Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Образы эльфов в русскоязычной литературе  (Прочитано 14943 раз)

Aryllen

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 745
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Образы эльфов в русскоязычной литературе
« Ответ #30 : 26 Февраля 2011, 23:34:49 »

Ну в литературе эльфы - это все-таки прежде всего образ). В художественном произведении автор может изображать не только то , что видит, но и то, что хочет или не хочет видеть). Это интересно).
Ну это да -на то существует фантазия и личностное видение .
Но было бы просто неплохо ,если бы оно более соотвествовало истине ,дабы не искажать истинный образ .Хотя каков он был на самом деле -знания об этом собираются по крупицам.(
Записан

Алке

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля
Re: Образы эльфов в русскоязычной литературе
« Ответ #31 : 12 Марта 2011, 14:38:19 »

III


Анастасия Парфенова «Танцующая с Ауте»

1.

Разные вариации гуманоидных эльфов представлены в захватывающих мирах фэнтези. В одном из них после генетических экспериментов появляется раса эль-ин. Представителей ее по некоторым сходствам с мифическими известными персонажами называют эльфами, хотя первые эльфы, исчезнувшие или ушедшие, тоже были в этом мире. Да, с эль-ин они имеют сходство, даже, несомненно, родство. Но есть и отличия. В сущности, и те, кого называют людьми, арры, не совсем люди.

2.

Эль-ин не понимают, что у них общего с эльфами. Арры, впрочем, могут объяснить это название: «Если приглядеться, то, действительно, ничего общего. Но когда сталкиваешься с эль-ин в первый раз, эльфы – первое, что приходит на ум (…). Прежде всего внешний вид. Высокие, изящные и гибкие существа, чужая грация, чужие жесты. Четко очерченные скулы. Огромные, на пол-лица миндалевидные глаза с вертикальными зрачками. Остроконечные уши. (…). Эль-ин способны бросить самое важное дело и – начать танцевать, или петь (…)». И все же арр отмечает, что название «эльф» не соответствует сути эль-ин.

Эль-ин, чья особенность мышления, по признанию главной героини романа, Антеи (эль-ин), больше напоминает функционирование сознания роя насекомых, чем сознания человека, как они мыслят? Или, для начала, как живут?  Антея рассказывает Целителю-арру об эль-ин: «Когда-то мои предки, как и Ваши, были людьми(…) Какое-то меньшинство, обладающее тем, что вы называете  «экстрасенсорные способности», и вынужденное бежать куда глаза глядят от своих… (…) В конце концов они нашли пристанище в месте, которое  мы теперь называем Небесами эль-онн. И Эволюция сошла с ума. Сейчас от предков у нас осталась только внешняя форма, жестко фиксированная в … Ну, это не гены, как вы их понимаете. Скорее, то самое коллективное бессознательное, которое вы считаете нашим Богом. Но оно выполняет ту же функцию. И хотя внешне мы почти люди, на самом деле ближе к амебам, чем к своим «предкам».

Огромные разноцветные крылья, состоящие из энергии, вырастают или прячутся по желанию владельца за спиной, подвижные остроконечные уши, безусловно, длиннее, чем человеческие. Ими эль-ин очень естественно выражать эмоции. Камень – имплантант – симбионт  во лбу. Когти вместо ногтей… Способность меняться для танцующих с Ауте. Да и сам танец – не совсем танец в понимании арров. Это танец с реальностью. Познавание неизвестного. Борьба, в основе которой – знание как итог, изменение Ауте в Эль. Изменение формы, физиологии и сознания эль-ин, если трансформация необходима для выживания. Например, «когда   эль-ин нужно что-нибудь съесть, они изменяют свой организм, чтобы принять новую органику. А люди (…) предпочитают изменять пищу, чтобы та соответствовала их организму».

Сен-образы обычнее, чем слова, при общении между эль-ин. И неудивительно: мать клана, напрямую связанная с Эль, высшим сознанием, всем, что не Ауте, в некотором роде (очень упрощенно) Богиней, в то же время объединяющей сознание всех эль-ин, живших и живущих, заключает частично в себе и сознание своих «детей». Каждый эль-ин – Личность. Упрямая, несговорчивая донельзя, но в то же время – часть Эль…Это проявляется и в связи с бессознательным каждого: как правило, эль-ин не видят снов в обычном понимании арров, а видят пророчества или проходят сеансы связи с «подсознанием».

Быстрое физическое восстановление  после ран – еще одна особенность танцующих. «Миледи, Вы ранены, - говорит дарай-князь эль-ин._ У Вас полностью уничтожена значительная часть нервной ткани, от головного мозга вообще мало что осталось. Вы сейчас по определению не можете ни думать, ни двигаться. Ни говорить. И уж тем более не можете жить». И, тем не менее, раненая Антея которая «по определению не может жить», выказывает более чем явные признаки жизни.

Подстраивание, а вернее, изменение собственного сознания под иное существо (но при этом оставаясь собой), дабы понять его, - обычное явление. Холодное размышление, всегда берущее под контроль эмоции, воспитывается с пеленок. А возможно, и заложено в …гены… нет, в коллективное бессознательное эль-ин. Они общаются эмпатически, им не нужна письменность (все знания заложены во всех и в каждом. И вне их. Все, что узнает один, узнают все). По сравнению с аррами очень хрупки, да и взрослеют гораздо медленнее. Тридцатилетняя Антея, по меркам эль-ин, всего лишь подросток (то же самое, что пятнадцать лет девочки-арра) с характерными  для детей некоторыми особенностями психологии …

3.

..На Эль-онн существует несколько генетических линий. Танцовщицами-воинами, изменяющимися, могут быть только девочки-подростки, 11-16 лет, вене. Затем их сознание теряет гибкость… Антея рассказывает, что «девочка до десяти лет проходит очень жесткий курс обучения (…) Отличный от того, который проходят мальчики: они самостоятельны уже к 13-14 годам. Личность женщины начинает развиваться только после пятнадцати лет, и лишь  к30…» достигает совершеннолетия. Вене – основное оружие против Ауте, но мало кто из них доживает до 17.

Антея принадлежит к линии Тея, девочки которой не утрачивают своих способностей, когда взрослеют. Живут же эль-ин очень долго, если только несчастья не ограничивают им физическое существование, причем мужчины живут много дольше, но при этом на эль-онн царствует матриархат…


4.

…Поэтому кажется, что на эль-онн существует непривычный для Эйхарона  уклад жизни. Это  выражается  не только в социальном устройстве эль-онн, но и в отношениях между мужчинами и женщинами эль-ин.

Мужчины являются консортами, причем у женщин их может быть несколько, помимо этого не считаются официальными (но считаются естественными, приличными и законными!) возможные параллельные связи как  женщин, так и мужчин. Однако все это объясняется лишь потребностями физиологии, а вот чувство имеет совершенно иное значение, находится совершенно на ином уровне, поэтому физическое вовсе не идентично Любви. Эль-ин действительно могут любить, причем испытывать это чувство не к одному, а к нескольким существам (иногда даже не обязательно эль-ин, это уж как судьба распорядится). Так, например, отец Антеи – дракон-метаморф, принятый в эль-ин (ставший эль-ин), сама Антея влюбляется в арра, который становится ее консортом, а позже и эль-ин, но  в любом случае, если чувство возникает, то оно не проходит со временем, а остается навсегда. Иногда даже после смерти одного эль-ин, любящий ее (его) не может жить тоже.

Эль-ин в этом  отличаются от арров, но не в способности чувствовать влечение к другому виду (Аррек, арр, влюбляется в Антею, эль-ин; а увлечения женщинами эль-ин достаточно распространены в Ойкумене). Само появление эль-ин (потомков людей и истинных эльфов) также говорит о возможности (не только физической) смешанных браков между разными видами…


5.

…Описание переживаний, мышления, взгляда на мир от первого лица – достаточно яркий способ изобразить нечеловеческое разумное существо.

В трилогии «Танцующая с Ауте» существование коллективного (и в то же время отдельной Личности, входящей в этот разум) разума необычно. Однако необычное – не обязательно для иных существ значит непонятное, чуждое. Ведь и аррам тоже знаком термин «коллективное бессознательное», например. Автор романа при создании образов опирается на труды К.Г.Юнга, и, обращаясь к ним, можно видеть родственные связи между эль-ин (потомками людей и истинных эльфов) и аррами (потомками людей, развивших свои экстрасенсорные способности с помощью генетических экспериментов). Вообще очень часто хочется назвать расу эль-ин расой, следующей путем развития  биологической науки, а расу арров – расой, следующей путем развития различных технологий (эль-ин меняют себя, причем естественным путем эволюции, арры – все окружающее и себя с помощью насильных изменений извне), но, по сути, при всех имеющихся различиях, при уверении персонажей в том, что между ними нет ничего общего, это самое общее  все же есть. Нефрит, арр-Видящая, помогает Антее «разгадать» сон-видение, присланный Эль (а после своей смерти Нефрит становится частью Эль, как и любой эль-ин); Аррек очень неплохо разбирается в мифологии, в образах, при понимании психологии не-арров. И это знание не исключение. Оба народа всего того, что касается коллективного бессознательного, достаточно близки. Только у эль-ин это изображается как коллективный разум и общение с Эль, а у арров сознание ограничено одной личностью, что отразилось на способах выражения агрессии, существующей и у тех, и у других, и не существовавшей у истинных эльфов (о чем будет говорится в другой части работы).

Несмотря на некоторые физиологические и внешние различия (при которых все же возможно наличие общего потомства), на различия в социальном плане, в структуре общества, отличия в психологии, и даже в мышлении достаточно минимальны при всей необычности их изображения в произведении.

Следует отметить, что  у эль-ин наличие биполярного взгляда на мир (поэтому, например,  они-то могут понять арров (и не только арров), а вот арры – эль-ин – не всегда) более распространено, хотя в некоторых случаях биполярность полностью теряется (Антея убивает свою племянницу и Нефрит в таком, «однополярном»,  состоянии разума, например), но и у арров подобная  (биполярность) особенность мышления возможна вполне (Нефрит, Аррек, Сергей). Интересен факт, что немногие представители других рас могут стать эль-ин, а вот эль-ин в полноценного арра не превращаются.

…С одной стороны, понятно вообще, что эль-ин в чем-то похожи на истинных эльфов, но весьма интересно, почему эта схожесть проглядывает и в аррах (сходство в цивилизации, как говорит Аррек). С другой стороны, те, кого арры ошибочно называют эльфами, чересчур много сохранили от предков-людей. Даже их долгая жизнь объяснима: Аррек, разыскивая способ спасти Антею от «смертности», говорит: «Вы должны быть детьми, должны вечно удивляться и вечно изменяться, чтобы сохранить себя. Когда ребенок окончательно и бесповоротно превращается  во взрослого, он умирает. Это, а не физиология, делает смертными людей и бессмертными эльфов(…)» (А.Парфенова «Танцующая с Ауте»).

А как же иначе? Многое зависит от влияния разума (сознания, бессознательного или подсознания). С его помощью можно умирать, жить, изменяться… Познавать Вселенную или забыть самого себя… и не случайно Аррек сравнивает людей и эль-ин, выявляя их сходство… сами арры (правда, уже посредством способностей, созданных экспериментами с генами) также обращаются к сознанию, чтобы изменить себя или внешний мир (наличие сен-щитов, левитация, способность к пирокинезу, способность перемещаться из Вероятности в Вероятность…) И появляется мысль, что эль-ин, - возможно, эльфы, но…частично…

6.

Одной из важнейших черт, как раскрывающих сходство арров и эль-ин, так и показывающих их различие, является агрессия. Она может проявляться как активно, так и пассивно. Пассивные способы агрессии более свойственны эль-ин: «Несмотря на тридцать пять лет холодно-ожесточенного сопротивления, ни одно восстание против эль-ин (а их, Ворон точно это знал, было немало) не только не достигло успеха, но даже не дошло до фазы действительно серьезного вооруженного противостояния. И не вызвало сколько-нибудь серьезных репрессий. Что поневоле заставляло задуматься, а действительно ли оливулцы своими мелкими выходками вредили властителям? Или же они снисходительно терпели детские шалости смертных, считая, что приносимая подданными польза превышает наносимый ими же вред… однако были вещи, в отношении которых терпение эльфов улетучивалось, точно по мановению волшебной палочки. (А.Парфенова «Обрекающие на жизнь»).

Пассивная агрессия проявляется и как политическое предложение, преподнесенное эль-ин аррам, от которого последние не могут  отказаться, но эль-ин получают в результате власть.

Вообще проявление персонажами агрессии в том или ином варианте определяет отношение читателя и автора к ним, дает им особую характеристику. В связи с этим можно выделить несколько основных типов действий эль-ин и арров, которые можно охарактеризовать как своего рода нападение:
1.   нападение ради причинения вреда без идейно оправдывающей опоры на действия «противника» (агрессия в «чистом» виде);
2.   получение власти как необходимость (агрессия активная или пассивная);
3.   нападение как способ отомстить;
4.   проявление защиты (активное или пассивное);
5.   жестокость (активная или пассивная).

Агрессия в «чистом» виде в общем-то проявляется и среди арров (эпидемия), и среди эль-ин (стремление убить в неадекватном состоянии) – при работе «однополярного» способа мышления. Однако последнее  - достаточно редко встречающееся явление, к тому же напоминающее болезнь, а не осознанные действия. Арры же действуют вполне осознанно. Среди пиратов, ристов, похищающих эльфиек и других арров для генетических опытов, - только представители «людей». «Эльфы» в подобном не участвуют. Причем Аррек утверждает, что «моральный облик у (арров и ристов (пиратов))  довольно близок, но ристы, по крайней мере, не стесняются это демонстрировать» (А.Парфенова «Расплетающие сновидения»).

Стремление к власти, пожалуй, можно назвать одним из основных действий персонажей в романе, тем более, что под это понятие, если смотреть в общем, так или иначе, подпадают и все остальные типы проявления агрессии. Поэтому здесь имеется в виду созидательно подтверждаемое персонажами стремление властвовать, не завуалированное или не объединяемое другими желаниями (причинами).

Впервые проявление подобной агрессии читатель наблюдает именно со стороны эль-ин. В обществе «эльфов» появляется оппозиция, сторонники которой считают, что власть является следующим шагом в эволюции крылатого народа. «Знать – значит властвовать», - говорят они. И познание Ауте часто используется как способ стать сильнее. Впрочем, Хранительница и ее сторонники не считают войну необходимой, поэтому оппозиция и завоевывает Эйхаррон сразу, а ждет, когда будет предъявлен более конструктивный способ решения проблемы. И, действительно, этот способ находится. Эль-ин добиваются власти и успешно ее сохраняют, но только пассивными (бескровными) способами. Если же некоторые представители эль-ин предлагают иное, то всегда находится способ не следовать предложенному, а добиться желаемого иным путем, хотя это вовсе не значит, что эль-ин не могут завоевать. Именно, что могут, но предпочитают поступать мудрее, а потом   получать больше. Пассивная власть в итоге оказывается сильнее. И страшнее.

Аррам же более свойственно активное проявление стремления к власти (Эйхарррон наполнен шпионами, здесь процветают интриги; обычный яд и новейшие технологии – все создано и используется с целью властвовать и защищать власть).

Именно арры уничтожают истинных эльфов, которых боятся, потому что их мудрость «недоступна пониманию», потому что они неизмеримо духовно выше людей и не потому,  что захватывают что-то и лишают кого-то свободы, а потому что созидают, не разрушая при этом вокруг ничего. И именно только истинные эльфы в романе не стремятся к власти. И погибают, не защищаясь. (Хотя, как и люди,  являются предками существующих эль-ин).

Защита – так же способ проявления агрессии. И свойственен он более эль-ин, чем какой-либо иной расе. Вынужденные бежать от своих, предки эль-ин развиваются от поколения к поколению так, что физиология их потомков сама теперь становится в любой миг оружием при необходимости. Они могут убить, защищаясь, создать живой дом, не  пускающий незваных гостей. Могут оставить на произвол судьбы эль-ин, попавших в неприятность по своей глупости, при этом не из-за жестокости, а потому, что любой эль-ин вполне сам может о себе позаботиться. Соблюдают ряд законов, которые способствуют выживанию и прямо противоположны агрессии: например, сохраняют жизнь Целителю-арру и даже принимают его в эль-онн как своего, если он этого хочет.

Защита эль-ин бывает и неосознанной, хотя и весьма жестокой с т.з. арров: «А у Ворона в глазах потемнело от излучаемого каждым жестом изысканнейшего презрения. Эль-ин редко утруждали себя блокировкой собственных эмоций, считая это просто глупым. На первый взгляд такая самонадеянность давала огромные преимущества мало-мальски талантливому эмпату. Вот они, сокровенные мысли противника: читай – не хочу. Но на практике тех, кто пытался слишком углубиться в хитросплетения эльфийской психики, ждали только растерянность и сумасшествие. И вот телепаты, привыкшие в дипломатических переворотах иметь скрытое преимущество перед любым противником, полностью теряли его и вынуждены были сосредотачиваться на глухой обороне собственного разума». (А. Парфенова «Обрекающие на жизнь»).

Отомщение как вид агрессии проявляется тоже (после Эпидемии Антея убивает арров, и это скорее не защита уже, вернее, не только защита, но и месть). Но, впрочем, чаще желания мстить сознательно подавляются и видоизменяются в нечто более конструктивное. И действенное.

Арры называют эль-ин жестокими, но жестокость эта не целенаправленная, хотя и не менее от этого опасная: «Тут вмешалось индиговое чудо, от общества которой так скоренько постаралась избавиться Злюка. Надо признать, я ее вполне понимала. Леди (даже мысленно я не могла называть спасенную иначе) действительно производила впечатление.
-Регент тор Дернул-Шеррн, я протестую против Ваших действий. Вся эта чушь со спасением, разумеется, очень мила, но кто дал Вам право вмешиваться в наши личные дела? Вы все испортили!
Ну вот, а я все думала, когда же кто-нибудь поднимет этот вопрос.
-Что именно испортила?
-Мое изучение этих существ! Племя диких корсаров – где еще удастся найти нечто подобное?
Н-да. Ведь действительно испортила ей серьезный проект. Пожалуй, можно было бы даже почувствовать себя виноватой. Если бы не синяки и кровоподтеки, украшавшие шоколадную кожу ее соседки по заключению». (А.Парфенова «Расплетающая сновидения»).

При чтении произведения создается впечатление, что поистине жестоки именно арры, а не эль-ин. Нефрит, арр, например, хотя и Видящая истину, но выступает против наказания пиратов, потому что их действия политически выгодны Эйхаррону. И она не понимает, почему эль-ин считают живыми изуродованных дараев, полуразумный корабль, «просто окончательно сломленных пленников». Именно Антея, эль-ин, не только спасает из плена дарай-леди, но и возвращает ей желание жить. Аррам же уже давно безразличны судьба их соплеменников…

Образ эль-ин сочетает в себе демонические черты: они метаморфы, им проще спать, повиснув вниз головой и завернувшись в крылья, как летучие мыши, у них есть клыки, напоминающие вампирьи, они могут пить кровь (хотя этот процесс вовсе не похож на способ питания классических вампиров: эль-ин не пьют кровь арров или себе подобных, чтобы поддержать себе жизнь, а могут пить кровь соплеменников при необходимости. Например, Антея  «отпаивает» своей кровью приемную дочь и Лигирллин – эль-ин, ставшую одушевленным мечом-метаморфом, чтобы те побыстрее восстановились. И, конечно, это не заканчивается ничьей смертью или неким «обращением». С помощью глотка крови эль-ин могут узнать физическое состояние других «эльфов» или получить иную информацию.  …При всей демоничности внешнего облика эль-ин, вероятно, восприняли что-то и от предков - истинных эльфов: их гуманоидный облик, напоминающий (за исключением демонических черт) облик истинных эльфов,  воспринимается ими как единственно естественный. Они не созидают так совершенно, как эльфы, но и не разрушают уже существующее, как принято у арров. Хотя им и свойственна агрессия, тяга к власти, жестокость, как и людям, пусть несколько в ином качестве, но свойственна…  А, возможно, продиктована необходимостью выживания. 

Продолжение далее
Записан

Алке

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля
Re: Образы эльфов в русскоязычной литературе
« Ответ #32 : 12 Марта 2011, 14:39:16 »

III


Анастасия Парфенова «Танцующая с Ауте»

7.

Образ эль-ин, как эльфов, безусловно, пересекается в романе с иными «нечеловеческими» персонажами, с которыми есть общие предки. D`ha`meo`el-in наиболее генетически близки к эль-ин. Демоны, или «темные», как их называют по-другому: «Демоны – бледное отражение лишь одного из смысловых уровней. Те, кто борются против Богини Эль. Падшие ангелы…Падшие эльфы. Бывшие эль-ин, отвергнувшие законы, по которым мы живем. Обитающие где-то в дебрях Ауте и время от времени устраивающие нам неприятности.» (А. Парфенова «Расплетающие сновидения»). Но при общем сходстве есть существенные отличия, делающие «темных эльфов» более далекими и от предков – истинных эльфов, и от предков – людей. В них есть что-то действительно демоническое. Они считают «светлых» деградирующими созданиями, не желающими меняться, достигать большего, бросая вызов всему. Они борются против Эль. Физически гуманоидный облик, считающийся у эль-ин естественным, вовсе не стабилен у «демонов», а ведь именно обликом прежде всего (если убрать крылья) схожи эль-ин с истинными эльфами. У d`ha`meo`el-in эльфийское начало, наверное, теряется вовсе, если у эль-ин оно еще хоть как-то проявляется.

Этот образ, вероятно, более подчеркивает возможность изменения изначального: созидание без разрушения – у эльфов; изменение, сочетаемое с агрессивной защитой – у эль-ин; постоянное изменение, не основанное на какой-либо стабильности -  у «демонов». А возможно, еще и легкая пародия на установившийся в литературе образ эльфов: «Темный Двор» и «Светлый Двор», о чем упоминает Антея.

Вообще произведение изобилует загадками. Например, до конца точно не ясно, кто же такие Древние? Они живут и среди «темных», и среди «светлых», по их законам, живут много больше, чем эль-ин, т.е. практически бессмертны. Они могут быть более агрессивными, чем сами эль-ин, или, напротив,  более мудрыми. И они не являются истинными эльфами. О самих истинных эльфах в трилогии практически не упоминается. Аррек, арр,  рассказывает: «Но хоть мы и не любим этого признавать, люди Земли были далеко не первыми разумными существами в Ойкумене. До нас были многие и многие другие. Но среди этих многих одни занимают особое место. Те, кто были так похожи  на нас, что в анналах сохранились записи о смешанных браках и даже о детях. Те, что имели цивилизацию, во многом схожую с нашей, по крайней мере в большей степени, чем цивилизация эль-ин. Те, чья история уходила на миллионы лет назад. Чья мудрость была совершенно недоступна нашему пониманию». (А, Парфенова «Танцующая с Ауте»)

8.


Роман–трилогия «Танцующая с Ауте» - это «попытка взглянуть на людей со стороны, с точки зрения «других» и «чужих». Или попытка показать взгляд с той стороны зеркала?»  (http://www.anteya-tor.net/biogr.html )


Да, пожалуй именно так. Трилогия А.Парфеновой – удивительный мир, напоминающий сон, зазеркалье, где переплетаются личное и коллективное бессознательное; мир, наполненный архетипами, в то же время отражающий и философию жизни, критический взгляд на общество. Словно во сне, события непредсказуемы, персонажи живут почти независимо от явных, сознательных желаний автора. Практически в романе можно выделить все архетипы, описанные в «Психологии бессознательного» К.Г. Юнга…


Вероятно поэтому книга так загадочна и увлекательна – ведь ничто так не завораживает, как «взгляд с той стороны зеркала»…

продолжение далее
Записан