Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Ранняя версия истории Эарендила Морехода (из «Книги Утраченных Сказаний»)  (Прочитано 2251 раз)

Morinaro Simpetar

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1090
  • Менестрель
    • Просмотр профиля

Ранняя версия истории Эарендила Морехода (из «Книги Утраченных Сказаний»)

Самая ранняя версия легенды об Эарендиле, обошедшем все океаны мира на своем белом корабле Вингилоте. «Он был первым и величайшим мореходом среди людей, и повидал области, которых люди до сих пор не нашли и не узрели, несмотря на множество своих кораблей». Я с великим трудом собрал ее в единый нарратив из ранних черновиков Толкина, приведенных во втором томе «Книги Утраченных Сказаний». Это было сложно, ибо разные черновики содержали различные части легенды, опущенные в других черновиках, и тексты часто противоречили друг другу.

На мой взгляд, несмотря на очевидные противоречия этой версии истории Эарендила версии из опубликованного Кристофером «Сильмариллиона», она содержит многие интересные факты и детали, которые в более поздних версиях попросту отсутствуют. Вы вполне можете использовать их в своем творчестве: например, стихах, музыке или фанфиках (только не забудьте выразить мне благодарность за мой труд) 😉

За редакторскую работу благодарю Анориэль Тинвэ (Кристину Хямелянину) и Сальвию (Юлию Бурланкову).


Эарендил (в ранних текстах – «Эарендел») родился в семье Туора и Идрили, и жили они в месте под названием Фаласкиль в устье Сириона у моря. Он рос прекраснейшим из людей, которые когда-либо жили на Земле. Эарендил был меньше большинства людей, но очень проворно бегал и быстро плавал. Русалки (оарни) с самого детства полюбили его. Они дают Эарендилу чудесный, сверкающий серебром плащ, который никогда не промокает. Они любят Эарендила и, вопреки Оссэ, учат его строить корабли и плавать, когда он играет с ними на берегах Сириона. Эарендил и Эльвинг полюбили друг друга, еще будучи детьми.

Туор, постарев, слышит звук раковин Ульмо, который зовет его отправиться в путешествие на Запад. Он сооружает сумеречный корабль с пурпурными (по другой версии – с белыми) парусами под названием Алькварамэ («Лебяжье крыло»). Однажды вечером он зовет сына к берегу, где стоит член. Туор садится в него, Эарендил толкает челн в море, и отец, спев прощальную песнь, отправляется в путешествие на Запад. Идриль, стоя на берегу, плачет. По другой версии, Туор отплыл тайно, ничего не говоря жене и сыну.

Эарендил решает отправиться в путешествие вместе со своим другом Воронвэ (по одной версии, друг Эарендила не умел плавать), чтобы найти своего отца (возможно, даже в Чертогах Мандоса). Он строит корабль под названием Эарума (вариант - Эарамэ) и делает это, несмотря на запрет Ульмо. Так как на его петушествии лежит проклятие Наугламира (устаревшее название – «Науглафринг»), Оссэ – его враг.

Эарендил женился на Эльвинг перед тем, как отправиться в плавание. У них не было детей, и он говорит, что его детьми будут отныне все те люди, которые осмелятся плавать на кораблях по великим морям. В легендах говорилось, что если на новорожденного падал луч Звезды Эарендила, то он становился странником. «Сынами Эарендила» эльфы называли моряков.

Эарендил терпит кораблекрушение в месте под названием Русалочий фьорд из-за того, что русалки очаровывают его, но Ульмо спасает его. Там он находит опустевшую украшенную резьбой хижину Туора. Владыка морей говорит путешественнику, что сохранил ему жизнь, потому что его предназначение – отправиться в Тирион (в ранних текстах – «Кор»). Примечание: эти «русалки» - не то же самое, что и упоминавшиеся ранее оарни, поскольку последние – друзья Эарендила.

Мореход отправляется в путешествие на поиски Тириона, но терпит крушение из-за вероломства Оссэ. Однако оарни (морские девы) спасают его и возвращают в Фаласквиль.
Вернувшись домой по суше, он узнает, что Идриль, его мать, исчезла. Эарендил печалится и возносит молитву Ульмо. Услышав звук раковин морского владыки, он строит чудесный белый корабль под названием Вингилот. Он имел форму жемчужного лебедя. По одной версии, он был построен из той же древесины, что и корабль Туора, и оарни помогали ему в этом, по другой – нолдор (ранее название – «нолдоли») рубили для него лес далеко от этого места и сплавляли по скрытой реке.

Путешествие в поисках Валинора занимает несколько лет. Вингилот относит далеко на юг, и по пути им встречается множество чудес: темные земли, огненные горы (т. е. вулканы), страна магии, Дом Ночи, огромный остров-гора, красное море. Они встречают странных и загадочных созданий: пигмеев, солнечных жителей с пряностями, древолюдей (одно из самых ранних упоминаний энтов), а также сарквинди – великанов-людоедов (огров).
Эарендил сражается с Унголиант (ранние варианты имени – «Унгвэлиантэ», «Вириломэ», Мракоткущая) и убивает ее. В «Сказании о Солнце и Луне» из «Книги Утраченных Сказаний» говорится, что Мелькор (ранний вариант имени – «Мелько») владел Севером, а Унголиант – Югом.

Вингилот относит к западу. Мореплаватели посещают таинственный Сумеречный остров. Волшебные острова «плывут» по Тенистым морям. Над самым западным мысом высилась бледная Жемчужная башня, в которой находилась Спящая, и гонг одного из членов команды – Сердечка – пробудил ее ото сна. Толкин сначала считал, что это Идриль, но затем отверг этот вариант. Есть и иная версия: спящим пленником Жемчужной Башни был посланник Тургона, который отправился в путешествие в старые времена, гонг Сердечка разбудил его, однако он все равно не мог покинуть Башню и предупредить кого-то о ее колдовстве.

Эарендил находит Тирион, «золотой город», но он оказывается пустым, заброшенным и оставленным эльфами. Мореход читает сказания и пророчества. Известно, что на стенах Тириона знаками-рисунками было изображено множество диковинных повестей, а на камне были начертаны или вырезаны руны великой красоты. Давным-давно Эарендил прочел там многие удивительные предания. Алмазная пыль, покрывающая улицы города, поднимается и оседает на его одеяниях, из-за чего те начинают ярко сверкать. Почему же Тирион оказался заброшенным? Высказывается предположение, что так случилось, потому что все эльфы ушли на войну. Выходит, что изо всех странников, которые отправились в Валинор, цели достиг только один, и тот слишком поздно… Что случилось бы, кроме Похода Эльфов в Средиземье, если бы Эарендил добрался до Тириона «вовремя», как того желал Ульмо? Этого мы уже, скорее всего, не узнаем никогда.

Эарендил решает отправиться домой и по пути встречает пустыни и алые чертоги, где живет Солнце.

Птицы Гондолина, горлицы и голуби, рассказывают эльфам Валинора о падении Гондолина и ужасной судьбе нолдор (ранее название – «гномы»). Воинство Запада отправляется в Средиземье. Тэлери (раннее название – «солосимпи») идут вместе со всеми на своих кораблях, но путешествуют по побережьям мира, так как не желают жить вдали от звуков моря, а также потому что нолдор убили их родичей в Альквалондэ. Есть некоторая вероятность, что Поход был совершен вопреки воле Валар или, по крайней мере, без их одобрения.

Эльвинг захватили в плен, однако, каким-то образом она освобождается из него. Есть несколько вариантов дальнейшей судьбы Эльвинг – по одной версии, она, не сумев вынести тоски, бросилась в море и утонула. По другой – она стала морской птицей (чайкой или лебедем).

Когда Эарендил возвращается в устье Сириона, он обнаруживает, что поселение лежит в руинах, разграблено и опустошено орками Мелькора (а не сынами Феанора, как в Сильмариллионе). Вместе с Воронвэ они отправляются к развалинам Гондолина и обнаруживают там жалкую людскую стоянку. Несколько нолдор ищут там самоцветы – остатки былого богатства. В поисках Эльвинг они отправляются к Ангбанду (старая версия названия – «Ангаманди»), опустевшему после поражения Мелькора, но никого там не находят.

После Войны Гнева Эарендил отправляется жить на Тол-Эрэссэа вместе с эльфами, которые после битв с людьми не смогли вынести царящих в мире распрей.

Эарендил, скорбя, вместе с верным другом Воронвэ отправляется жить на Остров Морских Птиц в северных водах не слишком далеко от Фаласквиля, куда порой собираются птицы со всех морей. Мореход надеется, что Эльвинг, обращенная в птицу, когда-нибудь посетит этот остров, но она ищет его и плачет над берегами и обломками кораблей.

Проходит трижды семь лет, и он, состарившись, снова отправляется искать чертоги Мандоса (по одной версии, он делает это один, по другой – с Эльвинг, которая в образе чайки все же находит его на Острове Птиц). На этот раз он находит их, ибо лишь тем, кто много страдал, дано совершить сие. Туор отправляется в Валинор, судьба Идрили неизвестна. Иные рассказывают легенду о том, что Туор и Идриль по-прежнему плавают на «Лебяжьем Крыле», и на заре или в сумерках можно увидеть, как они плывут по ветру.

Эарендил достигает края мира и путешествует по океанам небес, чтобы обозреть землю. Но его преследует Кормчий Луны, «охотник за звездами», и ему приходится выйти за Врата Ночи в Стенах Бытия. По одной версии, после этого он не может вернуться в мир, потому что иначе он умрет, по другой – каждое полнолуние, когда Луна охотится за ним, он спускается в Валинор, по третьей - время от времени возвращается с небесной тверди вместе с Воронвэ в Тирион, чтобы узнать, зажглось ли вновь Волшебное Солнце, но Луна гонит его прочь.

Вместо резюме помещу сюда слова Кристофера Толкина, сына Професора:

«…Миф явлен в образах, которым суждено было сохраниться, но сами эти образы еще не «проговорены». Я уже указывал на интересное отсутствие намека на то, что именно Эарэндэль и его прошение привели помощь с запада; в равной степени нет указаний ни на то, что валар освятили его корабль и отправили его на небо , ни на то, что его свет исходил от Сильмариля. Тем не менее, уже присутствуют приход Эарэндэля в Кор (Тирион) и то, что Кор пуст, алмазная пыль на его обуви, превращение Эльвинг в морскую птицу, прохождение его корабля через Дверь Ночи, и решение о невозможности его возвращения на земли к востоку от Моря. Набег на Гавани Сириона появляется в ранних набросках, и предполагается, что это было дело рук Мэлько, а не Фэанорингов; также отплытие Туора, хотя и без Идриль, которую он оставил. Его корабль назывался «Алкварамэ», «Лебяжье Крыло». Впоследствии он получил имя «Эаррамэ», означавшее «Морское Крыло» (Сильмариллион, с. 245). Это имя сохранило форму, но не значение имени первого корабля Эарэндэля, «Эарамэ», «Орлиное Крыло».

© Моринаро Симпетар (Валерий Лесной), май 2019
Записан
Naitë! Cotumo hastanë ilya mi Eä!
Nó Eru equétië:
Umë ista Melcórë: Eä nauv' envinyanta
Ar piruva ulco yára máranna...