Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Кельтско-германские легенды о феях, эльфах, водяных и домовых  (Прочитано 12510 раз)

Кумехтар

  • Страж
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8882
    • Просмотр профиля

Пусть будет в качестве продолжения темы.
Взято отсюда https://vk.com/wall-74456269_46320

Цитировать
Колодец святой Бригитты в Килдэре, Ирландия

Задолго до того, как Бригитта стала святой покровительницей Ирландии, существовала богиня Бригита (или Бриг), которую почитали по всему кельтскому миру. У колодца Святой Бригитты чувствуется, как древнее прошлое Ирландии окутывает вас...

Святых колодцев в Ирландии великое множество. В сельской местности насчитывается более 3000 колодцев и родников — больше, чем в любой другой стране мира. Всегда посвященные ирландскому святому, в древние времена это были места почитания кельтских богов и богинь. В мифах и народных сказках священные источники являются порталами в Потусторонний мир, царство невидимого, царство фей.

Многие священные источники и колодцы в Ирландии сохраняют элементы дохристианских ритуальных мест. Рядом с колодцем или природным источником часто находился стоячий камень, естественный или рукотворный холм и очень древнее дерево: орех или ясень. Ритуал включал в себя обход колодца определенное количество раз по часовой стрелке, затем питье или купание в родниковой воде. Церемония завершалась оставлением подношения в знак благодарности.

Так это описывала Франческа Уайльд в XIX веке:
«В Ирландии нет более мощного суеверия, нежели вера в целительную силу священных колодцев, что рассеяны по всей стране; источники здоровья и исцеления, благословленные каким-нибудь святым или у которых святой обитал в далекие древние времена. Однако поклонение колодцам древнее самого христианства.

Церемониал – тот же самый, что и во всех местах благочестивого паломничества. Паломники обходят вокруг колодца определенное число раз, три или девять; при этом они ползут на руках и коленях, но всегда с востока на запад, следуя видимому движению солнца, и все время читая «Отче наш» и «Богородицу». В конце каждого круга они складывают небольшую кучку камней, ибо в последний день ангелы сочтут эти камни, и кто сказал больше всего молитв, получит самое высокое место на небе, и каждый святой считает своих собственных молельщиков. Затем жаждущий исцеления спускается по разбитым ступенькам к колодцу и, преклоняя колени, омывает лоб и руки в воде; после этого омовения боль или болезнь, от которой он страдал, постепенно проходит и уходит от него навеки.

У некоторых колодцев зачастую можно найти грубый каменный памятник древних времен, и паломник должен пристально смотреть на него, читая молитвы.

Если это место затеняет боярышник или ясень, то колодец считается особенно священным; и, уходя (но сперва выпив воды), больной привязывает вотивное приношение к ветвям: чаще всего это цветной платок или яркая красная полоска, срезанная с платья; и эти приношения никогда не снимают. Они остаются там годами, трепеща на ветру и дожде, точно так же, как те вотивные приношения на священных деревьях, что затеняют святые колодцы Персии, как их описывали путешественники.

Это признаки и дань благодарности святому-покровителю, и они должны показать дьяволу, что он не имеет больше власти, чтобы повредить молящемуся паломнику или же мучить его болью и страданием, как раньше. Не предполагается, что сама вода в колодце обладает какими-либо природными целебными свойствами. Целительность ее целиком связана с соблюдением ритуала в честь святого, чей дух и влияние все еще господствуют над колодцем, у которого он жил и из которого пил воду, пока пребывал на земле
<...>
Брайдс-Уэлл, Тобер-Бреда (святой колодец Бригитты). Здесь есть каменная часовня сказочной древности с дверным проходом, сделанным по египетскому образцу, наклонная кверху; есть и древний боярышник, покрытый вотивными приношениями, среди которых можно видеть множество длинных локонов великолепных черных волос жительниц Южной Ирландии, которые переняли этот древний традиционный символ самопожертвования, чтобы показать свою благодарность святому-покровителю.

Святая Бригитта приняла имя языческой богини Бригитты, дабы уничтожить и стереть идолопоклоннические обряды и перенести благочестие людей на христианские церемонии, и Тобер-Бреда теперь, как считается, обладает величайшей святостью, ибо находится под особым покровительством святой Бригитты».





https://ic.pics.livejournal.com/kumehtar/47502879/139862/139862_original.jpg

— Франческа Уайльд, «Легенды, заговоры и суеверия Ирландии» (1887)

И первый же комментарий оттуда.
« Последнее редактирование: 05 Июля 2023, 09:57:40 от Кумехтар »
Записан

Ромашка Нит

  • Друг форума
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2551
    • Просмотр профиля
    • зоологический форум
    • E-mail
Записан

Кумехтар

  • Страж
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8882
    • Просмотр профиля

Спасибо Ромашка Нит

Вот интересная цитата оттуда.
Цитировать
Оскорбился Лир, что не его, старейшего в роду сидов, избрали королем, и перенес он дворец свой в Сид Финнехи, Крепость на Белом Поле, в огромный волшебный холм, и с того дня ни разу не пришел на королевский совет и ни разу не оказал новому королю знаков почтения.

Как вы считаете, могло ли такое на самом деле случиться среди эльфов? Какой-то странный поступок, мне кажется.
Записан

AnjanieL

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1049
  • Великий Второй Дом
    • Просмотр профиля

Если действительно описываются эльфы позднейших эпох - то мог. В этом мнении я опираюсь на профессора Толкина. Однако тут есть еще один момент. Скорее всего, причина такого поступка могла быть иной. Я не думаю, что Сиды посвятили людей Ирландии в то, ПОЧЕМУ именно Лир поступил так, а не иначе. Могло быть и такое, что люди приписали ему причину, которая была понятна ирландцам того времени.  Эльфийские причины им вряд ли были известны. Я не думаю, что эльфы о таких вещах сообщали. Особенно после того, как люди изгнали Сидов с Поверхности (в холмы) и заняли их крепости. Может, и города. Об этом ведь тоже рассказывается у тех же ирландцев.

Интересное описание -я о святых колодцах. Некогда свободные кельты ползают на четвереньках(!) вокруг колодцев....
« Последнее редактирование: 27 Марта 2024, 21:22:19 от AnjanieL »
Записан
Уходим мы.Пред нами Путь Прямой-
На Запад,за сверкающей звездой!
Морским узлом завязано былое-
И доброе,и горькое,и злое...
Благословенье дали небеса
Наполнит ветер наши паруса.
Мы не вернемся,мы спешим Домой.
Прощайте!!!Вспоминайте нас порой...

Ромашка Нит

  • Друг форума
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2551
    • Просмотр профиля
    • зоологический форум
    • E-mail

Спасибо Ромашка Нит
Пожалуйста.  :)

Вот интересная цитата оттуда.
Оскорбился Лир, что не его, старейшего в роду сидов, избрали королем, и перенес он дворец свой в Сид Финнехи, Крепость на Белом Поле, в огромный волшебный холм, и с того дня ни разу не пришел на королевский совет и ни разу не оказал новому королю знаков почтения.

Как вы считаете, могло ли такое на самом деле случиться среди эльфов? Какой-то странный поступок, мне кажется.
Лир - старейший из рода сидов, следовательно наиболее опытный управленец и военноначальник. Мне почему-то подумалось, что Лир, выбрал эти  земли, поскольку они были расположены вблизи какой-то опасной земли, где находились враги и Сид Финнехи, Крепость на Белом Поле, первой бы приняла на себя удар недругов. Во все времена самых знающих ставили отражать угрозу, с наиболее вероятного направления атаки.
Возможно поэтому Лир не бывал на королевском совете - крепость не мог оставить.
Но, вполне вероятно, что новый король мог ездить в Крепость на Белом Поле и советоваться с многознающим Лиром.  :)
Опять-таки, это всё только мои мысли, ибо полностью поддерживаю мнение AnjanieL:
Я не думаю, что Сиды посвятили людей Ирландии в то, ПОЧЕМУ именно Лир поступил так, а не иначе. Могло быть и такое, что люди приписали ему причину, которая была понятна ирландцам того времени.  Эльфийские причины им вряд ли были известны. Я не думаю, что эльфы о таких вещах сообщали.
Записан

Кумехтар

  • Страж
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8882
    • Просмотр профиля

Могло быть и такое, что люди приписали ему причину, которая была понятна ирландцам того времени.
Согласен, скорее всего так оно и было.
Записан

Кумехтар

  • Страж
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8882
    • Просмотр профиля

Очень интересно было спросить чат GPT, что именно он знает про эльфов. Получилась короткая выжимка:


Цитировать
Эльфы – мифические существа, которые присутствуют в фольклоре многих культур, особенно в скандинавских, германских и кельтских традициях. Их образы варьируются от доброжелательных духов природы до загадочных существ с магическими способностями. Вот несколько интересных исторических фактов об эльфах:

1. Скандинавская мифология
В скандинавской мифологии эльфы (álfar) были тесно связаны с богами и духами природы. Существовали две основные группы: светлые эльфы (Ljósálfar) и темные эльфы (Dökkálfar). Светлые эльфы обитали в Альвхейме, мире, созданном богом Фрейром, и ассоциировались с красотой, светом и магией. Темные эльфы, напротив, жили под землёй и считались более зловещими.

2. Германский фольклор
В германских легендах эльфы изображались как маленькие духи, которые могли быть как доброжелательными, так и вредоносными. Они часто ассоциировались с болезнями, особенно с так называемыми "эльфийскими стрелами" (elfshot) – мистическими болезнями или ранами, причиной которых считались невидимые удары эльфов.

3. Средневековые поверья
В Средние века вера в эльфов трансформировалась. Их стали считать скорее зловредными, чем доброжелательными. Например, люди верили, что эльфы могли похищать младенцев и подменять их на своих "эльфийских детей" (чейнджлингов). Чтобы защититься от их козней, использовали различные обереги, такие как железо.

4. Эльфы в кельтской традиции
В кельтских мифах эльфы пересекаются с образом фей (fairies). Они жили в "Тир на нОг" – земле вечной молодости и счастья. Кельтские эльфы часто были связаны с могучими племенами богов Туата Де Дананн.

5. Возрождение интереса в Новое время
В эпоху Возрождения, с развитием литературы, интерес к эльфам снова вырос. Например, в произведениях Уильяма Шекспира, таких как "Сон в летнюю ночь", эльфы изображаются как шаловливые, но магически одарённые существа.

6. Современное представление
Современные образы эльфов во многом обязаны литературе, особенно трудам Дж.Р.Р. Толкина. Его эльфы в "Властелине колец" – это благородные, вечные и мудрые существа, которые заметно отличаются от более мелких и простых эльфов традиционного фольклора. Это представление стало основой для образов эльфов в современной фэнтези-культуре.

Эльфы остаются одними из самых популярных мифологических существ, символизируя природу, магию и загадочность.

И согласно ей, эльфы - всё-таки мифические существа, не смотря ни на что.
Записан

Кумехтар

  • Страж
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8882
    • Просмотр профиля

Попросил рассказать подробнее про эльфов в кельтской традиции, получил:

Цитировать
Эльфы в кельтской традиции тесно связаны с мифами о фейри (fairies) и другими сверхъестественными существами, обитающими в волшебных мирах. Их образы отличаются разнообразием, но объединены общей связью с природой, магией и таинственными явлениями. Вот ключевые аспекты, связанные с эльфами в кельтской традиции:

1. Связь с Туата Де Дананн
Туата Де Дананн ("Народ богини Дану") – могущественные существа, которые правили Ирландией до прихода людей. Они считаются прародителями эльфов и фейри. После поражения от людских племён, Туата Де Дананн скрылись в холмах и подземных мирах, став "Сидами" (Aos Sí) – духами холмов.
Эльфы в этом контексте часто описываются как их потомки или духи, обитающие в магических рощах, источниках и других местах силы.

2. Загадочная земля Тир на нОг
Тир на нОг (Tír na nÓg) – земля вечной молодости, счастья и красоты, упоминаемая в ирландских мифах. Это обитель эльфов или фейри, доступ к которой открывается лишь избранным.
Легенды говорят, что Тир на нОг можно достичь через магические порталы, такие как холмы Сид, источники или леса. Путешественники, попавшие туда, могли провести там годы, думая, что прошли лишь дни.

3. Эльфы и природа
Кельтские эльфы воспринимались как духи природы. Они защищали леса, реки, источники и другие природные места. Считалось, что нарушение таких мест могло привести к проклятию или несчастьям, наложенным эльфами.
Эльфы были связаны с плодородием земли, ростом растений и процветанием общин.

4. Внешний облик и поведение
В кельтской традиции эльфы описывались как красивейшие создания, часто наделённые светящейся кожей и сияющими глазами. Их грация и магическая аура делали их почти божественными.
Однако они могли быть как доброжелательными, так и зловредными. Одни помогали людям, другие насылали бедствия, особенно если те проявляли неуважение.

5. Похищения и чейнджлинги
Кельтский фольклор полон историй о похищениях людей, особенно младенцев. Эльфы или фейри подменяли их на своих детей – чейнджлингов. Люди верили, что такие дети странные, болезненные и обладают необычными способностями.
Чтобы предотвратить похищение, родители использовали обереги, например, железо или кресты, и избегали оставлять детей без присмотра.

6. Музыка и танцы
Эльфы в кельтской культуре славились своей музыкой и танцами, которые могли зачаровывать людей. Считалось, что тот, кто присоединился к их танцу, мог пропасть навсегда или потерять счёт времени, вернувшись домой спустя годы.

7. Почитание и уважение
Эльфы воспринимались как существа, с которыми нужно поддерживать мир. Их уважали и задабривали, оставляя подношения у деревьев, источников или на перекрёстках. Например, молоко, мёд или хлеб часто оставлялись как дары.

8. Фольклорные персонажи
В ирландской и шотландской мифологии выделяются конкретные персонажи, ассоциирующиеся с эльфами. Например:
Банши – духи, оплакивающие смерть и предупреждающие о ней.
Леанан-сид – эльфийские музы, вдохновляющие художников и поэтов, но часто уносящие их жизнь.

Эльфы в кельтской традиции олицетворяют сложные взаимоотношения между людьми и сверхъестественными силами природы. Они были одновременно пугающими и притягательными, что подчёркивало глубокую связь кельтов с магическим миром.


Снова ничего конкретного. Но это мы еще посмотрим. Общая информация - это гораздо лучше, чем ничего.
Записан