Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Театр  (Прочитано 3998 раз)

Eruann

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
  • Melmeanye... Ar coileanye.
    • Просмотр профиля
Театр
« : 26 Февраль 2011, 19:05:06 »

Как и обещал, открываю тему о театре.
Честно говоря, понятия не имею что тут писать, потому что, как говорит наш режиссер, театральной теории очень много. Она вся умещается примерно в 40 минут:) А для усвоения ее иногда не хватает жизни...

Начну с теории, а потом посмотрим) Если кому-то будет вообще интересна эта тема, то можно и на примерах потом расписывать.

Для начала нужно разобрасться что же такое театр. Для этого следует посмотреть поглубже в само явление. Явление театра представляется зрителям через актеров. Театр без актера не существует. Театр может существовать без режиссера, без декораций, без костюмов, кулис и сцены, но без актера - это что угодно, но не театр.

Кто же такой актер? Что же это за проффесия такая?
Какая главная задача для актера? На этот вопрос чаще всего отвечают "играть". Ответ неверный. Потом говорят "выстраивать образы" - тоже неверно. Часто народ доходит до того, что говорит что-то вроде "актер должен говорить и интонировать текст". Бред)
Все гораздо проще. Само строение слова, которое обозначает эту проффесию довольно простое, по шаблону "писатель", "кузнец", "программист". Какая главная задача писателя? Писать. Кузнеца - ковать, программиста - программировать.
Задача актера -  Действовать.
От слова Акт.
Без действия нет спектакля. Актер движется - это физическое действие, актер говорит - словесное действие, думает - психическое.
 Получается, театр не существует без актера, а актер не имеет смысла без действия. Что значит- театр - это действо, создаваемое актерами. Предельно просто.
Ок, а что такое действие?)
Действие
- это единственный психовизический процесс, который направлен к определенной цели, через преодоление препятствий.
Советую осмыслить это определение)
Кроме действия в театре важную роль играет событие, так как оно предшествует любому действию.
Событие - это факт, который изменячет психофизическое состояние и/или намерения.
В этом определении, кстати, не все так просто. Будет ли для Юстаса событием, если у него перед носом упадет кирпич с крыши? Да, потому что он испугается. А будет ли для него событием, если тот самый кирпич упадет с той же самой криши, но когда Юстас этого не увидел? Нет, его психофизическое состояние и намерения остались нетронутыми.
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2011, 19:08:35 от Eruann »
Записан
Coilean. Lastean. Tirean.

Eruann

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
  • Melmeanye... Ar coileanye.
    • Просмотр профиля
Re: Театр
« Ответ #1 : 26 Февраль 2011, 19:26:18 »

Задача актера определена, но как же ее осуществить?
Для этого существуют три принципа актерского мастерства. Тоже вещи довольно примитивные:) На первый взгляд.
1) Вижу что дано, отношусь - как задано. Если мне сказали, что простое кресло - это великолепный королевский трон, то отношение к этому предмету должно быть соответствующее.
2) Смотреть и Видеть, слушать и Слышать. Мой любимый постулат) во время спектакля нам часто приходится прислушиватся или приглядыватся к определенным вещам - например слушать как журчит ручей или смотреть вдаль пустыни. Так вот - не нужно делать вид, что смотришь, нужно смотреть.
3) Действие  происходит здесь, сегодня, сейчас. Когда мы на сцене, мы должны помнить, что наш персонаж, в отличии от нас не знает сценария пьесы. Соответственно наша реакция должна быть такая, какая бы была, если бы мы не знали что произойдет. Из этого выходит слудующий блок теории.
Реакция актера. Очередность.
1) Взгляд
2) Оценка
3) Осмысливание
4) Действие

Часто бывает так, что актер не проходит все четыре стадии. Это называется 1-4 (взгляд-действие) или "заготовка".

Ладно, хватит уже пока теории:)) Если кому-то это интересно - жду рефлексии:)
Записан
Coilean. Lastean. Tirean.

Лаикалассэ Аикалиндо

  • Страж
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1925
  • Злобный Феаноринг
    • Просмотр профиля
    • LJ
    • E-mail
Re: Театр
« Ответ #2 : 27 Февраль 2011, 11:20:01 »

Мне интересно, потому что на РИ не раз сталкивался со всем перечисленным на практике. Да и с точки зрения психологии, актерское мастерство  очень познавательно.
Тем более, что я подумывал пойти на курсы актерского мастерства, но то не нашел, то нет времени, а тут такая тема.... Автор, пишите ещё
Записан
Против Ветра!
Форма жизни типа эльф. (с)

AewGlan

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 236
    • ICQ клиент - 255505845
    • Просмотр профиля
    • li.ru
Re: Театр
« Ответ #3 : 27 Февраль 2011, 12:56:23 »

Присоединяюсь к Лаикалассэ.
Записан
"Всё, сказанное мною в течение этого вечера, включая и данное высказывание, является ложью и только ложью" (Умберто Эко, "Маятник Фуко")

Eruann

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
  • Melmeanye... Ar coileanye.
    • Просмотр профиля
Re: Театр
« Ответ #4 : 27 Февраль 2011, 15:55:57 »

Окей, сегодня вечером продолжу:) Если есть какие-то пожелания, могу расписывать более  конкретно.
Записан
Coilean. Lastean. Tirean.

Eruann

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
  • Melmeanye... Ar coileanye.
    • Просмотр профиля
Re: Театр
« Ответ #5 : 27 Февраль 2011, 19:17:32 »

Так-с. Мы разобрались в некоторых засадах актерского мастерства. Прочитать, понять и даже осознать их нетрудно. Но как же научится ими пользоватся?
Для этого существует комплекс упражнений, который называется психофизический тренинг. Главные три вещи, которыми необходимо научится пользоватся актеру, чтобы освоить на практике актерские постулаты, это
внимание
воображение
фантазия

Психофизический тренинг направлен на развитие этих трех свойств. Кроме того, он развивает пластику, укрепляет организм физически, ведь актеру разные вещи на сцене приходится делать. Также, в тренинг входят разнообразные дыхательные и артикуляционные упражнения.

Пройдусь попорядку. Каждый тренинг начинается с разминки. Правильная физическая разминкаподготавливает ум к дальнейшей работе ну и конечно разогревает все тело. Кроме того, почти все упражнения в разминке делаются на скороговорки, что очень благотворно влияет на дикцию, артикуляцию и на дыхание. Не буду тут описывать всю разминку, только скажу, что она не должна быть очень слабенькой, но разогреть абсолютно все мускулы тела. У нас разминка, в среднем, занимает около часа-полтора.
После физической разминки можно занятся упражнениями на внимание. Приведу несколько упражнений.

Существует три главных круга внимания. Это большой круг - туда входит територия, которую мы можем охватить с птичьего полета, средний круг - это все, что мы може увидеть невооруженным взглядом вокруг себя. И малый - это мы сами, то чтоо происходит внутри нас. Актер часто должен переключатся с одного круга на другой, при этом не обращая внимания на остальные, а иногда удерживать несколько кругов внимания. Есть отличный комплекс упражнений на круги внимания.
Сначала мы сосредотачиваемся на большом круге внимания. Если мы находимся в помещении - то это другие комнати помещения, улица, соседние дома. Нужно закрыть глаза и вслушатся в звуки, которые звучат в большом кругу внимания. При этом не обращая внимания на то, что происходит вокруг нас. На это дается примерно минута. Нужно отследить как можно больше звуков и как-можно четче. К примеру, если голоса - то  какие - мужские, женские, детские, сколько, кто к кому говорил, шаги - куда направлены. Для этого можно включать немножко воображения, представлять что могло бы издать именно такой звук.
После прошествия минуты, внимание переключается с большого круга на средний. Тоже самое - отслеживаем все звуки вокруг. - кто-то кашлянул, заерзал, гудят лампы, идут часы, скрип половиц.... Если упражнение делается в круге, то по прошествии двух минут, каждый рассказывает что он услышал, то есть что происходило в кругах за то время.Иногда людям удается услышать необыкновенно сложные вещи) Для упрощения можно сначала минуту на большом круге, поговорить про него, а затем минуту на среднем - и тоже обсудить.
Потом малый круг. Одно из любимых упражнений у нас в театре) Выполнять его нужно только после разминки, когда все мускулы прочувствованы и ими проще управлять. Нужно взять стул. Обыкновенный деревянный советский стул, с четырьмя перекладинами. Что надо сделать? Пролезть под ним не сдвинув его ни на милиметр. Поначалу это задание всем кажется сумасшествием, но это далеко не так. Наше тело устроено таким обрразом, что мы можем пролезть в отверстие, куда пролазит наша голова.
Главное в этом упражнении - не спешить. Нужно расслабится, прочувствовать каждый мускул, вжатся в пол. Выбрать самую удобную позу для того чтоб аккуратно просочится. Самые сложные места - плечи и бедра. Тут, опять таки надо не спешить. Расслабляя по очереди каждый мускул, просачиваясь по милиметру, вы в конце концов пролезете и получите огромное моральное удовольствие))
У нас если мы сдвигаем стульчик во время пролезания, упражнение начинается с самого начала.
Записан
Coilean. Lastean. Tirean.

Aevon_maeth

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2401
  • Форма жизни типа эльф
    • Просмотр профиля
Re: Театр
« Ответ #6 : 19 Май 2011, 00:54:23 »

Эх... перестал Эруанн нас инфой подкармливать... А жаль...

Попробую его повеселить.
Из Бормора (http://bormor.livejournal.com/683167.html)
Цитировать
Ни для кого не секрет, что весь мир - театр, а люди в нём актёры. Шекспир разболтал об этом уже всему свету. И как все мы знаем, нет маленьких ролей, бывают лишь плохие актёры. НО! Ведь мы же, опять же, знаем, что актёров нельзя делить на хороших и плохих, это неполиткорректно. Все актёры равны! У каждого есть право на Монолог. Но что делать, если не каждому дано его осилить?
Элементарно: давайте сделаем его попроще. Чтобы справиться мог любой. И никому не будет обидно.

КУШАТЬ ПОДАНО!

Сцена. На сцене - старый граф. Он в строгом полувоенном сюртуке, лицо мрачное, значительное и брюзгливое. Старый граф звонит в колокольчик, появляется Слуга.
Старый граф: Кушать подано?
Слуга (за кулисы): Кушать подано?
(из-за кулис): Кушать подано.
Слуга-Графу: Кушать подано.
Выражение недовольства на лице старого графа немного смягчается. Порядок восстановлен. Обед не запоздал. Устои дома не нарушены.
Старый граф (кивая сам себе): Кушать подано. (уходит за кулисы)
Слуга подходит к племяннику графа, который сидит в углу на диванчике и читает книгу в толстой обложке. Трогает его за плечо.
Слуга: Кушать. Подано.
Племянник поднимает голову. В его глазах ещё стоят книжные образы, взгляд рассеянный и блуждающий, в уголках губ неуверенная улыбка.
Племянник (переспрашивает удивлённо): Кушать? Подано?
Слуга (терпеливо, как ребёнку): Кушать. Подано.
Племянник (просияв): Кушать... (радостно улыбается во весь рот) подано.
Кажется, этот простой факт поразил его до чрезвычайности, показал некую доселе непонятную гармонию мира. Если кушать подано - значит, это кому-нибудь нужно!
Племянник (вскакивая, радостно воздев руки): Кушать!
(С возгласом "Подано!" исчезает за кулисами)
Слуга, ссутулившись и обмякнув, трёт пальцами виски и подходит к краю сцены. Смотрит в зрительный зал.
Слуга: Кушать подано... Кушать... подано... (вздыхает) Кушать подано. Кушать? (громко вопрошает он и сам себе отвечает) Подано! КУШАТЬ?! (вопит он, явно намекая на требовательный голос графа и отвечает, униженно согнув колени и глядя снизу вверх с рабской улыбочкой на лице) Подано! (расшаркивается перед кем-то невидимым, каждый раз низко кланяясь и выдавливая почтительную улыбку) Кушать подано, кушать подано, кушать...
Слуга замирает, поражённый какой-то мыслью.
Слуга: ПОДАНО! (пинает что-то невидимое ногой)
Некоторое время раздаёт в пространство пинки и зуботычины, нанося воображаемым обидчикам немалый моральный ущерб. Затем, осознав всю абсурдность ситуации, останавливается и печально качает головой. И вдруг, вспомнив, хлопает себя по лбу: "Кушать подано!" - и убегает за кулисы.
С другой стороны высовывается перекошенная злобной радостью рожа маркиза. Он явно замыслил что-то недоброе.
Маркиз (гадко хихикая): Кушать подано? Хе-хе-хе. Кушать? По-да-но! (потирает ручки и быстро прячется за портьеру)
Мимо проносятся две юные графские внучки, одна со смехом тянет за руку другую, поторапливая: "Кушать подано!"
Маркиз, высовываясь из-за портьер, смотрит им вслед и опять гадко хихикает.
Издалека доносится возмущённый рёв старого графа: Кушать подано?!! КУШАТЬ подано?!!
Граф, едва удерживаемый племянником и внучками, врывается на сцену. Перед ним, жалкий и трепещущий, пятится Слуга, граф наседает на него, потрясая в воздухе длинным ржавым гвоздём, на который налип мокрый лавровый листик.
Старый граф: Кушать подано? Кушать подано?!!! (Вырывается из рук своих родственников, валит Слугу на пол и вонзает гвоздь ему в сердце. Встаёт во весь рост и голосом судии провозглашает, как приговор, явно подразумевая "Вот тебе!") Кушать. Подано.
Внучки ахают и валятся без чувств. Старый граф с достоинством удаляется со сцены.
Племянник, словно не веря своим глазам, подходит к мёртвому слуге, наклоняется, замирает. Садится рядом на корточки, протягивает дрожащую руку, но так и не осмеливается коснуться. Смотрит на остывающий труп и повторяет, как заведённый: "Кушать... подано... кушать... подано..." Медленно поднимает взгляд и смотрит в зрительный зал. В его глазах рушится мир.
Гаснет свет.
Занавес.

P.S. В зал заглядывает буфетчик со словами: "Кушать подано"
Зал взревывает и, топоча и опрокидывая кресла, ломится в буфет (с)
Ну и если речь зашла о Шекспире, то попробуйте догадаться, что за пьесы "Укрощать землеройки" и "Деревушка"  :D
http://www.worldlingo.com/ma/enwiki/ru/Shakespeare%27s_plays
Записан
Спешиалли для любопытствующих
Я не имею аккаунтов фконтактегах, мордокниге, ЖЖ и прочих соцсетях и заводить их пока не собираюсь

УПД для особо упоротых персонажей, которым недостаточно вышеизложенного
У меня НЕТ аккаунтов в соцсетях, даже если это вам померещилось, и я не знаю, кто это развлекается

Eruann

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
  • Melmeanye... Ar coileanye.
    • Просмотр профиля
Re: Театр
« Ответ #7 : 23 Май 2011, 02:26:33 »

Ахахаха, "укрощение землеройки")))))
Леди Айвен, спасибо, повеселили ;D

Эх, да, завяз я что-то, никак времени не нахожу все подробно написать)
Но да раз уж тут, то напишу немного про этюды.

Этюды есть в любом виде исскуства. Это коротенькие зарисовки. В театре - небольшие короткие истории. Эти упражнения служат для развития внимания, воображения, фантазии, словом всего, что нужно для актера.
Самый важный вид актерских этюдов - это этюды с воображаемыми предметами в условиях вынушеного молчания. То есть говорить нельзя.
Как это выглядит?
Режиссер задает тему (для новичков все начинается с профессий), например "повар", дает 30 секунд ( но это только вначале, потом подготовки не будет) на обдумывание и актер начинает делать этюд. Его задача - показать повара так, чтобы люди, которые не знали бы темы поняли, что он повар. Оценивается этюд по нескольким параметрам - сюжет, общее поведение на сцене и работа с воображаемыми предметами. Последнее - самое геморойное))
Главная задача актера - увидеть то что он делает. Представить себе все окружающее его настолько четко, чтоб зрители увидели то что видит актер. Непростая задача. Не одну сотню этюдов нужно переделать для этого, и шлифовать, шлифовать, шлифовать. Важны самые мелкие детали - например расстегивание и застегивание пуговиц, соблюдение высоты стола, соблюдение пропорций предметов, которые держиш в руках и тд. Этому научится достаточно сложно. Но когда актер научится "видеть" - считайте большая половина его пути к профессиональному актерскому мастерству уже сделана. После этого ему не составит труда представить себе самые замысловатые предполагаемые обстоятельства и логически действовать в них. Это первый шаг к переживанию на сцене.
У нас в театр часто приходят люди, которые думают, что они уже "звезды", которые всем своим еством говорят "выпустите меня на сцену". В таких случаях режиссер выпускает их на сцену, зажигает весь возможный свет, и просит их... почистить воображаемым ножом воображаемую картошку. Или зажечь воображаемую спичку. Это оказывается настолько трудной задачей, что "звезды" сразу обламываются))
Есть еще несколько видов этюдов, уже посложнее.
Этюд "воодушевление невоодушевленного"
Задается предмет из неживой природы. Задача актера - показать мысли и чувства этого предмета, его отношение к своему предназначению и так далее. Веселые этюды)
Этюды на пристройку с воображаемыми предметами в условиях вынужденного молчания.
Мои самые нелюбимые этюды. Как они выглядят - есть пара актеров. По хлопку выходит сначала один и начинает что-то делать. Он задает историю, предполагаемые обстоятельства которой должны быть такими, чтоб когда по хлопку выйдет другой актер - им не нужно было или нельзя разговаривать, но нужно взаимодействовать. Самый распостраненный пример - муж возвращается поздно домой, жена работает, дети спят. Разговаривать нельзя - детей разбудят. Достаточно сложные этюды.
Ассоциативные этюды
Включают музыкально-шумовое сопровождение. На основе ассоциация от услышаного каждый выстраивает историю своего этюда и показывает. Главное условие - этюд не должен быть илюстративным. То есть - если в фонограмме слышно звук сиркающей спички - актер не должен зажигать воображаемую спичку на сцене. Он должен показать ассоциацию.

Еще много есть видов, но эти - самые главные.

Недавно еще столкнулся с этюдами на словесное действие. Простейший из них - задается тема - любой бред, например "как я был комаром" - и актер тут же начинает словесно импровизировать на эту тему. Можно нести любой бред, главная задача - удержать внимание зрителя) Следующая ступень - двое актеров вызываются, одному задается одна жизненная позиция, другому - противоположная. Например "за войну" и "против войны". Задача каждого актера из пары - заставить зал поверить именно его убеждению. Аргументировать можно историческими фактами, использовать любые актерские приспособления, вообщем практически все) Тоже довольно интересные этюды, раскрепощают. Потому что иногда актер очень хорошо владеет воображаемыми предметами, а когда приходится словесно импровизировать - то как грится "ни бе ни ме".

Еще одна задача этюдов - научить актера ощущению "тут и сейчас". Главное препятствие начинающего актера - это он сам, его мысли о том как он сейчас на сцене выглядит со стороны, правильно или плохо он делает. Чем больше он об этом думает - тем  хреновей у него получается. Состояние актера, когда он полностью перестает думать о себе со стороны, проникается предполагаемыми обстоятельствами и "видит" внутренним зрением всю окружающую его обстановку называется "включкой". Иногда актеры идут к включке по несколько лет. Но после нее актеру "жить становится намного легче и веселей")))

Если кому-то интересно, могу еще кое что рассказать про режисерский и актерский анализ пьесы и ее героев.
Записан
Coilean. Lastean. Tirean.

Анорениен

  • Пришедший
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 35
  • Свет надежды
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Театр
« Ответ #8 : 13 Апрель 2013, 10:13:33 »

Eruann, я была очень рада, увидев здесь тему о театре.
Я немного театрал, занимаюсь в коллективе, мы ставим спектакли и ездим на конкурсы. Сам по себе театр - моя мечта. (но из-за родителей она пока недосягаема  :-[ )
Просмотрев ваши лекции, поняла, что вот как раз я могу обращаться с неодушевленными предметами, а что до "как летает комар" у меня проблема.
Почерпнула много нового для себя, благодарю вас :)
Записан
Запах осени пряно-лиственный.
Мною впрок он набирается.
В душу самую пробирается
Запах осени пряно-лиственный.