Да, Уна, очень хочу и жду этого от вас! Если город строили люди, почему так точно повторили эльфийскую архитектуру и идеи, использованные до этого в строительстве Гондолина, Гондора?
Если это сделали нуменорцы, вернее, их потомки - есть ли что-то, что указывало бы на связь с нуменорской культурой?
Мелиан, я попробую ответить, только не принимайте мои предположения за истину в последней инстанции. Скорее – за попытку анализа.
Вот вы говорите - потомки нуменорцев, а почему тогда не потомки эльфов? Люди, но несущие в себе эльфийский генофонд?
Да потомки нуменорцев, это и есть частично потомки эльфов. Не все, конечно, но все же они были ближе к эльфам, чем другие жители Средиземья.
Из предыдущих постов я заключил, что там рядом была река, но город строился на возвышености. Это подтверждает то, что при строительстве город планировался всерьез и надолго. Дома были построены основательно, место выбрано идеально. И я не могу себе представить ситуации, в которой я, живя у реки, голодал бы и испытывал недостаток во влажной почве. Заливные луга, оросительные каналы, и все такое прочее это совершенно исключают. Кроме того, город стоял в горах, где весной нету недостатка в воде. Так что, дамы и господа, недостатка в пастбищах у них быть просто не могло, если они не полные идиоты
Нет,
Кумехтар, они были не идиоты и не голодали.
Если жители и оставили город, то, вероятно, не из-за ограничености ресурсов.
Вероятно, нет, хотя такая точка зрения – о возможном истощении ресурсов – существует у многих исследователей.
Мелиан, вот, на скорую руку, то, что я обещала написать:
1. Город – отлично укрепленная крепость в местах, где у жителей не было внешнего врага, расположенный на холме, окруженном руслом двух рек.
Вывод: укреплять город аркаимцев заставлял страх перед внезапным нападением не кочевников, а людей одной с ними культуры.
2. Не было найдено ни одного следа конфликтов, войн, нападений."Н.Б. Виноградов обращает внимание на полное отсутствие явных следов военных конфликтов на всех без исключения масштабно изученных памятниках этого круга, а также на частое расположение синташтинских поселений в принципиально неудобных для обороны топографических условиях – в «чашах» долин, в ряде случаев – непосредственно под холмами и другими возвышенностями [7, с. 266]."
Вывод: наращивать количество оружия и укреплять оборону крепости аркаимцев заставяло не соседское противостояние поселений Страны Городов, а некая гипотетическая угроза, которой они очень боялись.
3. Скотоводство."А.В. Епимахов отмечает в этом же контексте очевидную невозможность размещения в пределах синташтинских поселений сколько-нибудь значительного количества скота [17, с. 59].
Как мы хорошо знаем из исторических и этнографических источников, чаще всего вооруженные конфликты в степи происходили по поводу стад и пастбищ, и наиболее распространенным типом конфликта был именно угон скота. В этих условиях защищать от противника людей, не защищая скот – однозначно проигрышная стратегия, поскольку лишившееся своих стад население все равно впадет в голод и нищету, а его общественная структура, скорее всего, распадется. Успешно защищать свой скот и захватывать чужой можно только применяя максимально мобильную военную тактику – универсальное для степной традиции сочетание внезапных набегов, засад и погонь. Крепости для всего этого не нужны, тем более не нужны крепости, в которые невозможно спрятать скот даже на короткое время – а именно такими являются все синташтинские «укрепленные» поселения."
Вывод: для жителей городов скот не был большой ценностью в отличие от местных кочевых народов, где основная отрасль экономики – скотоводство. Скотоводство в Аркаиме существовало, но носило ограниченный второстепенный характер, ему не придавалось значения основного экономического фактора.
4. Земледелие."Для синташтинских поселений, ныне изученных очень большими площадями ( Синташта — более 7000 м2; Аркаим — более 8000, Устье — более 3000; Каменный Амбар ( Ольгино) — 1500 м2 и т. д. [ Генинг и др., 1992; Зданович, Батанина, 2007; Виноградов, 2004; и др.]), пока не выявлены достоверные примеры ям- хранилищ зерна. Многочисленные углубления в материковом грунте в границах котлованов вряд ли могли выполнять эту роль, поскольку без обмазки и обжига они были доступны для норных животных, кости которых очень широко представлены в коллекциях поселений.”
Судя по археологическим находкам, аркаимцы не возделывали больших площадей земли, в основном, выращивая зерно и овощи не для продажи и обмена, а для собственного потребления, хотя в черноземных областях выращивание хлеба может дать хороший урожай и принести прибыль.
"В то же время, вероятно, земледелие не имело широкого масштаба и осуществлялось на весьма ограниченных участках, непосредственно прилегающих к поселкам. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы исследований К. Привата, выполнившего изотопный палеодиетарный анализ антропологических и остеологических остатков 25-го кургана Большекараганского могильника. По его данным население, оставившее данный могильник, употребляло в пищу много протеина животного происхождения; а растительная пища не играла большой роли в питании. В первую очередь в пищу шло молоко и мясо крупного и мелкого рогатого скота [78, с. 171]."
"О второстепенном значении земледелия в хозяйстве свидетельствует и слабая выраженность связанных с ним орудий в вещевых комплексах эпохи бронзы. Немногочисленные слабоизогнутые серпы могли применяться как для жатвы зерновых, так и для создания резервных запасов сена. Часть терочных плит, обнаруженных при раскопках, вероятно, использовалась для дробления зерна, из которого в дальнейшем готовились каши – скорее всего, население Зауральской степи этого времени не изготавливало муку и не выпекало из нее хлеб."
Вывод: культура Аркаима не является земледельческой.
5. Характер поселений.Обращает внимание, наряду с необычной для степи архитектурой, большая плотность, скученность населения на небольшой площади, при таких больших свободных площадях земли совершенно необоснованная. Из-за высокой плотности, как показали находки, иногда могли возникать эпидемии.
Вывод: учитывая выводы о военно-иерархическом строе поселений Страны Городов, можно предположить, что все они были своего рода укрепленными военными гарнизонами, которые отличала сплоченность, единое четкое руководство, слаженность действий, отсутствие внутренних конфликтов, высочайший уровень дисциплины. Аркаим был построен из подручных материалов в короткий срок на пустом месте, существовал ограниченный период времени, потом очень организованно оставлен и уничтожен. При этом нет никаких данных о разделении общества на несогласные группы, внутренних противоречиях и прочем, что было бы характерно для родового строя.
6. Архитектура.Характер застройки не соответствует степным условиям и скорее носит традиционный характер. Он мог сложиться в местах, где не было таких просторов, например, в горах, где при строительстве использовался камень. В уральских степях, за неимением камня, были использованы блоки из местных материалов и деревянные каркасные конструкции.
"Подножие горы занимал некрополь нуменорских королей, а рядом раскинулся прекрасный город Арменелос с цитаделью, построенной Элросом, сыном Эарендила. "Вывод: архитектура Аркаима не обусловлена внешними природными условиями и является традиционной, сложившейся совсем в других природных областях.
"Саурон принялся за осуществление главной части своего плана. Искусно нанизывая доводы и факты, он постепенно извратил все истины, изошедшие в мир от Валаров. Он упорно навязывал людям мысли о множестве земель на востоке и даже на западе, которые только и ждут, пока отважные Дунаданы завоюют их и добудут несметные сокровища. Если идти из страны в страну, учил Саурон, то рано или поздно придешь к краю Мира, за которым раскинулась Древняя Тьма. Вот из нее-то и сотворен весь Мир. Поэтому ничто не достойно почитания так, как Великая Тьма, из которой Властелин Тьмы может творить новые миры и награждать ими своих слуг и помощников, чтобы их растущая сила никогда и нигде не знала предела."7. Ремесла.Металлургия, кузнечное дело, гончарное производство, ткачество и др.
Вывод: Характер традиционных для Аркаима занятий тоже свидетельствует о городской, ремесленной культуре жителей, не традиционной для степных народов. Вместо использования пастбищ или черноземных почв, то есть наиболее оптимальной в степях модели хозяйствования, аркаимцы искали руду и занимались, в основном, плавкой, ковкой и литьем предметов из бронзы, в т.ч. большого количества оружия.
Степняки традиционно – лучники. Для производства луков не требуется большого количества металла, поэтому можно, на основании находок, сделать вывод, что оружием аркаимцев были, кроме луков, копья, бронзовые мечи и кинжалы.
Обращает на себя внимание производство в Стране Городов и использование колесниц, неудобных в степи, где обычно передвигались верхом (неровный характер местности, препятствия – ямы, канавы, промоины и т.п.) и рассчитанных на ровные проложенные дороги.
"Мастерство Дунаданов достигло необыкновенных высот. "8. Захоронения.Найденные останки определяют средний возраст жителей в 25- 30 лет. При этом жители не страдали от недоедания или болезней, не погибали от нападения кочующих племен.
"Население отличалось хорошим состоянием здоровья, представители популяции не подвергались сильным физическим перегрузкам и не страдали от голода, их пища была мягкой и содержала много белка. На костях отсутствуют следы насильственной смерти. В двух случаях Р.У. Линдстром зафиксировал следы залеченных травм – переломов костей [54, с. 163], что говорит о хорошем уровне медицинских знаний."
"
Однако и для них смертная участь, уготованная Илуватаром всем Аданам, оставалась законом, хотя жили Дунаданы долго и, подобно эльфам, не знали болезней и немощей старости."Характер захоронений указывает на социальное расслоение жителей, традицию жертвоприношений при ритуальных культах.
"На территории Синташтинского могильника, самого богатого комплекса степной Евразии, было расположено грандиозное погребальное храмовое сооружение. Погребены здесь были жрецы, воины и рядовые общинники. В центральных ямах вместе с воинами захоронены боевые колесницы и кони. “
"... В погребениях археологи находят богатые наборы орудий труда, предметов вооружения и быта, многочисленные украшения. "
" Так начали Дунаданы строить для умерших огромные усыпальницы, а их ученые трудились днем и ночью, надеясь отыскать секрет жизни или хотя бы научиться продлевать человеческий век.
Скоро всю страну заполнили молчаливые склепы, еще острее заставившие ощутить бренность бытия."Вывод: тот же – военный характер и социальное расслоение общества синташтинской культуры.
9. Религия.В Аркаиме не найдено изображений богов, алтарей, предметов культа, надписей религиозного содержания, остатков культовых сооружений. Найдены только глубокие следы обширного кострища на внутренней площади, носившего не бытовой, а, скорее всего, сакральный характер. Кости жертвенных животных были обожжены, что говорит о традиции жертвоприношений на огне.
"Вскоре, опять же по настоянию Саурона, в центре Арменелоса поднялся громадный храм. В основании капище имело круг диаметром пятьсот футов, на такую же высоту вздымались мощные стены пятидесяти футов толщиной, оканчивавшиеся огромным сверкающим куполом, крытым серебром. Однако блеск его скоро померк, серебро ведь быстро тускнеет. Посреди капища был алтарь, а в центре купола поднималась башенка, откуда постоянно валил густой дым."Вывод: храм в Аркаиме мог быть не построен из-за того, что поселение носило временный характер. Но культовая центральная площадь с ритуальным огнем, на котором приносились жертвы, говорит о служении некоей, вероятно, монотеистической религии. Следов других ритуалов, кроме огненных жертвоприношений, обнаружено в Аркаиме не было.
Итог: Аркаим – не феномен местной степной культуры. Город был основан не кочевниками – скотоводами, не мигрирующим земледельческим племенем, а, скорее пришлой из других областей военной группировкой и являлся временной крепостью – гарнизоном. При этом естественных врагов в степи у аркаимцев не было, но существовала видимо какая-то иная военная угроза.
Отсюда вопрос: от чего бежали и чего так боялись жители Страны Городов?Можно предположить – от войны, где они потерпели поражение, так как испытывали страх.
" К Саурону с востока и юга стекались рати его приспешников. Надо сказать, что среди них были и люди, принадлежащие к высокой расе нуменорцев, ведь во дни своего господства Темный Властелин расположил ко злу сердца целого народа. Немало укреплений и поселений основали в те годы на востоке властители Нуменора, служившие Саурону. "В дополнение - ИМХО посетивших Аркаим:
"Аркаим влечет к себе людей с негативным менталитетом личности и отрицательной энергетикой. Наблюдения за людьми, посетившими Аркаим, показали, что они становятся зомбированными, теряют волю к аналитическому мышлению. И ничто не может вывести их из данного состояния. Энергетические негативные объятия Аркаима сильны. В чём же кроется тайна?"Это - то, что Вы просили - рассмотреть возможные аналоги аркаимской и нуменорской культуры. Но есть и иная версия решения загадки Страны Городов - ритуальное противостояние двух ветвей одной культуры. Автор - Зданович, кажется. Весьма любопытная.