года н. э. среди других племен, населявших Прибалтику[2].

В «Баварском географе» (около 840 г.) упомянуто о пяти городах галиндов (Golensizi) где-то в Верхней Силезии[3].

Павел Диакон, историк германского племени лангобардов, упомянул Галиндию (Golanda) в своей работе Historia Langobardorum (790 г.).

В 1326 году, хронист Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга, описывая на латыни завоёванные орденом земли и племена, упомянул Галиндию (Galindia) вместе с её обитателями галиндами (Galindite), указав, что она расположена где-то в южной Пруссии, выше находящихся в Польше Мазурских озёр[4].


Современные историки – что голядь исчезла, так как была окончательно ассимилирована славянами в 12 веке. Но из этого почему-то делают вывод, что были гелинды – непременно балтоязычным племенем литовского происхождения, так что литовцы даже записали галиндов, как предков, в свою довольно позднюю Хронику. Правда, есть и другая точка зрения - были они кельтами.

Гелинды настолько загадочны, что наука криптоэтнология, которая занимается только загадочными народами, вроде Туата де Даннан, включила их в круг своих вопросов.

В общем – вроде бы жили эти гелинды в исторические времена, но или настолько себя не проявили, что о них и писать современникам было нечего, либо что-то еще.

Почему же они мне настолько интересны? Не только потому, что их этноним созвучен Гилии – Гелии и гелонам, а также восточной области Скандинавии Халлагаланд, а еще и потому что их упомянул Иордан.

Иордан – страшный компилятор, и это и плохо и хорошо. Плохо, потому что он надергал в свое сочинение всего и отовсюду, не особо согласуясь с датировкой и последовательностью событий, а хорошо – именно по той же причине. В его писаниях можно найти буквально все, что попадало ему в руки, а попадало – много всего.

И вот Иордан упомянул, что Германарих, вождь готов, который был подобен Александру Великому, и победил, естественно, всех и вся, и это ваша проблема, если вы не в курсе... так вот – он

покорил племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов.

(Примечание: Иордан явно стремился подчеркнуть могущество Германариха, которого он выделяет как «благороднейшего из Амалов». Однако, чтобы точно и убедительно сообщить о его завоеваниях, Иордану не хватало сведений. Слишком краток и поверхностен его рассказ о Германарихе, который покорил ряд «северных племен» и этим якобы заставил сравнивать себя с Александром Македонским.

Дальнейшее подкрепляет это предположение: Иордан приводит длинный список этнических названий, несомненно чуждых как его читателю, так и ему самому. Он, действительно, не делает ни малейшей попытки разъяснить их, а просто выписывает тринадцать слов в винительном падеже (часть из них, по-видимому, не склоняется): «Golthescytha Thiudos Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Navego Bubegenas Coldas». Среди названий: Thiudos «чудь», Vas «весь», Merens «меря», Mordens «мордва». Слово Inaunxis, будучи разделено (in Aunxis), свидетельствует о пребывании чуди на территории между Ладожским и Онежским озерами, на что указал Ф. А. Браун («Разыскания в области гото-славянских отношений», стр. 255, со ссылкой на Ю. Коскинена, К. Мюлленгоффа, В. Томашка и др.) Быть может, подобным же образом следовало бы разделить и другие непонятные слова в данном списке, начинающиеся на «in», а именно: Vas in Abroncas, Mordens in Niscaris, хотя объяснить такое местонахождение веси и мордвы затруднительно. Остальные названия в списке Иордана остаются неясными.

Однако и четырех названий финских племен (относящихся к бассейнам Оки и Волги) достаточно, чтобы наметить линию торгового пути от Балтийского моря на восток – одного из «янтарных» путей, отходивших в разных направлениях от юго-восточных балтийских берегов. Вообще ряды этнических названий наводят на мысль об итинерариях, где области, по которым пролегал путь, нередко обозначались названиями населявших их племен.

 То же можно предположить в отношении племен, указанных Иорданом в сообщении о завоеваниях Германариха.

Нагромождая этнические названия (по изданию Моммсена их 13, при топографическом толковании некоторых из них – их 10), автор, возможно, пользовался каким-нибудь дорожником, где отмечались как целые области, занятые разными племенами, так и отдельные станции и перекрестки, указывались остановки и перевалочные пункты, которые встречались на пути странствующих купцов или целых торговых караванов. Конечно, пользуясь краткими данными итинерария, Иордан не мог ничего сказать ни об одном из названных в нем племен. Механически приведенный перечень племенных наименований свидетельствует о направлении пути и о том, что в VI в., когда могли пользоваться тем дорожником, который служил источником Иордану, упоминаемые им чудь, весь, меря, мордва уже представляли собой определенные этнические группы.)

Славянские племена тут, кроме рогов (возможно — славян о. Рюген?), не особенно фигурируют, хотя времена были уже подходящие. Но те, кто жил в то время на территории России, Прибалтики упомянуты — и весь (васинаброки), и меря (меренс), и чудь (тиуды)... но первыми из всех упомянуты племена гольтескифов — гелиндов, голяди.

Сравним с более поздней Повестью Временных лет:

В Иафетовой же части сидят русы, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера... и т. д.

(Чуди было — две, напоминаю. Нестор упомянул первыми русов, только второй - чудь... ну его можно понять. :) Комментарий мой.)

Теперь обратим внимание на то, что

«Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского»

и вспомним, что гелиндов средневековые историки упоминают как раз в Прибалтике, в Польше, и - в Пруссии... что получается? Что голядь — галинды не упоминались в славянских летописях потому, что именно они — истинная легендарная Чудь.

Вторая Чудь, заволочская — в основном, финские племена, и говорили они на финских языках.

О настоящей Чуди — почти ничего неизвестно, хотя она жила и в среднерусских регионах, близко соседствовала и дружила со славянами  — но историки спорят даже на каком языке эта Чудь говорила. Не на финском точно... склоняются к тому, что были они, как я уже говорила — кельтами... или балтами... или литовцами... или - непонятно кем. И летопись ни разу не называет их племенного имени, потому что они  — Чудь.

В 11 веке между славянами и Чудью что-то разладилось, может быть, как раз — с принятием христианства, о чем и говорила Арни.

И единственное упоминание в Повести до предела кратко и отдает печалью:

В год 6566 (1058). Победил Изяслав голядь.

Цитировать
Напоминает, а как же. Кельтов напоминает и их меч Нуаду, котёл Дагды, копьё Луга и камень Лиа Фаль. Но это - всего лишь аналогии, конечно.

Кто знает, кто знает... :)

Цитировать
Про то, что названия  Гилея и Гэлон напоминают видоизменённые Галлию и галлов, я уже писала выше. Не один ли это термин?

Я уже тоже ответила – не только галлов и Галлию, но и гэлов, и гельвиев и гельветов и тд. Но связи кельтов с эльфами сейчас - не моя задача, а эти связи были, конечно.

Цитировать
Рыжие волосы и голубые глаза будинов опять же напоминают народ кельтов, как его описывали многочисленные исследователи, включая Юлия Цезаря. Кстати, у меня есть художественная литература о скифах - повесть "Скифы в остроконечных шапках" авторства Фингарет, там как раз говорится об этих будинах и тоже описывают рыжеволосых и голубоглазых великанов. Там есть и о городе "Ольвия", который с греческого переводится как "счастливая" ( к вопросу о "а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами").

Невры – тоже любопытный народ, все – оборотни. :) А будины никуда не делись, они и позже упоминаются, правда – западнее. Похожи на кельтов – да... до прихода готов кельтов всюду было немало.
Кстати, мои гелинды граничили – с синдами, но я уж не буду ничего менять в своем патетически – публицистическом тексте. :)

Ольвию хотела тронуть, но не буду, а то постреляют меня за ересь историки заодно с древними эллинами. :)

Цитировать
Племя савроматов, занимавшее землю за рекой Танаисом [Танаис - древнее название Дона], к северу от впадины Меотийского озера [Меотийское озеро - древнее название Азовского моря], вело свой род от женщин - воительниц - амазонок. Савроматские женщины, сохраняя стародавний обычай, охотились вместе с мужьями, стреляли из лука, скакали в седле и носили мужскую одежду.

Амазонки вообще-то не выходили замуж и убивали мужчин. А савроматы - собирательное название для многих племен. Возможно - речь как раз о гилиях из Повести.

Цитировать
И ещё одна аналогия - полуженщина-полузмея, с которой вступает в связь Геракл, от которого родился скиф - да это же просто фея Мелюзина, прародительница французского рода Лузиньянов!

Отлично! Спасибо. :)

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8393
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1307 : 04 Февраля 2016, 08:19:29 »

Лан, дорогая...я тут совсем погрязла в бюрократических делах своего заведения и даже не успеваю ответить на столь интересные сведения, приведённые вами. Большое вам спасибо за них! Меня вчера, признаюсь честно, хватило это только прочесть...и я свалилась спать.
 Кстати, я не знала, что чудь была двух видов - я всегда принимала её за один народ, разделённый территориально. А судя по вашей цитате из Повести временных лет, это так и есть.

Сравним с более поздней Повестью Временных лет:

В Иафетовой же части сидят русы, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера... и т. д.
Поначалу я подумала о случайном удвоении названия, а потом почему-то вспомнила о Книге Бытия и этом двойном упоминании о создании людей :) И что оно отнюдь неслучайно.
Вероятно, это две ветви одного народа, но всё равно, достаточно интересный факт.

А гелинды и голядь...ну вот не могу я избавиться от одной настойчивой ассоциации - страны Холланд и опять же народа хельве.  Высокий рост, выдающаяся сила, малоизвестное происхождение "были они — кельтами... или балтами... или литовцами... или - непонятно кем" действительно указывает на происхождение именно что мы имеем дело с тем же загадочным народом.

Записан



Форма жизни типа эльф

Ромашка Нит

  • Друг форума
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2401
    • Просмотр профиля
    • зоологический форум
    • E-mail
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1308 : 04 Февраля 2016, 11:15:44 »

Ромашка, огромная благодарность! Мне все не охватить, конечно, но халибов было бы жаль пропустить. :) Есть, правда, и другая теория, что слово “железо” у греков появилось от названия халибов, не наоборот, но в целом – статья интересная.
Всегда пожалуйста!  :)

Спасибо за очень ценную для меня информацию, вот эту:
Цитировать
...Невры – тоже любопытный народ, все – оборотни...
Записан

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1309 : 04 Февраля 2016, 13:25:33 »

Ничего, Мели – продолжу пока свои размышления.

Цитировать
Кстати, я не знала, что чудь была двух видов - я всегда принимала её за один народ, разделённый территориально. А судя по вашей цитате из Повести временных лет, это так и есть.

Что мы можем точно сказать о тех далеких временах... можно только предполагать, но многие историки склоняются к тому, что чуди было две.

Цитировать
А гелинды и голядь...ну вот не могу я избавиться от одной настойчивой ассоциации - страны Холланд и опять же народа хельве.

Мы к этому непременно вернемся. Пока же, забегая вперед, могу сказать, что история остатков этого народа среди людей была трагична. Так что я собираю материал к очень грустной сказке.

А насчет названий – часто бывает так, что народ получает имя от названия места. Живут сейчас в балканской Албании шиптары, и их весь свет называет – албанцы. Кроме них самих. :)

Расселились народы в чудских землях, и их стали называть – чудь, как и древний исчезнувший народ, который жил там до них. В общем, - могло быть и так.

Цитировать
Спасибо за очень ценную для меня информацию, вот эту

Для меня, Ромашка, ценной информацией от Вас стало название сокрытого народа у эскимосов. Дело в том, что на чудских землях России в краю Ингерманланд жили когда-то ингры, которых позже ассоциировали с ижорой. Я на них не обращала особенного внимания, но в свете Ваших сообщений, можно предположить, что, возможно, все это были ветви одного чудского народа.

Это подтверждает Иордан. Сразу следом за тиудами он упоминает народ инаунаксов, который вызвал недоумение исследователей.

Тиуды у большинства ученых не вызывают сомнений — это финно-угорское население южного берега Финского залива, предки современных эстонцев, почти всегда называемые в русских летописях «чудью». Инаунксы помещены в списке между чудью и весью и, следовательно, должны были обитать в полосе, обозначенной Псковским озером с запада, Ладожским с севера и Белоозером с востока. Здесь древними племенами были водь и ижора. Землю ижоры немцы называли Ингрией или Ингерманландией.

Скржинская полагает, что в перечне Иордана к некоторым именам народов присоединился при переписке латинский предлог in; тогда Inaunxis должно пониматься в соединении с предыдущим так: «Чудь на (или в) Аунксе». Более вероятно, что здесь применен союз, равнозначный латинскому et, но выраженный на языке не составителя-грека, а его информатора.


То есть это можно прочитать, как упоминание единого народа – “чудь, в том числе в Аунксе”

Итак – что мы имеем.

По легендам, чудь ушла под землю, спасаясь от христианизации, не желая креститься – Повесть Временных лет отчасти подтверждает это.

Почему в Повести чудь упоминается отдельно, а народ гилии – отдельно? Потому что упоминание о гилиях – цитата из более раннего летописца Григория, которую Нестор просто вставил в свое сочинение.

Откуда взялся вообще этот термин – чудь? .

А вот это – тот еще вопрос.

Первое и несоменное: чудь - название собирательное. У славян первая ассоциация возникает со словом “чудо” или - “чудной”. Чудной, в общем, народ. :) Но почему только некоторые племена были чудными? Меря вот чудной не была. Как и – ливы, и – вепсы.

Есть версия, что чудь значит “чужой”, от древнерусского - “штуждь”. Но опять же – почему чужой оказалась только чудь? А все остальные, значит, - были славянам в доску свои?

Ответ можно найти, вспомнив, как звалась у Скандинавов Скифия – Свитьод. Земля тьодов, тиудов. Тиуд – собирательное готское слово и означает – народ, но себя этот народ, конечно, мог называть иначе.

Готы и себя называли – народ, гот-тиуда. Значит, на севере России чудь появилась после тесных контактов с готами, скорее всего - с запада, и ее готское название славяне приняли за имя союза определенных племен, произнося его по-своему. Не всех чужих племен - определенных, тех, что явились с запада. Запомним.

Более того – на западе, например, в Венгрии, славяне тоже пользовались этим заимствованием и называли себя народом – туд, тот.

А пока – интересная версия профессора Тверского государственного унивеситета:

Лингвисты предложили еще один вариант: слово "чудь" - измененное готское слово "tjudъ", а оно означало "народ". Но слово "туд" со значением "страна, люди, человек, царь, голова" известно у ряда индоевропейских народов. Оно есть в санскрите, кельтском, хеттском, древнегерманском, литовском, ирландском, древнесаксонском языках. Не похожи ли эти слова на приведенные Иорданом и Адамом Бременским "тьюди" и "шути"?

Топонимия запада Тверской области уходит корнями в 3-е и 4-е тысячелетия до нашей эры. На западе Тверской области есть и более удивительное слово, сохранившееся в ряде топонимов. Это то же самое слово "туд". В Тверской и соседних областях этих "тудов" много. Поселок Молодой Туд и покинутая деревня Старый Туд на речке Тудовке (еще недавно речку называли просто Туд), укрепленный городок при впадении речки в Волгу, реки Малый и Большой Тудер, Тудер Загорский, Тудер Ратьковский. Даже в Эстонии есть озеро Тудра. Не слишком ли много "тудов"?

Были две чуди: одна - просто чужой народ, например, слабые сосола и другие племена - предки эстонцев; вторая - принявшая северную Русь за братьев, ходившая с ними вместе в походы на далекий юг и создавшая то государство, которое благодаря "Повести" до сих пор считается единственным и неповторимым, отодвигая в сторону и Новгородско-Ладожскую, и Полоцкую, и другие Руси, бывшие не менее значимыми в русской истории.

Нам интересно знать, кто жил на тверской земле до нас. И я предлагаю восемнадцатый вариант - туд, теуд, тсюдь и даже чудь.

А теперь - кого же так звали? Есть ответ. В статье О.Н. Трубачева "Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики" приводится сообщение о названии славян, живших на исходе 1-го тысячелетия нашей эры в Венгрии. Их называли словом tot, а в примечаниях к статье есть и другие варианты со ссылкой на кельтский язык - "туат", "туд" и др., круг замыкается. Древние жители запада Тверской области, жившие рядом с дьяковцами - предками финно-угров, в топонимах подчеркивали самоназвание - туд. Как и многие народы, они называли себя "народ". В последующем словене и кривичи называли родственные им соседние племена так же. Язык их, конечно, не был абсолютно похож на языки кривичей и словен. Но ведь и белорусский язык не абсолютно схож с русским, а этническую группу тудовлян не так уж давно не сразу понимали их русские соседи.

Вполне вероятно, что слово "туд, теуд, тсюд, теуди, шути" было названием не отдельного племени, а большой племенной общности. Ведь оно было достоянием не только части территорий нынешних Тверской, Псковской и Новгородской областей. Оно звучало в Венгрии, Эстонии, а если судить по легендам - в Карелии, на Урале, на Северной Двине и в других местах.

Это будет означать, что найдено название древнего народа, родственного славянам, народа, жившего рядом и ходившего в походы вместе с кривичами и словенами.


Итак, чудь, тиуды в кельтской огласовке – туата. Тоже запомним. :)

Оговорюсь - в отличие от автора этой статьи, я не считаю чудь родственной славянам. Славян славяне же называли бы племенным именем, а не собирательным готским термином. Это с иноязычными венграми славяне могли называть себя словом - заимствованием - туд, но не со своим же народом.

То есть - те, кто назывался чудью или тиуд и туата на территории славян, славянами не являлись, о чем собственно говорят и славянские летописи.

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1310 : 04 Февраля 2016, 21:50:02 »

Дописала я свою сказку, пока время позволяет:

Итак – я приблизилась к трагической развязке.

Нам известно, что Туата да Даннан – народ богини Дану пришел в Ирландию с Севера Мира, с северных островов. Из родных краев этот народ принес с собой четыре магических предмета. Но где они были – эти родные края?

Созвучие имени Дану и названий рек с корнем -дн- (Днепр, Днестр, Дон, Дунай) отмечалось давно. Если приплюсовать магические артефакты и вспомнить собственную скифскую легенду, пересказанную Геродотом, то получим – ту же Скифию. Примем за рабочую гипотезу.

Есть ли не мифологические, а исторические упоминания о народе, который покинул родные края и подался на Север Мира? Да есть.

Прокопий Кесарийский писал:

II, 2, 15. Когда герулы были побеждены в бою лангобардами и должны были уйти из местожительства отцов, то одни из них, как я выше рассказывал, поселились в странах Иллирии, остальные же не пожелали нигде переходить через реку Истр, но обосновались на самом краю обитаемой земли. Предводительствуемые многими вождями царской крови, они прежде всего прошли подряд через все славянские племена, а затем, пройдя через огромную пустынную область, они достигли страны так называемых нарнов. После них они прошли через племена данов, причем живущие здесь варвары не оказывали им никакого сопротивления. Отсюда они прибыли к океану, сели на корабли, пристали к острову Фуле и там остались. Этот остров Фуле очень велик. Полагают, что он вдвое больше Британии. Он лежит от нее далеко на север. На этом острове земля по большей части пустынна, в обитаемой же части живут 13 племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой вождь.

Итак, когда-то некие разбитые лангобардами герулы пришли к океану, сели вот так запросто на какие-то корабли, и уплыли себе, тоже без проблем, и ни куда-нибудь, а на остров Туле. Вот так.

Осталось разобраться, что же это были за герулы такие и почему это они вдруг стали – туата.

Дальше не итория – детектив, так как с герулами также связана дикая путаница.

Вначале выясняется, что жители Западной Европы (и Византийского Востока – да) пылали к герулам прямо-таки нетолерантной ненавистью.

Вот что пишет о них галло-римлянин Апполинарий Сидоний:

Здесь бродит герул с зеленоватыми щеками; он обитает у крайних пределов океана и цвет его лица напоминает морские травы.

(И приняли ведь некоторые историки зеленый цвет лица за чистую монету! :) Комментарий мой).

Византиец Прокопий отзывается еще язвительнее. Говоря об одном из военачальников полководца Велисария, Прокопий делает такое замечание:

Этот Фара был человеком предприимчивым и очень энергичным, известным своей доблестью, хотя родом он был герул. Невероятно, а потому заслуживает большой похвалы то, что человек родом герул не является коварным и преданным пьянству, а отличается доблестью.

Лангобард Павел Диакон:

Готы, вандалы, руги, герулы, турцилинги, а также и другие дикие и варварские племена пришли из Германии.

В это время возгорелась между Одоакром, который уже несколько лет правил в Италии, и Фелетеем, королем ругиев, именуемым также Февой, жестокая война. Этот Фелетей пребывал в те дни на том берегу Дуная, который он [Дунай] отделяет от Норика. В этом Норике был тогда монастырь святого Северина, украшенный со всей святостью умеренности, уже был известен многими добродетелями.

До конца своей жизни проживал он в этой местности, останками же его сейчас обладает Неаполь. Частенько увещевал он, уже названного Фелетея и его супругу, что звалась Гиза, благочестивыми речами, оставить свое неправедное поведение. Но, так как те пренебрегли его благочестивыми словами, то возвестил он им уже задолго до того, что с ними случиться впоследствии.

Итак, Одоакр собрал народности, которые находились в его власти, а именно турцилингов, герулов и часть ругиев, всеми которыми он владел уже давно, с ними еще и народы Италии, двинулся в страну ругиев, сразился с ругиями, нанес им совершенное поражение и зарубил сверх того короля их, Фелетея. Опустошив всю страну, ушел он, с немалым числом пленных, обратно в Италию. После этого снялись лангобарды со своих мест и прибыли в страну ругиев, которая по латински зовется Rugorum patria, и оставались там, ибо имела она плодородную почву, многие годы.

Лангобарды вышли в это время из страны ругиев и жили на просторных равнинах, называвшихся на их языке «Фельд» («Поле» – аналогия древнерусского обозначения Дикой Степи. Прим. пер.). Когда прожили они здесь три года, поднялась война между Тато и Родульфом, королем герулов. До этого был меж ними союз; причина же вражды была следующей.

Брат Родульфа прибыл к Тато, чтобы заключить мир. Когда его послание было передано и он возвращался домой, он проезжал мимо дома королевской дочери, именовавшейся Руметруда. Увидя многих мужей и знатный кортеж, спросила она, кто же это мог быть, имеющий такую знатную свиту.

Когда ей сказали, [что это] брат короля Родульфа, возвращается выполнив свое поручение, теперь обратно домой, приказала девушка пригласить его, не соблаговолит ли он пропустить бокальчик вина. Простодушно последовал он приглашению: поскольку же он был был мал ростом, то глядела на него девица с высокомерной гордыней сверху вниз и потешалась над ним. Захлебываясь от стыда и негодования, отвечал он ей такими словами, которые еще более ее раззадорили.

И тогда, возгоревшись в женском гневе, не смогла она более сдерживать свое уязвленное сердце и решила совершить преступление, что пришло ей на ум. Она притворилась спокойной, сделала радостное лицо, умиротворила его дружелюбными словами, упросила остановиться и посадила его так, чтобы окно в стене находилось за его спиной. Это окно, она приказала, якобы чтобы почтить гостя, в действительности же, чтобы он не проникся подозрениями, закрыть дорогим ковром, и затем [это] злобное чудовище дало своим слугам приказ, как только она, как будто обращаясь к виночерпию, выкликнет «мешай», проткнуть его сзади своими копьями.

Так и произошло: вскоре жестокая женщина дала знак, по которому было исполнено неправедное приказание. Тот упал, проткнутый копьями, на пол и испустил дух. Когда донесли это королю Родульфу, то оплакивал он смерть брата своего и, в своей скорби, немало освирепел, желая отмстить за брата; порвал только что заключенный с Тато союз и объявил ему войну.

Оба войска сошлись на Блахфельде (Blachfeld): Родульф послал своих в бой, сам же остался, ни на секунду не сомневаясь в победе, в лагере, сидя за шахматами. Герулы же тогда были крайне опытны в войне и многими победами, которые они уже одержали, приобрели себе громкое имя; чтобы же легче сражаться, либо, чтобы показать, что они презирают нанесенные врагами раны, они двинулись в бой нагими, покрыв только срамные места. В их же силе король был твердо уверен и приказал, в то время как он сам беззаботно сидел за игрой, одному из своих людей взобраться на стоящее рядом дерево, дабы он тут же известил его о победе своих, но притом пригрозил отрубить ему голову, если он сообщит о бегстве герулов.

Ну и когда этот узрел, что ряды герулов колеблются, то давал на частые вопросы короля, как обстоят дела у герулов, постоянно [один] ответ: они сражаются великолепно. И поскольку не решался он говорить свободно, то сообщил о несчастье, которое наблюдал, не ранее, чем все войско обратилось в бегство.

Тогда, издал он, хотя и поздно, вопль: «Горе тебе, несчастный народ герулов, наказанный гневом небесного властелина.» Обеспокоенный этими словами молвил король: «Не бегут ли мои герулы ?». Тот отвечал: «Не я, но ты сам, король, сказал это». Когда же теперь, как в подобных случаях и надлежит, король и все вокруг него, своем замешательстве не знали что предпринять, набежали на них лангобарды и изрубили их всех. Также и сам король, как бы храбро он ни защищался, был умерщвлен. Когда же герулы разбегались туда и сюда, настиг их гнев неба, так что вместо зеленых льняных полей узрели они воду, которую могли бы переплыть, но раздвигая руки для плавания, были жестоко изрублены вражескими мечами.

После одержанной победы разделили лангобарды между собой богатую добычу, найденную ими в лагере. Тато же унес оттуда знамя Родульфа, которое они называли бандум (bandum), равно как и шлем, который тот обычно одевал в битвах. И с того времени сломлена была сила герулов, так что они с того времени не имели более над собой собственного короля.


Вот так была описана Павлом победа лангобардов над герулами, после которой те якобы прошли всю Европу на север и отплыли в Туле. Значит, те, отплывшие герулы, были отличными корабелами и мореплавателями, в настояшем смысле этого слова – народом моря. Кто еще мог настроить кораблей и достичь на них берегов Туле?

Ладно, не буду придираться. Допустим, что германское племя герулов, вышедшее из Скандзы (Скандинавии), за истекшие десятилетия сухопутной жизни не утратило навыков мореплавания. Но Иордан упоминает, что герулов победил гот Германарих, не лангобард Тато, и случилось это – намного раньше. Так – о каких герулах речь?

Германское племя герулов, разбитое когда-то лангобардами, без сомнения существовало. Но совсем в других краях, возле Меотиды - Азовского моря, на земле древней Гилеи, жило еще одно племя, которое иногда тоже ошибочно по созвучию называли герулами – отчего и возник у средневековых историков страшный когнитивный диссонанс.

Его упоминал именно в этих местах грек Дексипп, Стефан Византийский, гот Аблавий, но называли они это племя не герулами – гелурами. Итак, гелуры – из Гелии... созвучие названий гелуров и герулов, видимо, и породило путаницу. 

Некоторые исследователи считают, что герулы и гелуры были западной и восточной ветвями одного германского племени. Но обоснованнее сейчас другая точка зрения – это два совершенно разных народа.

Весьма интересно также произведенное Е. Ч. Скржинской точное разграничение древнегерманского племени герулов, которых Иордан в § 23 выводит из Скандинавии, и «скифского» племени... гелуров, которые, по данным этнического и географического словаря Стефана Византийского (V в. н. э.), ссылающегося на Дексиппа, а также по свидетельству Аблавия, жили в болотистой местности близ Мэотиды.

В первом комменте я просила запомнить обширнейшее озеро Гилеи, окруженное болотами — теперь это пригодится.

Что об этом народе рассказал Иордан?

Славный подчинением столь многих [племен], он (Германарих) не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось – в остальной своей части – его власти.

Племя это очень подвижно и – еще более – необыкновенно высокомерно. Не было тогда ни одного [другого] племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов: по воле судьбы они также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Германариху.


В другом месте Хроники Иордан дает понять, что Германариху было нелегко покорить герулов-гэлуров: словами «Herulorum cedes» («побоище, поражение герулов») Иордан как бы показывает значительность победы.

(Примечание: Нельзя не отметить здесь же, что к V в. относится ряд сведений о герулах, которые не имеют никакой связи с упомянутыми выше примэотийскими гэлурами и являются германским племенем. О герулах-германцах Иордан сообщает, что они: а) выступали в войсках Алариха; б) в войсках Одоакра (вместе со скирами и торкилингами); в) участвовали в междоусобных войнах после смерти Аттилы, сражаясь наряду с готами, ругами, свавами, гуннами, аланами.)

Я могу приводить еще доказательства и объяснения историков, почему гелуры - не герулы. Но стоит ли? И так, в общем - ясно.

Что Иордан рассказал еще? Что называлось это племя, не только гелуры – элуры.

Кратко об элурах упоминается в этническом и географическом словаре Стефана Византийского (со ссылкой на XII книгу Дексиппа – III в. н. э.), писавшего, по-видимому, в V в.: «элуры – скифский народ» (‘Έλουροι Σκυθικον έθνος).

Почему – элуры? Потому что болота по-гречески – эле, потому и народ назывался элуры - объясняет Иордан.

По сообщению историка Аблавия, вышеуказанное племя жило близ Мэотийского болота, в топких местах, которое греки называют «ele», и потому и именовалось элурами.

А теперь стоит представить себе ни разу не греческий народ, который назывался греческим словом обозначавшим болота и стоячую воду. При этом это племя жило на берегах Меотиды – Азовского моря, но вот море оно своим этнонимом почему-то не сделало, а сделало – болото. :) Кто верит? Я – нет. Почему же Иордан упомянул стоячую воду? Да потому что другого объяснения этнониму ele он просто не нашел.

Так что я верю, что “необыкновенно высокомерный”, отличавшийся легкостью и быстротой народ Гилеи мог, действительно, называться – ele... или - элле, гелле, хэлле. (Удвоение – мое личное предпочтение и смысла не меняет. Комментарий мой).

Судьба его была ужасна. Племя, по свидетельству того же Иордана “большей частью перебитое”, отчаянно сопротивлялось, но  Германарих устроил ему настоящее побоище - «Herulorum cedes».

Что было дальше? Северное Причерноморье было покорено готами.

Остатки народа элуров-герулов, согласно Прокопию – ушли на север, прошли все племена славян и данов, не оказавших сопротивления, и отплыли на остров Туле... откуда и явились в Ирландию. На севере много топонимов вроде шведского Халланда – не были ли это территории, где хэлле строили корабли?

Некоторые из этого народа – остались и расселились по Европе в соседстве с другими племенами у берегов Балтийского моря, откуда позже – пришли и на восток, в Россию. Их помнят под этнонимами гелинды, голядь, и под готским названием - тиуды, чудь.

После принятия славянами христианства – их опять решили “покорять”, теперь уже – бывшие друзья - славяне. В 11 веке князь Изяслав нанес этому народу, и без того немногочисленному, окончательное поражение.

Что случилось дальше? Были ли они ассимилированы или “ушли под землю”? Я хочу верить, что они тоже, вслед за предшественниками, отплыли на далекий Запад...

На севере Норвегии и сейчас существует область Квенналанд, одноименная когда-то существовавшей области Гилеи - не там ли отчасти жил в последние времена перед окончательным исчезновением из человеческой истории народ хэлле?

Конец.

Тень

  • Гость
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1311 : 04 Февраля 2016, 23:31:35 »

Замечательная работа ,УНА!
Вы провели огромную работу.Спасибо.
Записан

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8393
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1312 : 04 Февраля 2016, 23:56:32 »

Вот это да, Лан...у меня нет слов, честно! Я вот сейчас сижу и чуть не плачу, читая это.  Это - то самое недостающее звено, связывающее народ чудь и туата! А если ещё вспомнить, что детей богини Дану называли также детьми богини Дон, а земли скифов простирались "от Истра до Танаиса", и нынешнее название Танаиса и есть Дон - картина, как говорится, прослеживается полная.
 Да, добавить к этой работе, что у кельтов произношение слова "Туата" звучит как "Туха" (Кораблёв это неоднократно говорил), и получится же "tjudъ", туд.

Спасибо, это бесценно...встретить того, кто пошёл тем же путём.  Я верю, что вашей "сказке" суждено увидеть свет, и она непременно будет опубликована. Первому всегда трудно, второй - пойдёт уже легче.
И вот что ещё...пожалуйста, не забрасывайте её, даже если считаете реально сказкой. Если со мною чего...ну, все мы не вечны, сами понимаете, мы же не в Валиноре, вы всё равно доведите этот труд до конца - и выпустите, пусть даже в сеть. Это важно: есть те, кому эти сведения послужат маяком в кромешной мгле.
Записан



Форма жизни типа эльф

Тень

  • Гость
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1313 : 05 Февраля 2016, 00:07:03 »

А ещё ...если можно.....то и враги Асгарда жили западнее Дона.Правда их назвали скандинавы Ваннами из страны Ванахейм.....,но умения ваннов полность эльфийские.
« Последнее редактирование: 05 Февраля 2016, 00:10:49 от А.Т.Митрандил »
Записан

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1314 : 05 Февраля 2016, 00:26:37 »

Цитировать
Замечательная работа ,УНА!
Вы провели огромную работу.Спасибо.

Спасибо за отзыв!

Цитировать
А если ещё вспомнить, что детей богини Дану называли также детьми богини Дон, а земли скифов простирались "от Истра до Танаиса", и нынешнее название Танаиса и есть Дон - картина, как говорится, прослеживается полная.

Вы еще вспомните, что скифы по легенде, рассказанной Геродотом, произошли от Зевса и дочери Днепра – речной царевны. :) Днепр, это, кроме Борисфена, - Данаприс или Данапр, река Даны. :) У них было три сына – три ветви народа, три области расселения: сама Гелея, Албания, Квенналанд. Это - по скандинавам.

Тогда картина точно получится полной.

Цитировать
Я верю, что вашей "сказке" суждено увидеть свет, и она непременно будет опубликована. Первому всегда трудно, второй - пойдёт уже легче.
И вот что ещё...пожалуйста, не забрасывайте её, даже если считаете реально сказкой. Если со мною чего...ну, все мы не вечны, сами понимаете, мы же не в Валиноре, вы всё равно доведите этот труд до конца - и выпустите, пусть даже в сеть. Это важно: есть те, кому эти сведения послужат маяком в кромешной мгле.

О, нет, только не это.  :o

 Во-первых, это все - очень сырая публицистика.
Во-вторых, я-то тоже – из сокрытого народа... и по мере сил избегаю публичности. :)
В-третьих, у меня времени нет отвечать на критику и всякие глупости, которые непременно появятся, в том числе - от тех, кто не признает существования эльфов.

Я знаю слабые места своей работы, и знаю – куда можно ударить, там на самом деле много недоработок.

В моей теме – она на месте, и кому, действительно, нужно – сам ее найдет. Ну или Вы, если что, дадите ссылку. :)

Цитировать
А ещё ...если можно.....то и враги Асгарда жили западнее Дона.Правда их назвали скандинавы Ваннами из страны Ванахейм.....,но умения ваннов полность эльфийские.

Да я и говорю - эту тему еще копать и копать. :)

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8393
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1315 : 05 Февраля 2016, 00:42:12 »



Вы еще вспомните, что скифы по легенде, рассказанной Геродотом, произошли от Зевса и дочери Днепра – речной царевны. :) Днепр, это, кроме Борисфена, - Данаприс или Данапр, река Даны. :) У них было три сына – три ветви народа, три области расселения: сама Гелея, Албания, Квенналанд. Это - по скандинавам.


Ну вот, а я всегда была уверена, что Днепр носит только одно древнее название - Истр. Чем, кстати, всегда напоминал мне нашу подмосковную речку Истру. А было и название Данаприс, спасибо!


О, нет, только не это.  :o

 Во-первых, это все - очень сырая публицистика.
Во-вторых, я-то тоже – из сокрытого народа... и по мере сил избегаю публичности. :)
В-третьих, у меня времени нет отвечать на критику и всякие глупости, которые непременно появятся, в том числе - от тех, кто не признает существования эльфов.

Я знаю слабые места своей работы, и знаю – куда можно ударить, там на самом деле много недоработок.

В моей теме – она на месте, и кому, действительно, нужно – сам ее найдет. Ну или Вы, если что, дадите ссылку. :)

Дорогая Лан, для автора - работа всегда будет казаться сырой, даже если для всех остальных будет совершенной. Мы-то знаем  её изнутри и видим то, к чему можно придраться! Я, когда выпускала книгу, тоже это понимала, и сейчас сознаю, что те, кто придирался, были по-своему даже  правы, столько там было несовершенств. Но, если так думать, можно всю жизнь не сделать этого решительного шага - всегда что-то будет мешать.

Когда книга вышла, и на меня накинулись те, кто не признавал существования эльфов, я очень переживала: особенно если это оказывались те, чьим мнением я  реально дорожила. Всё время ходила, как взведённая пружина пистолетного курка...расслабиться не могла ни на миг. А сейчас вот оглядываюсь назад и понимаю: нет, не пропали те усилия даром, которые я вкладывала в эти споры! Всё в мире возвращается к нам, и эти усилия окупились сторицей. Если бы не они, не возник бы форум, не появился бы круг заинтересованных, и -  я не нашла бы вас :)

Лан, дорогой друг, публиковать или не публиковать, решать только вам, я не в силах влиять на вас, потому что путь этот сложен, сами знаете. Но если придёт момент, и вы поймёте, что можете - делайте то, что должно, и  - будь что будет! Обещаю, что ваш путь будет легче моего.

Записан



Форма жизни типа эльф

Airenyere

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 215
    • Просмотр профиля
    • ЖЖ
    • E-mail
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1316 : 05 Февраля 2016, 02:57:43 »

Уна, безумно интересное исследование и огромная работа. Я успела быстро прочитать. Хочу еще, когда больше времени будет, перечитать с чувством, с толком.

Про Квенналанд мне даже гуглить не надо - по поводу него в Финляндии много теорий. По самой популярной, территория Квенналанд (или Квенланд) занимала северные части Швеции, Норвегии и Финляндии. Название финской области Кайнуу - однокоренное. А переселенцев из Финляндии в старые времена в Норвегии звали квены.

И... никто толком не знает, откуда слово взялось. В финском языке вообще довольно много слов, которые ставят ученых в тупик, потому что непонятно - откуда. И вообще не очень понятно, откуда народ пришел - ни финны, ни саамы. Многие ученые склоняются к мысли, что были финно-угорские племена, которые продвигались через территории, где и сейчас говорят на угро-финских языках. При этом были еще какие-то непонятные племена не с финским языком. Жуткая была смесь. И вообще на территории Финляндии долгое время чуть ли не каждая деревня на своем языке разговаривала.

А одна из самых известных саамских легенд, кстати рассказывает о завоевателях племени Tjudes. По этой легенде завоеватели Tjudes пришли с востока и напали на саамскую деревню. Саамы сопротивлялись, но их было меньше и пришельцы перебили всех, кроме одного мальчика. Мальчику пообещали оставить его в живых, если проводит к другой саамской деревне. Пришлось вести. Дорога шла через горы и, когда наступила ночь, tjudes хотели разбить лагерь и дождаться утра, но саам сказал, что хорошо знает горы и проведет их. Он предложил всем связаться веревкой, чтобы никто не потерялся, а сам зажег факел и пошел впереди, а все tjudes на веревке следовали за ним. Так он привел их к краю пропасти, куда бросил свой факел и со словами "следуйте за мной" шагнул сам. Связанные веревкой tjudes в темноте попадали в пропасть вслед за за своим проводником.

Не знаю только, какие из двух чудей имеются в виду.
Записан


Форма жизни типа эльф. (с)

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1317 : 05 Февраля 2016, 13:23:45 »

Цитировать
Если бы не они, не возник бы форум, не появился бы круг заинтересованных

Ммм... можно я выскажу крамольную мысль? Не такая уж великая потеря. :)

Цитировать
Лан, дорогой друг, публиковать или не публиковать, решать только вам, я не в силах влиять на вас, потому что путь этот сложен, сами знаете. Но если придёт момент, и вы поймёте, что можете - делайте то, что должно, и  - будь что будет! Обещаю, что ваш путь будет легче моего.

Спасибо, Мели, но я не настолько человеколюбива... а, нет – эльфолюбива. :) Мой опыт говорит, что тот, кто ищет – находит. А быть маяком, на который, трепеща дивными крыльями, слетится куча мотыльков – однодневок – вряд ли мой путь.

На самом деле, я уважаю то, что Вы сделали. Я встречала эльфов, которые себя так и не обрели, так что – Ваша помощь была и своевременной и нужной. Но Вы были на это призваны, я – нет. Да и чем помогут в самоидентификации эльфов исторические исследования? Вот, осознав себя, эльф может начать искать материалы по истории своего народа, но тогда он разберется и без моих подсказок.

Вы, не читая это, что - сомневались бы, что народ эльфов существовал? Ведь нет? Ну и что тогда изменила она, моя сказка, в Вашем мировоззрении? :)

Цитировать
Про Квенналанд мне даже гуглить не надо - по поводу него в Финляндии много теорий. По самой популярной, территория Квенналанд (или Квенланд) занимала северные части Швеции, Норвегии и Финляндии. Название финской области Кайнуу - однокоренное. А переселенцев из Финляндии в старые времена в Норвегии звали квены.

Конечно – должен же был там кто-то жить и кроме пришельцев. Но насчет Квенналанда все – только предположения, конечно.

Там знаете, что любопытно? То, что скандинавы постоянно говорят в своих писаниях, что в Албании – ужасно холодно, что там постоянно идет снег, поэтому и рождаются албаны белыми, как снег. Ну вот им ли такое говорить? :)

Зато мне это кое о чем говорит – что пришли они в Скандинавию из областей более теплых, чем берега Черного и Каспийского морей. Подтверждения этому есть – в легендах об Одине, об Асгарде и Ванахейме, но я уже говорила, что не могу объять необъятное. :)

Цитировать
Не знаю только, какие из двух чудей имеются в виду.

Да никакая – какое-то готское племя. Готы назывались – годьод, гот-тьод, гут-тиуда. Потому я и предположила, что чудь, тиуда – это именно гелинды, потому что из всех перечисленных племен, жили на западе перед приходом в Среднюю Русь – только они, их и считают балто- или кельтоязычными. Остальные в перечне – автохтонные финские племена.

Я оставлю тут кое-какие уточнения к Стране Сидов.

Прокопий упоминает, что перед уходом на Север, часть герулов осела в Иллирии – верно, в Иллирии было одно время племя гиллинов, которое тоже не оставило по себе ни памяти, ни следа.

Почему я думаю, что уплыли на Туле не герулы Прокопия, а элуры Иордана?

Потому что Прокопий жил во времена той лангобардо-герульской войны. И умер лет пятьдесят спустя после нее. Это ж откуда он знал ко времени написания своего сочинения, которое могло быть написано только после 527 года, то есть лет через 20-30 после той войны, что племена герулов уже пробежали всю Европу, осели там-то и там-то, и уже и кораблей понастроили и отплыли на Туле? Когда успели? И – откуда такие сведения?

Кроме того, после войны с лангобардами герулы из Европы никуда не делись. У них, по-прежнему, была своя аристократия, короли, и они принимали участие в жизни того времени.

Я полагаю, что речь идет о некоем легендарном событии (да и очевидно, что - легендарном), которое случилось намного раньше, и которое Прокопий приписал герулам из-за путаницы имен – то есть о войне гэлуров и готов. Но буквалисты меня на клочки порвут - на сотню маленьких снусмумрят. :) Поверили же некоторые в зеленоватый цвет лица элуров, и даже обоснования подогнали – якобы из-за испарений болот Меотиды. :)

Не замечая, что элур тот, описанный Аполлинарием, живет вообще-то на берегах уже не Меотиды – у крайних пределов океана. А сам Аполлинарий жил в середине 5 века, то есть – задолго до Прокопия и войны герулов с лангобардами.

Так что зеленоватый цвет – просто из области слухов и легенд об исчезнувшем народе, о котором вечно плетут все, что в голову придет. Можно не только зеленый цвет лица приписать (это еще по-божески), а еще – и рога, и копыта. :) И так и бывало, и – нередко.

Melian

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8393
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1318 : 05 Февраля 2016, 21:04:25 »


Ммм... можно я выскажу крамольную мысль? Не такая уж великая потеря. :)

Не знаю, дорогая Лан: кому - как. Хоть наш форум иногда меня и раздражает, мне бы не хотелось, чтобы не было даже его.


Спасибо, Мели, но я не настолько человеколюбива... а, нет – эльфолюбива. :) Мой опыт говорит, что тот, кто ищет – находит. А быть маяком, на который, трепеща дивными крыльями, слетится куча мотыльков – однодневок – вряд ли мой путь.

На самом деле, я уважаю то, что Вы сделали. Я встречала эльфов, которые себя так и не обрели, так что – Ваша помощь была и своевременной и нужной. Но Вы были на это призваны, я – нет. Да и чем помогут в самоидентификации эльфов исторические исследования? Вот, осознав себя, эльф может начать искать материалы по истории своего народа, но тогда он разберется и без моих подсказок.

Вы, не читая это, что - сомневались бы, что народ эльфов существовал? Ведь нет? Ну и что тогда изменила она, моя сказка, в Вашем мировоззрении? :)

Нет. Я не сомневалась в этом с момента Пробуждения. Но ваша сказка подарила мне связку двух разных пластов в единое целое. В 2002-м, когда я писала книгу, я дорого дала бы за такие сведения. Да и сейчас они важны: не тем, что я-де убедилась в существовании эльфов, а тем, что как оказалось, существует связь между чудью и туата, а я всю дорогу принимала их за разные ветви одного большого народа.


Зато мне это кое о чем говорит – что пришли они в Скандинавию из областей более теплых, чем берега Черного и Каспийского морей. Подтверждения этому есть – в легендах об Одине, об Асгарде и Ванахейме, но я уже говорила, что не могу объять необъятное. :)

Да - вы и так сделали более чем. От лица исследователей эльфийского наследия - спасибо за это.


Записан



Форма жизни типа эльф

Una

  • Хранитель
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2989
    • Просмотр профиля
Re: Una's Private Territory
« Ответ #1319 : 06 Февраля 2016, 14:08:14 »

Цитировать
Не знаю, дорогая Лан: кому - как. Хоть наш форум иногда меня и раздражает, мне бы не хотелось, чтобы не было даже его.

Как-то безрадостно это звучит. Ладно – пусть он не только раздражает, но хоть иногда и радует. :)

Цитировать
В 2002-м, когда я писала книгу, я дорого дала бы за такие сведения.

Ура – сокровища! Пиастры, пиастры! Мне понравились Родинийские олени, если что. :) Подарите их себе – от меня, и считайте, что мы – квиты. :)