Вы меня приятно удивили,
Кумехтар. Умеете, значит, конструктивно и спокойно разговаривать, если захотите.
Вот все то, что вы перечислили, всё это.
Государство не может исправить внутреннюю частную жизнь в семьях. Оно, правда, пытается вмешиваться – отбирает детей, лишает родителей родительских прав, вводит законы и так далее... не всегда, правда, удачно, и иногда – лучше бы уж оно ничего не делало.
Но все исправить не под силу никакому государству. Тут все зависит от людей, от каждого из нас – от того, насколько добросовестно мы делаем свое небольшое дело.
А кроме того, оно может дать учителям в руки хоть какой-то механизм воздействия на нерадивых учеников и родителей. Нынче же ситуация такова: ученики не учатся потому, что считают это ненужным, и никакой управы на них по сути нет.
Только личный авторитет учителя, и всё. Родители не выполняют своих обязанностей потому, что никакой управы на них тоже нет. Мне вспоминаются, например, характеристики, звонки на работу родителям по поводу детей, общественное мнение тех лет. Я понимаю, всё это уже в прошлом, но вот лично мне кажется, что именно в безнаказанности корень этой проблемы. А государство тут, как бы, имеет основной голос.
Я, видите, сама училась в школе, где не было ни характеристик, ни звонков на работу – ничего подобного. Из всех мер воздействия на родителей мне вспоминаются только редкие родительские собрания, и ну – оценки и замечания в дневнике.
Даже к директору родителей почти не вызывали – крайне редко. Правда, на мой взгляд, с оценками иногда зверствовали
, но ведь это и родителям и ученикам – кому как.
Так что нас вообще никто особо не заставлял учиться, при том, что школа была по уровню подготовки сильной и сложной, а дети обычными – по месту жительства, из разных семей.
И что удивительно – все учились, кто сам не тянул – обращался за помощью к более сильным, и все это – без особых внешних принудительных мер воздействия. И все поступали, процентов 30 – в средние, процентов 70 – в высшие учебные заведения, что после моей школы было совсем не сложно.
Нет, мы тоже бегали с уроков, иногда срывали занятия, хулиганили и все такое... но у нас ни к кому по этому поводу учителя не обращались, все внутренние проблемы решали сами и вправляли нам мозги тоже сами – без помощи родителей.
А недалеко была школа, где уровень беспредела был просто зашкаливающим, там поджигали кабинеты, били окна, курили и приносили в школу водку, на уроках – материли учителей и тд.
А у нас – нет. У нас не матерился в школе никто, курить и пить никому и в голову не приходило, даже маргинальным обитателям задних парт.
А дети – одни те же, мы были соседями, можно сказать. Почему?
В то время мне было невозможно в этом разобраться. Даже удивляться в голову не приходило – не до этого в бурной школьной жизни.
Просто – принимала как данность.
Поинтересовалась позже. Все наши учителя, включая директора, оказались заслуженными учителями РСФСР - они выбрали обычную среднестатистическую школу и постепенно создали свой собственный коллектив, где им комфортно бы было работать.
Сейчас, имея опыт преподавания, я понимаю, что они сумели создать в школе такую атмосферу, что исписанные, например, стены в туалетах были нонсенсом. Исцарапанные и изрисованные парты – тоже. То же касается драк (небольшие стычки были, конечно), пьянства и прочего. У нас везде было – красиво и чисто, к уборке часто привлекали и нас, и мы не были против.
Они сумели привить нам любовь к образованию и знаниям совершенно ненасильственными методами, без помощи родителей. При том, что профилирующими были физика и математика – предметы, которые сделать привлекательными для детей исключительно трудно.
Как они с нами управлялись – я до сих пор не понимаю. Без звонков на работу родителей – сами. В школе никто на нас никогда в жизни не то что не орал – голос редко кто повышал. Если мы переходили границу на переменах – нам делали замечание строгим, но совершенно спокойным тоном, и нам становилось стыдно. И мы – любили свою школу, нам там было уютно и комфортно, ее любили даже самые отстающие. Мы гордились ее интеллигентностью и красотой. Мы любили и уважали своих учителей, спокойно вели себя на уроках, учились и соблюдали школьные правила. На спортивных соревнованиях в других школах на предложение отмочить что-нибудь этакое мы отвечали – у нас не принято.
И вот вопрос - как же наш преподавательский коллектив этого добился?
Сейчас, вспоминая, скажу так – мы за внешней строгостью учителей всегда чувствовали их заботу о нас и беспокойство за наше будущее. Это они мотивировали нас правильно – так что мы сами выбирали учиться дальше, семьи далеко не всегда в этом участвовали.
Так что – не знаю. По мне – насилие ничего не даст... а вот повышать уровень преподавательского состава, престиж профессии, и ну хоть зарплаты сделать побольше – это, думаю, было бы правильно.
Зачем я все это написала? Да – сказать им еще раз спасибо.
Дело тут даже не в дисциплине, имхо. Я видел много разных попыток, и среди них были даже успешные, когда учителя добивались на своих уроках абсолютной тишины, и всё такое. Были попытки заинтересовать учеников чем-то, были попытки всякие. Так вот, даже если ученики ведут себя тише некуда, это всё равно не меняет того факта, что знания в ученической среде утратили свой престиж. Учиться нынче не модно, а модно, не учившись, не прилагая усилий, добыть корочку.
Я никогда не ставила себе целью добиться тишины и дисциплины на уроках. Это позже получилось самом собой, как бесплатное приложение к их заинтересованности и активности.
А что немодно стало учиться – а что, было когда-то модно? В моей школе мы все внешне бравировали тем, что пофиг нам эта учеба, что мы – не ботаны, и дались они нам эти домашние задания.
Спишу где-нибудь на переменке.
Но на самом деле – все учились, все закончили и поступили.
Не бывает так, что детям совсем ничего не интересно, просто внешнее детское часто диктует некоторую линию поведения, которая с сутью не имеет ничего общего. Сейчас вот дети Вам призн
аются, что им интересно на уроках. Тут все зависит от того, насколько глубоко учитель понимает детей и умеет делать свое дело, не принимая всерьез их внешнюю браваду.
Конечно, если он легко ведется на детские провокации, теряя на этом время и нервы – то ему будет сложно. Тут бы помогло, я думаю, более глубокое изучение детской психологии в ВУЗах или хотя бы память о том, каким сам был в их возрасте.
У нас, вот, в университете, предпринимается попытка преподать студентам материалы в виде вебинара. Знаете на чем споткнулись? На том, что студенты отказываются воспринимать этот материал, поскольку рядом нет преподавателя и их никто не заставляет это делать. Вот! Вот в чем корень всех зол! Да, они сидят тихо. Да, они не мешают. Но они же и не слушают.
Подумаешь беда – я тоже спала на лекциях или читала книжку. Да мало ли чем можно заняться на лекции.
Не стоит так трагически относится к тому, что в универах традиционно всегда все учат в последнюю ночь перед экзаменом.
Наши преподаватели бывают в европейских вузах. В Польше, например. Они туда попадают и диву даются: там студенты сами выспрашивают у преподавателей непонятные моменты, сами ходят на пары, сами учат. Не потому, что кто-то там их заставляет, или просит, или тому подобное, а потому, что они хотят это знать. Они говорят, что раз они платят деньги за знания, то они хотят их у преподавателя взять. Как в магазине: я вам плачу, а вы давайте мне высококачественный товар. У нас же этого нет и в помине. И в этом наша беда. А дисциплина - это да, проблема, но по сравнению с указанной мною, не такая большая.
И что? Я знаю другое – студенты, заинтересованные в своей профессии или набираются опыта на параллельной с учебой работе, как было со мной, и таких было немало, или читают много литературы по своему профилю – да, иногда игнорируя знания не по теме.
И отличные специалисты получались – было бы не так, не охотились бы Штаты за русскими спецами, которые тоже когда-то в студенчестве были приличными раздолбаями.
Могут. И делают это. Но далеко не со всеми учителями. Я встречал учителей, которые дают высококлассные материалы, ведут высокоморальный образ жизни, и всё такое, но почему-то абсолютно не вызывают уважения у учеников. Почему-то. И напротив - встречался мне один моральный урод на должности математика, который абсолютно не умел преподавать, но вызывал у учеников уважение. А почему? А потому, что на его уроках ученики вместо математики разгадывали кроссворды из газеты "Артмозаика". Как видите, я склонен предполагать, что уважение учеников к учителю обратно пропорционально сложности его требований к ученикам, а это, что ни говори, странная ситуация, и странное уважение.
На одном примере? Высококлассных материалов и высокоморального образа жизни мало, чтобы вызвать уважение учеников, не находите? Нужно еще как бы понимать и любить их.
И это правда. Хотя эта ситуация мне и не нравится тем, что мотивация получается только к одному данному предмету, а к остальным - нет. Хотелось бы, конечно, сделать такое ко всей школе целиком.
Да – это было бы идеально. Так и было у нас. Но для этого и нужен спаянный и высокопрофессиональный педсостав.
Очень правильная методика, которая, к сожалению, не работает на химии, физике-математике, иностранных языках. По крайней мере, в моей школе не работала.
Знаете, что удивительно? В моей школе профилирующими были физика и математика – предметы сухие и скучные, а мы любили эти предметы и учителей, которые нам их преподавали. Наши легко поступали на мехмат, физфаки – без особой подготовки. Как учителя этого добивались – я не объясню, так как сама позже преподавала не математику, но, видимо, это возможно.
Насчет языка – позвольте не согласиться. Я иногда замещала заболевшую англичанку и поверьте, язык – один из наиболее живых и увлекательных предметов для детей, если к этому правильно подойти. Именно на этих уроках можно воплотить все, что угодно – от обычных диалогов или песен до постановок из сказок, мультов, сцен из книг или фильмов. Чтения, конечно, никто не отменял – но и его можно сделать нудным, а можно – увлекательным.
Про независимость мышления услышал. Если учесть все факторы влияния на ребенка, то это не только трудно, а и опасно. Физически опасно, самому ученику. Хотя - это было так в 90-е, может сейчас уже травля индивидуалистов и не практикуется?
Вот это да! Что значит опасно? Это вообще-то – необходимая норма развития взрослеющей личности.
Хотя нет, практикуется. Позавчера по телеку говорили, что у нас где-то рядом парень повесился из-за травли. Второй уже в этой школе. Опасное это занятие, независимость. Хотя и очень нужное, да... Вместе с умением говорить, нынче у нас нужно воспитывать умение молчать. Вы же понимаете о чем я?..
Я не была в этой школе, поэтому мне трудно судить – о чем Вы. В нашей школе прививали умение самостоятельно мыслить, и никто, представьте, из-за этого не повесился.
А чего бы мне не понять? Сам в такой же деревне живу. Я вот тоже диплом техвуза имею. Вовремя вы туда приехали, похоже. Жаль только, что вы только одна такая, и на все глухие деревни вас не хватит.
Мы отработали методику – дальнейшее от меня не зависит. Я понимаю, что всем не поможешь... это-то и мучает.
Уна,Дарна,Дари,Аэвон может у ,Вас,есть подсказки для простых смертных родителёв(нуу ,...тех что без педобразования)?
Тут Вам уже ответили,
Митрандил. Я могу добавить одно – общее развитие и образование не одно и то же. Ребенок с общим высоким развитием и учиться будет успешнее. А зависит общее развитие от того, как много вы с детьми общаетесь, разговариваете, рассказываете, объясняете, читаете или смотрите. Мой совет – избегайте посадить ребенка перед телевизором за просмотром американских мультов и забыть о нем.