Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Скандинавкие альвы и эльдар. Вопрос дефиниций и соседства эльдар со скандинавами  (Прочитано 11259 раз)

Морна

  • Гость

Я решила выделить альвийскому вопросу отдельную тему. Началось все с вопроса Малкаштара :
Воспоминания у большинства по Толкину.
По скандинавской версии - эльфы живут в Альвхейме. Но за три года, я ни разу не видел постов про то, что кто-то помнит Альвхейм. Зато про Валинор многие говорят.

Что известно об эльдар, которых описал Толкин? Они довольно высокие (в среднем выше людей), субтильные, носят длинные волосы, но растительность на теле выражена очень слабо,  борода  могла начать расти только у довольно старых эльдар  (а по книгам таких известно всего трое). Эльдар умелые в разных ремеслах и искусствах. Из троих основных народов (линдар, ваниар и нолдор) только последние описываются как обладатели в какой-то степени холерического темперамента (но по отношению к ним задействован и эпитет "мудрые", что уже о чем-то говорит). Эльдар носят относительно качественную и удобную одежду, и украшения, особенно на праздники, им не чужды.

Что можно выделить об альвах?
Я придерживаюсь версии, что альвы - это не эльфы. Главный источник о них - Старшая Эдда, в Младшей они упоминаются тоже, но последняя носит влияние христианства, поэтому я больше люблю Старшую.
О светлых альвах известно, что они умелые кузнецы и ювелиры, а еще что довольно воинственный народ . У них нет заостренных или листовидных ушей  (об этом нигде в Эддах не упоминается), и они носят бороды (а у эльфов тех, кто отрастил бороду, можно пересчитать по пальцам). Из племени светлых альвов вышел скандинавский бог Велунд - покровитель кузнецов.
Темные альвы (не цверги, это отдельный народ) носят шкуры зверей и вооружены каменными топорами (ага, представьте таких эльфов-эльдар   ).
В целом, альвы - народ  интересный, который до сих пор проживает в своем мире (по моим убеждениям), но с эльфами у них не особо много общего, разве что созвучные названия, из-за которых потом и пошла путаница в переводах .
Разумеется, это только моя версия, есть те, кто верят, что альвы - это эльфы.
Я склоняюсь к тому, что эльфы и Туата де Даннан имеют намного больше общего.

Из общих черт можно выделить разве что высокий рост (я о нем забыла упомянуть выше), искусность в ремеслах и ювелирном деле, а еще , возможно, есть параллель между воинственным характером альвов и неким "огоньком" у нолдор. Правда, тут есть нюанс: нолдор описываются как обладатели в основном темных волос, а светлые альвы - наоборот.
С темными альвами я же лично не нахожу никаких общих черт.

Мои мысли по поводу возможности соседства эльдар и древних скандинавов :


Ко мне только что пришла мысль: вы только представьте эльфов-эльдар, столкнувшихся с суровым скандинавским менталитетом того времени. Туда входят и практика грабежей, и понятие волчьих законов "кто сильнее - тот и прав", и рабовладение (скандинавы порой набирали себе рабочую силу во время набегов), и... много чего еще. Остается вспомнить и некоторые ритуалы, которые со стороны кажутся очень жуткими, и человеческие жертвоприношения.
Если что, я очень уважаю и отчасти понимаю культуру древних скандинавов, и не могу их осуждать.. но. Вряд ли их способ жизни и традиции вызвали у эльдар желание поселиться рядом.
Какую бы реакцию вызвали эльдар у древних скандинавов? Мы то народ хотя и отчасти вспыльчивый, и защитись себя умеем, но воинственными по человеческим меркам нас назвать сложно, а это уже могло быть расценено признаком слабости. И добавить то, что наши мужчины в основном выглядят хрупкими и субтильными по сравнению с суровыми человеческими воинами, что, опять же, не добавляет уважения (конечно, я тут не говорю о нашем потенциале как воинов, только оценка по внешнему виду).
Так что вряд ли эльдар  и древние скандинавы были соседями.

Вопрос: а был ли мальчик могут ли альвы быть эльдар или же это отдельный волшебный народ?
 
« Последнее редактирование: 04 Июня 2017, 12:58:10 от Морна »
Записан

Витаэль

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 906
  • Через тернии - к звёздам!
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Цитировать
http://www.dopotopa.com/elfy_v_mifologii_i_istorii__tsivilizatsia_elfov.html
http://www.dopotopa.com/plemja_bogini_danu_-_elfy_volshebnoy_strany.html

Автор сайта, на который даны ссылки, проделал колоссальную работу, собрал множество информации, фотографий и картинок, думаю, он заслуживает внимания. Читайте, делайте свои выводы, потом можно будет обсудить интересующие пункты.
Записан
Estrella entre las Estrellas

Ракса

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 201
  • эльф, кроме прочего
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Вопрос: а был ли мальчик могут ли альвы быть эльдар или же это отдельный волшебный народ?
Я помниться уже писала (но в той теме провели масштабную уборку, так что даже сама найти не могу) что раса эльфов не была однородна.
Светлые и лесные - это как раз те кого мы собственно и привыкли называть эльфами (альвы).
С темными несколько сложнее. Они на каком то этапе разделились и в последствии сильно отличались друг от друга. И генетически, и физиологически, и социально.
Вот для их общества "волчьи законы" с рабовладением и т.п. были вполне приемлемы, а во многом и определяющими.
У Толкина темные эльфы жили в мордере. Не следует путать с орками. Эти были териоморфами (оборотнями)
Записан
Даешь альтернативную историю, в которой не оспаривается существование эльфов, орков, троллей, гномов и прочих существ!!!

Морна

  • Гость

Читайте, делайте свои выводы
Я прочла и сделала выводы. Впрочем, тексты этого автора я видела давно.
Перед тем, как я опишу свои впечатления и мнение, я бы хотела спросить вас, какие выводы после прочтения сделали вы? И с чем вы согласны или не согласны?
И с чем вы согласны или не согласны в моем тексте?
Светлые и лесные - это как раз те кого мы собственно и привыкли называть эльфами (альвы).
С темными несколько сложнее.
Ракса, можно спросить? А есть ли у вас какие-то источники, на которые можно сослаться или которые носят хоть какие-то отголоски существования вашего распределения народов (или видов) эльфов?

Если мы будем рассматривать версию, что альвы - это эльфы, то остается открытым вопрос Малкаштара : почему, собственно, еще не встречались те, кто бы описывал Альфхейм, но зато много тех, кто вспоминает Валинор? Или все дело в том, какая книжка популярней?  :)
« Последнее редактирование: 06 Июня 2017, 08:28:48 от Морна »
Записан

Ракса

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 201
  • эльф, кроме прочего
    • Просмотр профиля
    • E-mail

отголоски существования вашего распределения народов
Ну отголоски то у Толкина. Светлые (высшие) и лесные достаточно развернуто описаны. А Моргот и Саурон тоже в общем то тоже были эльфами (по крайней мере вначале).
О прочих источниках во всеуслышание заявлять не хочу. Но если совсем интересно то могу в личку.

почему, собственно, еще не встречались те, кто бы описывал Альфхейм
Эта информация очень хорошо заблокирована. Не хотят ее нам давать, а почему не объясняют.
А книжки тут выступают в качестве тригера (выключателя), запускающего процесс "вспоминания"
Записан
Даешь альтернативную историю, в которой не оспаривается существование эльфов, орков, троллей, гномов и прочих существ!!!

Витаэль

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 906
  • Через тернии - к звёздам!
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Читайте, делайте свои выводы
Я прочла и сделала выводы. Впрочем, тексты этого автора я видела давно.
Перед тем, как я опишу свои впечатления и мнение, я бы хотела спросить вас, какие выводы после прочтения сделали вы? И с чем вы согласны или не согласны?
И с чем вы согласны или не согласны в моем тексте?
Однозначный вывод - что эльфами называют древнюю расу жившую до людей, одновременно с людьми, и сейчас живущую среди людей. С остальными выводами спешить не буду. Ссылки на сайт я дала для помощи в исследованиях.
Вы высказываете мысль, что эльфы врядли бы поселились рядом со скандинавами, с этим я не соглашусь, внешность обманчива и эльфы могли за себя постоять. Распространено мнение, что "альвы" - это шведский вариант названия эльфов.
Записан
Estrella entre las Estrellas

Малкаштар

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля

А Моргот и Саурон тоже в общем то тоже были эльфами (по крайней мере вначале).

Они же были Айнур. Я думал что Айнур ближе к языческим богам, чем эльфам.
Записан

Морна

  • Гость

А Моргот и Саурон тоже в общем то тоже были эльфами
По Толкину Моргот был Валой, а Саурон относился к майар , изначально считался майа Ауле, но потом переметнулся к Мелькору. Но эльдар они явно не были.

Они же были Айнур. Я думал что Айнур ближе к языческим богам, чем эльфам.
Кажется, это до вхождения в мир все подобные сущности назывались айнур, а потом уже пошло разделение на валар и майар. Исправьте, если ошибаюсь. Но технически да, они ближе к образам языческих Богов. Есть версия, что Толкин брал прототипы для Валар частично из младших скандинавских богов Ванов и других богов различных языческих пантеонов.

Ну отголоски то у Толкина.
Но если вы опираетесь на Толкина, как источник, то у вас достаточно много несоответствий с каноном. Начиная с того, что его персонажи Моргот и Саурон вообще не были эльдар-квенди, заканчивая разновидностями народов квенди: там есть "калаквенди" - это те квенди, которые были в Валиноре и видели свет древ, есть "мориквенди" - тёмные квенди, темные потому что решили остаться в Средиземье, и , соответственно, света древ не видели, но они вовсе не "тёмные" в привычном понимании этого слова; а дальше там народы делились, ответвлялись, и было куча других, помимо лаиквенди, которых и называют лесными. Но у мориквенди не было ни рабства, ни человеческих жертвоприношений, ни прочих вещей подобного рода.
Напишите о других источниках мне в лс, мне интересно.

Эта информация очень хорошо заблокирована.
Но Валинор-Аман некоторые сородичи то описывают. По сути, тоже "бессмертные земли", сакральное в неком эльфячем роде место. Почему одно "блочат", а второе - нет?

этим я не соглашусь, внешность обманчива и эльфы могли за себя постоять
В моем посте было не только о внешности , если посмотреть внимательней. Я делала упор именно на разницу менталитетов и культур. Абзац выше был посвящен традициям древних скандинавов. Представления о части из них довольно легко найти. Например, казнь "кровавый орёл" или откуда пришла снегурочка и обычай украшать ёлку на Новый год (и также, чем изначально "украшали" дерево :)) ). А это только маленький кусочек.

Распространено мнение, что "альвы" - это шведский вариант названия эльфов.
В первую очередь, альвы - это существа из скандинавского пантеона. А вот эльфы ли они - по этому поводу есть достаточно теорий, в т.ч. и о путанице при переводах из-за похожего звучания.

http://www.dopotopa.com/elfy_v_mifologii_i_istorii__tsivilizatsia_elfov.html
http://www.dopotopa.com/plemja_bogini_danu_-_elfy_volshebnoy_strany.html
Я прочла и сделала выводы. Впрочем, тексты этого автора я видела давно.
Как и обещала, напишу выводы о трудах того автора.
Во-первых, насколько я поняла, он не историк и не мифолог, т.е. пишет работы явно не по своему профилю. Дальше у него идет винигрет. Начиная с того, что в языческих религиях нет прямого понятия "добра" и "зла" (т.е. ошибочно называть светлых альвов - добрыми, а тёмных - злыми), что тёмные альвы - это не цверги, а отдельный народ : в Эдде упоминаются и цверги, и тёмные альвы, и они - разные народы, первые - карлики, а о вторых было в моем главном посте (т.е. автор не смог нормально изучить источник, на который он пытался опираться при написании работы); заканчивая тем, что он натягивает сову на глобус и смешивает существ из разных пантеонов. Если я еще могу понять, почему рядом могут писать и сравнивать  культуры Ирландии и Скандинавии (последняя имела влияние на культуру первой, ровно как и на культуру славян) , то почему туда приплетается Индия - я не знаю . Есть такое явление, попробую выразиться поточнее, что вот если Зевс обладает некоторыми функциями и качествами в пантеоне Древней Греции, то не факт, что подобными качествами будет обладать Тор из скандинавского пантеона или Перун из славянского , хотя все они имеют общую черту и роль - они громовержцы.
Точно так же глупо совать всех волшебных существ в одну корзину, потому что они: а) красивы, б) бессмертны, в) колдуны.
В общем, не советую я работы этого автора, как что-то, претендующее на научность и серьезность. Лучше изучать первоисточники, на которые он пытается ссылаться (Скандинавские и Ирландские саги).

« Последнее редактирование: 06 Июня 2017, 17:33:55 от Морна »
Записан

Морна

  • Гость

назывался ли Валинор из воспоминаний Валинором
Ну, некоторые наши сородичи утверждают, что названия были точно такими же. Т.е. Валинор был Валинором, и т.д.
На деле же просто предлагаю взять труды Толкина с описанием Валинора и его обитателей (калаквенди, майар и Валар) и взять Старшую и Младшую Эдды, а потом это все прочесть, и сравнить, похож ли Валинор на Альфхейм, а альвы - на калаквенди. И насколько похоже все это или не похоже, и в чем идут отличия, а в чем - общие черты.
Записан

Ромашка Нит

  • Друг форума
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2386
    • Просмотр профиля
    • зоологический форум
    • E-mail

Елена Александровна Сафрон, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры скандинавских языков филологического факультета Петрозаводского государственного университета.

«Образ эльфа в скандинавской фольклорно-мифологической традиции» (Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2013, Ноябрь, № 7, Т. 2).

Эльф – один из самых романтических образов современной массовой культуры, всегда окруженный ореолом таинственности. Несмотря на высокую популярность, отечественное литературоведение никогда не уделяло этой фигуре достаточного внимания, быть может, в силу того, что образ эльфа не имеет корней в славянской мифологии. На сегодняшний день в научной среде принято напрямую связывать эльфов с альвами германо-скандинавской традиции [8], [13; 6]. В данной статье проводится анализ эльфов только с позиции скандинавской традиции. Мифология кельтов нами не затрагивается.

Цель статьи – сделать шаг от мифологии к фольклору и подробно проанализировать генезис образа эльфа через призму сказок и преданий Северных стран.

Анализ образа эльфа в фольклоре вызывает определенные сложности по двум причинам: этимологическая неоднозначность термина и функциональная схожесть с другими низшими духами (так, в эпоху Средневековья в категорию «эльф» попадали и гномы, и тролли, и феи, и саламандры) [8].

Как утверждает Е. Хельквист, автор шведского этимологического словаря, шведский альв (alf – слово, заимствованное из исландского языка, означает ‘мара, злой дух’) относится к категории низших божеств [13; 6]. По мнению же М. И. Стеблин-Каменского [6; 10] и А. Холла, исландское слово aelfe нельзя приравнивать к скандинавскому alf по той причине, что в силу долгой изоляции исландская литература является самобытным явлением, где скандинавские проекции были бы неуместны [12]. С нашей точки зрения, такое утверждение носит ради кальный характер, так как нельзя отрицать тот факт, что именно викинги населили Исландию, принеся с собой скандинавскую мифологию, которая впоследствии и легла в основу исландской литературы.

Некоторые исследователи замечают, что в тексте Старшей Эдды альвы упоминаются в одном ряду с асами и ванами [9], [15], то есть относятся к категории божеств:

Священную землю
вижу лежащей
близ асов и альвов [5; 84].
Ведь ты не из асов
И не из альвов,
Не ванов ты сын [5; 98].

Однако сложность в том, что различные поэмы Эдды конструируют разные системы языческого пантеона: так , в «Поездке Скирнира» Фрейр занимает трон вседержителя Одина [5; 94], а альвы описываются как отдельная самостоятельная раса [5; 147], существующая сепаратно от асов и ванов. Обращаясь к текстам о ранних норвежских королях, Т. Ганнелл находит информацию о том , что Альфхеймр – не некий мифический край, но земля, контролируемая шведами, находящаяся к юго-востоку от современного Осло и к северу от Гётеборга , между реками Готаяльвен (Gotälven) и Глома (Glåma). В этой области было найдено множество артефактов бронзового века , в том числе наскальные рисунки, связанные с темой плодородия, а также так называемые älvkvarnar – чаши, выдолбленные в скале и используемые для жертвоприношений, упомянутых в сагах. В качестве примера можно назвать Сагу Кормака Йоргмурдансона, где есть упоминание о кровавой жертве, которую нужно было принести альвам для излечения от ран, полученных в бою. По мнению Т. Ганнелла, этот ритуал является примером проявления древнего мышления, в рамках которого имеет место активное поклонение и жертвоприношение альву как божеству [11]. Тем не менее вопрос о наличии у расы альвов реальных исторических корней остается дискуссионным. Наша же цель – проследить процесс формирования эльфа как персонажа устного народного творчества, где альв выступает в качестве возможного прототипа.

Как замечает С. А. Токарев, деление альвов (ljósálfr и døkkálfr) [8] на светлых и темных определило аналогичную классификацию эль-фов. Той же позиции придерживается и А. Холл [9], видя в этом феномене влияние Младшей Эдды Снорри Стурлусона [1]. Однако описание døkkálfr или svatralfr совпадает с описаниями гномов (dverg, dvärg). Так, в поэме «Язык поэзии» Тор требует, чтобы Локи сделал для его жены золотые волосы, для чего Локи отправляется в Свартальфрхейм (Svartálfaheimr), чтобы гномы (черные альвы , карлы в переводе О. А. Смирницкого) помогли ему [1; 127]. В свою очередь, светлые эльфы предположительно созданы под влиянием образов ангелов, описанных в Луцидариусе (Elucidarius) – своеобразной энциклопедии народных христианских верований, переведенной на исландский язык примерно в 1200 году [12]. Образ светлого эльфа предстает перед нами в шведской сказке «Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка»: «Глянул на нее стражник, и показалось ему, будто она и не человек вовсе, будто старушка – из добрых эльфов» [7; 58].

С течением времени на образ эльфа стали накладываться образы иных низших божеств. По словам Т. Ганелла, в начале XII века исландская литературная традиция четко различала альфов и духов стихий, однако влияние церкви и мода на французские переводные романы привели к тому, что эльфов стали смешивать с исландскими landvættir (англ. land wights) – духами – охранителями природы, вера в которых была так популярна среди жителей Севера [11]. В XIII веке альфов в Исландии стали ассоциировать с духами гор (Сага Кормака Йогмурдансона (исл. Kormáks saga)) [7; 58]. Именно такое понимание образа эльфа мы встречаем в шведской сказке «Три волшебных листочка», в которой старушка-эльфийка рассказывает, что она живет в горе, и жалуется, что коровы топчут склоны, под которыми живет ее племя, и мешают ему [7; 59–60].

Датский писатель XVII века Торфеус ссылается на легенды и поверья, в которых эльфы не только имеют много общего со смертными, но и вступают с ними в половые отношения [2; 64]. Тайная любовь простой смертной и эльфа (аульва) приобретает трагический характер в исландской сказке «Аульв и крестьянская девушка». Регулярные встречи на лугу привели к рождению ребенка, однако отец девушки выдает ее замуж за другого. Герои с самого начала предчувствуют беду: «…встреча эта к добру не приведет и горя нам не миновать. Однако будь что будет» [4; 235]. Тем не менее крестьянка покорно выходит замуж за сосватанного отцом жениха, только просит перед свадьбой поклясться никогда без ее ведома не брать на зиму работников. Однажды ее муж нарушает обещание, пожалев аульва с маленьким сыном, который под видом человека пришел устраиваться в его дом на работу. Встреча аульва и крестьянки оказывается роковой – они умирают от любви, а безутешный вдовец усыновляет мальчика.

Начиная с XVII века в странах Скандинавии закрепляется представление об эльфах как о крошечных беззаботных существах, водящих хороводы в лунные ночи. Согласно датскому поверью, тот, кто был рожден в воскресенье, может утром увидеть примятые круги на траве на том месте, где танцевали эльфы. Своим же фаворитам из числа смертных эльфы дарят чудесную книгу, в которой можно прочитать будущее [2; 65].

Миниатюрные размеры эльфов, изображенных в шведской сказке «Пастушок и король эльфов» [3], также позволяют сделать предположение о том, что текст получил распространение не ранее XVII века: «…под деревом пара хрустальных башмачков стоит, каждый с наперсток величиной», «навстречу ему мальчик попадается – маленький-премаленький, ростом с былинку», «малюсенькая красная шапочка лежит. Величиной шапочка с горошину» [3]. В тексте эльфы выполняют роль волшебного помощника, однако делают это не по собственной воле, а в качестве обмена добрыми услугами. Сказку можно условно разделить на две части. Первая часть – это детство Лассе, когда он пасет стадо в лесу и находит забытые эльфами предметы: хрустальные башмачки, красную шапочку принцеcсы эльфов и серебряный колокольчик короля. Мальчик возвращает потерянные вещи только с условием, что в будущем эльфийский король поможет ему осуществить заветное желание. Вторая часть повествует уже о взрослом пастухе, который мечтает жениться на эльфийской принцессе, и эльфы, связанные обещанием, вынуждены ему помогать.

Шведский епископ Олаус Магнус (1490–1557) в «Истории северных народов» предостерегал своих соотечественников от контактов с эльфийским народом – подземными жителями, стремящимися принести людям вред [16]. Так, «Баллада о сэре Олафе», первый список которой относится к 1670-м годам, повествует о печальной участи тех, кому случается повстречаться с эльфами:

Herr Olof rider för berge,
finner en dans med älver…
Älvekungens dotter räckte hand från sig:
Kom hit, herr Olof, tråd dans med mig!

Сэр Олоф скакал средь холмов
И увидел, как танцуют эльфы…
Дочь короля эльфов протянула руку:
Иди сюда, сэр Олаф, потанцуй со мной!
(перевод наш. – Е. С.) [11].

Рыцарь отказывается, мотивируя это тем, что завтра у него свадьба и его ожидает невеста. Тогда принцесса эльфов проклинает его, и на следующее утро он умирает от неизвестной болезни.

Чтобы уберечься от болезней, которые, согласно поверьям, насылались эльфами, на территории южной Швеции крестьяне даже носили специальные серебряные амулеты – «кресты эльфов» (ellakors (älvkors)) [2; 65].

Датские поверья наделяют образ эльфа еще большей отрицательной коннотацией, демонизируя его. В данной ситуации речь идет именно о представительницах женского пола, отличающихся от эльфов-мужчин тем, что имеют только одну половину тела: спереди это прекрасные женщины, а сзади вместо тела видно только некое темное пятно. Эти половинчатые существа представляют для людей серьезную опасность: очарованный человек, подходивший близко к эльфе, падал замертво, отравленный ее ядовитым дыханием [2; 65].

Мотив эльфа, несущего угрозу, является ведущим и в исландской сказке «Хильдур – королева аульвов», в которой заколдованная повелительница таинственных жителей холмов была повинна в том, что «на том хуторе пастухи не доживали до старости – в первый день рождества их находили в постели мертвыми» [4; 239– 241]. Однако в тексте постоянно делается акцент на том, что аульв губит людей не сознательно, но из-за проклятия своей свекрови («с тех пор я стала рабыней земного царства и мне всегда сопутствовало зло» [4; 241]). Аналогичная ситуация и в сказке «Аульв и крестьянская девушка»: героиня умирает из-за роковой любви, но не по причине злого умысла представителя подземного народа [4; 235–236]. В «Аульве Ульвхильдур» гостья из иного мира старательно работает на хуторе у крестьянина, с удовольствием помогает смертным [4; 237–238].

В сказке « Аульвы и Хельга крестьянская дочка» эльфы выполняют роль судей: богато одаривают Хельгу, давшую в Рождество еду ребенку из их племени, и убивают мать девушки, не только не накормившую мальчика-аульва, но и сломавшую ему руку. Именно аульвы меняют судьбу девушки, награждая ее не только драгоценностями, но и удачей, в то время как собственные родители оставляют ее одну на Рождество, прекрасно зная, что именно в этот день каждый год на их хуторе совершается убийство: «…младшую они недолюбливали. <…> За нее они не боялись» [4; 242].

Как видим, наличие у исландских эльфов / ульвов сверхъестественных способностей не делает их враждебными по отношению к человеку. Более того, частотным мотивом в сказках этой страны является мотив помощи чудесному существу и освобождения его от проклятия со стороны простого смертного, что мы можем наблюдать на примере текстов «Хильдур – королева аульвов» и «Аульва Ульвхильдур».

Подводя итог вышесказанному, мы можем предположить, что процесс формирования фольклорного образа эльфа проходил в несколько этапов: изначально эльф схож с германо-скандинавскими альвами – расой, наделенной божественными характеристиками. В XVI–XVII веках эльф изменился до неузнаваемости: уменьшился в размерах, стал представлять для людей смертельную опасность. В то же время наблюдалась функциональная неразличимость эльфов, фей, гномов и других фантастических существ. Сегодняшний образ эльфа, по сути дела, переживает период возрождения, снова во многом переняв черты мифологического альва эпохи Старшей Эдды, однако этот процесс был бы невозможен без влияния культурных событий XX века: трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», где представлены во многом романтизированные образы сверхъестественных полубожественных существ, хранителей вселенского порядка и справедливости, а также компьютерных игр в жанре фэнтези. Таким образом, мы предполагаем, что именно современная культура вернула образ эльфа к его историческим истокам.

Список литературы:

1.  Младшая Эдда / Под ред. М. И. Стеблин-Каменского. Л.: Наука, 1970. 254 с.
2.  Орлов М. А. Духи народных сказаний // История сношения человека с дьяволом. Репр. изд. М.: Республика, 1992. 352 с.
3.  Пастушок и король эльфов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://s-skazka.org.ua/index.php?id=sweden&sk=4
4.  Скандинавские сказки: Пер. с дат., швед., норвеж., исл. М.: Худож. лит., 1982. 318 c.
5.  Старшая Эдда: Эпос / Пер. с исл. А. Корсуна. СПб.: Азбука-классика, 2001. 464 с.
6.  Стеблин - Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука, 1984. 246 с.
7.  Три волшебных листочка: Скандинавские народные сказки / Пер. и обработка Л. Брауде. Петрозаводск: Карелия, 1986. 174 с.
8.  Токарев С. А. Эльфы // Мифы народов мира: В 2 т. М.: Рос. энциклопедия, 1997. Т. 2. С. 661.
9.  D a v i d s o n H. R. Ellis Myths and Symbols in Pagan Europe: Early Scandinavian and Celtic Religions. Syracuse University Press, 1988. 268 p.
10.  E k b o h r n С. M. Alfkors // Förklaringar over 100,000 främmande ord och namn m. m. I svenska språket tillika med deras härledning och uttal Stockholm: Albert Bonniers förlag, 1936. S. 49. Available at: http://runeberg.org/ekbohrn/
11.  G u n n e l l T. How Elvish Were The Álfar? // The Thirteenth International Saga Conference: Durham and York, 6th–12th Au-gust, 2006. Available at: http://web.archive.org/web/20080926165408/http:/www.dur.ac.uk/medieval.www/sagaconf/gunnell. htm
12.  H a l l A. T. P. The Meanings of Elf and Elves in Medieval England. Chapter 2: An Old Norse Context. Available at: http://www. alarichall.org.uk/ahphd2.pdf
13.  H e l l q u i s t E. Alf // Svensk etymologisk ordbok. Lund: C. W. K. Gleerups förlag. Berlingska boktryckeriet, 1922. 1284 s.
14.  “Herr Olof och älvorna”. Available at: http://www.evatoller.se/translation/H/mixed/herrolofochaelvorna.pdf
15.  S t r ö m F. Nordisk hedendom: Tro og sed i forkristen tid Göteborg: Esselte studium (Akademiförl.), 1985. 265 s.
16.  Svenska älvor / Red. R. Svensson. Available at: http://www.ungafakta.se/naturvasen/alvor/svenska/svenska_alvor.asp
Записан

Суд

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 792
    • Просмотр профиля
    • E-mail

А Моргот и Саурон тоже в общем то тоже были эльфами (по крайней мере вначале).
Блин, а мужики-то не знают. (с)
Записан

Ракса

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 201
  • эльф, кроме прочего
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Начиная с того, что его персонажи Моргот и Саурон вообще не были эльдар-квенди, заканчивая разновидностями народов квенди: там есть "калаквенди" - это те квенди, которые были в Валиноре и видели свет древ, есть "мориквенди" - тёмные квенди,
А разве я говорила что иное?
Хотя здесь так сказать перепутан конец и начало. Эльдар ушли в Аман именно потому что приспособиться к жизни в средиземье не смогли, а сорее не захотели. Ведь для этого требовалось подстраивать генетику под окружающую среду.

Аман же это другое измерение нашего мира (связанного с ним неразрывно), более подходящего их самоощущениям.

Причем хочу заметить что описанный Толкином конфликт носил локальный характер. В прочих местах компактного проживания сосуществовали относительно мирно.
А относительно рабства, это можно называть как угодно в зависимости от менталитета и культурной традиции. Кастовая система в Индии, и такая светлая идея как расовая (читай генетическая) чистота, которую продвигали "истинные" арийцы.

Но Валинор-Аман некоторые сородичи то описывают. По сути, тоже "бессмертные земли", сакральное в неком эльфячем роде место.
Во-первых потому что вспоминают то гибриды, не сохранившие полной "генетической библиотеки" (ДНК) и требуется масса усилий чтобы через перекрестные ссылки эти знания добыть.
Во-вторых также накладывает свой отпечаток мировоззрение. Вы же не будете отрицать что культурологически мы несем отпечаток христианской традиции. Для буддиста/индуиста вспоминать прошлые жизни вполне естественно. Как говориться сложно, но если знать как то возможно.
И проблема остается только в количестве времени и усилий.

Если разум готов, информация придет.

Как и обещала, напишу выводы о трудах того автора.
Предлагаю посмотреть на данную проблему вот с этой стороны (http://old.redstar.ru/2009/08/12_08/3_05.html#top).
Я то читала в начале этот источник, на Колтыпина наткнулась в самом конце.

Начиная с того, что в языческих религиях нет прямого понятия "добра" и "зла"
Вот об этом то не следует забывать никогда. Эльфам в принципе были чужды человеческие нравственные категории.
Имея иную генетику, они естественно и думают "не по человечески"
Записан
Даешь альтернативную историю, в которой не оспаривается существование эльфов, орков, троллей, гномов и прочих существ!!!

Ракса

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 201
  • эльф, кроме прочего
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Ромашка Нит великолепное исследование. Браво!

Можно несколько коментариев.

Заострю ваше внимание на названиях народностей Сваны и Аварацы.

А относительно этого
представительницах женского пола, отличающихся от эльфов-мужчин тем, что имеют только одну половину тела: спереди это прекрасные женщины, а сзади вместо тела видно только некое темное пятно. Эти половинчатые существа представляют для людей серьезную опасность: очарованный человек, подходивший близко к эльфе, падал замертво, отравленный ее ядовитым дыханием
скажу, что темное пятно сзади тела это (по моему) прикрытые "маской" крылья. Доводилось видеть такую особь. Да и Колтыпин пишет что жрицы, одной из которых была принцесса Укока, могли обращаться в грифонов (оттуда и крылья).
О подобных существах упоминал и Арсеньев - люди шуби.

Насчет серьезной опасности для людей в принципе верно.
Дело в том что жидкости организма (например слюна) содержат нейротропное вещество способное вызвать (в зависимости от эмоционального состояния этого существа) у человека либо эйфорию (влюбленность), либо сильнейшую паническую атаку, вплоть до летального исхода.
Это мне довелось наблюдать своими глазами (хотя в тот раз все обошлось благополучно, приступ удалось снять). 
Записан
Даешь альтернативную историю, в которой не оспаривается существование эльфов, орков, троллей, гномов и прочих существ!!!

Морна

  • Гость

Ромашка Нит, спасибо за статью, было весьма интересно, и список литературы годный.
Только вот фишка в том, что автор статьи сразу опирается только на скандинавкие легенды, и альва берет как возможный прототип эльфа.

На сегодняшний день в научной среде принято напрямую связывать эльфов с альвами германо-скандинавской традиции [8], [13; 6]. В данной статье проводится анализ эльфов только с позиции скандинавской традиции.

Вот я как раз на основе наших представлений об образе квенди-эльдар или народах, которых мы помним, хочу отойти от подобного утверждения. Впрочем, оно - одна из версий, и не является единственным. Чтобы отойти, я и начала сравнивать информацию о скандинавских альвах и эльдар Толкина. Собственно, мои выводы и результаты сравнения находятся выше.

исландское слово aelfe нельзя приравнивать к скандинавскому alf
С этим вот согласна, хотя автор исследования не особо. Там уже получается, что существо   aelfe приобрело самобытные характеристики , расходящиеся с образом alf.

Некоторые исследователи замечают, что в тексте Старшей Эдды альвы упоминаются в одном ряду с асами и ванами
Учитывая то, что из их племени вышел бог Велунд, то некоторых из них скандинавы явно почитали сродни богам (того же самого Велунда).

Обращаясь к текстам о ранних норвежских королях, Т. Ганнелл находит информацию о том , что Альфхеймр – не некий мифический край, но земля, контролируемая шведами, находящаяся к юго-востоку от современного Осло и к северу от Гётеборга
Такое могло быть вполне. Почему бы и не назвать определенную территорию созвучно или похоже на звучание мифологического мира/края и т.д.

В качестве примера можно назвать Сагу Кормака Йоргмурдансона, где есть упоминание о кровавой жертве, которую нужно было принести альвам для излечения от ран, полученных в бою.
Почему бы и нет. У скандинавов практиковались различного рода кровавые жертвоприношения.
Другое дело, что это мало созвучно образам эльдар Толкина, я бы сказала, очень не созвучно.

Однако описание døkkálfr или svatralfr совпадает с описаниями гномов (dverg, dvärg).
Да не совсем. Это два отдельных народа, живущих "по соседству". Но тёмные альвы - отнюдь не карлики. Впрочем, это довольно частое явление, когда их путают или считают одним и тем же народом, я уже об этом писала несколько раз выше.

В общем, дальше все тоже очень интересно для "почитать", но разбирать по сути смысла не имеет, т.к. просто показана эволюция образа определенного мифологического существа (альва), когда в процессе различных заимствований и контактов с другими культурами и религиями (нап. христианством), а также формировании в некоторых отдаленных областях собственного фольклора, изначальный образ смешивается с образами других мифических существ, и в итоге получается нечто такое, что весьма отдалилось от оригинала.
Я же пытаюсь брать и сравнивать изначальный образ альвов (без такой вот "мутации" ) с образом эльдар-квенди из произведений Толкина .
« Последнее редактирование: 08 Июня 2017, 10:52:45 от Морна »
Записан

Морна

  • Гость

А разве я говорила что иное?
Так вы же сказали , что Моргот и Саурон - эльдар. А они как бы не эльдар.

А относительно рабства, это можно называть как угодно в зависимости от менталитета и культурной традиции. Кастовая система в Индии, и такая светлая идея как расовая (читай генетическая) чистота, которую продвигали "истинные" арийцы.
Да не было у мориквенди и такого. Чтобы понять уклад общества всех квенди у Толкина (если вы опираетесь на его труды), советую ознакомиться с "Законы и обычаи эльдар", он там достаточно информативно описывает устройство общества в том числе.

Во-вторых также накладывает свой отпечаток мировоззрение. Вы же не будете отрицать что культурологически мы несем отпечаток христианской традиции.
Как бы несем, но не стоит забывать, что у нас свобода вероисповедания, и бывают не только христианские семьи, воспитывающие детей согласно своим традициям. Так что не согласна, что отпечаток христианской традиции несут на себе вотпрямфсе.

Для буддиста/индуиста вспоминать прошлые жизни вполне естественно.
Если они и она была - были. Я не думаю, что на самом деле у каждого обязательно была хотя бы одна прошлая жизнь. И что жизней было много. Мне кажется , что наличие прошлых жизней больше 1-2 - это уже своего рода редкость.

Предлагаю посмотреть на данную проблему вот с этой стороны (http://old.redstar.ru/2009/08/12_08/3_05.html#top).
даже разбирать это сейчас не хочу, иначе мой мозг вытечет через ухи .  Может, потом как-нибудь..

Вот об этом то не следует забывать никогда. Эльфам в принципе были чужды человеческие нравственные категории.
Но. Язычество - это относится к людям. А в разных странах и в разные периоды были совершенно разные понятия нравственных категорий.
« Последнее редактирование: 08 Июня 2017, 11:07:26 от Морна »
Записан