Если верить, что душа эльфа после земной жизни проходит Чертоги Мандоса и возрождается в Амане, значит ли это, что душа начинает свой жизненный путь сначала? Или же эльф становится "самим собой", каким был до того как его душа покинула родной дом (если его дом - Валинор) и отравилась на Арду?
В этой статье говорится о том, что Мандос и Намо заботятся о душе эльфа, очищают ее от искажения, если это необходимо, а затем позволяют ей(душе) возродиться в новом теле, которое они создают заново использоя память Феа о своей настоящей Хроа:
Фэа приходит в Чертоги Мандоса
Поскольку эльфам назначено было не умирать до конца Арды, то смерть их является «мнимой». После ответа на призыв Мандоса, фэа некоторое время проводит в Чертогах в ожидании. Протяженность времени, которое они проводят в Ожидании, зависит частично от воли Намо Судии, владыки Мандоса, частично от их собственной воли. В течении этого времени происходит «очищение» души, исправление ее «искажения» и возвращение к естеству. Это «исцеление» фэа происходит как изнутри (с помощью сил самой фэа), так и извне (с помощью Мандоса и других Валар. Но «исцеление извне» происходит только по добровольному согласию самой фэа). «Все, кто приходит в Мандос, подвергаются суду их вины и невиновности в смерти своей и прочих делах и желаниях их телесной жизни; и Мандос определяет для каждого меру и сроки Ожидания. Но в таких случаях Приговор Мандоса не провозглашается в спешке; и даже самых провинившихся долго испытывают, можно ли их исцелить или исправить, ранее, чем выносится окончательный приговор. (Такой, как никогда не возвращаться в мир Живых.)» (с) «Законы и обычаи эльдар»
Добровольное покидание тела (самоубийство) считается «виной» и такие фэар дольше содержатся в Чертогах Мандоса (таким фэар могли и не разрешить воплотиться вновь, поскольку это считалось «искажением фэа»). Также оценивается мера злодеяний при жизни и чем больше эти злодеяния, тем дольше душа находится в Ожидании. Душа Фэанора будет содержатся в Мандосе до Конца Арды, ибо его судьбу будет решать Эру Илуватар. Ни одна душа не может покинуть Чертоги против воли Намо.
Умерший мог остаться в Чертогах Мандоса навсегда (до Конца Арды). Для этого были возможны две причины:
1) Личное желание Умершего. Такое решение приняла Мириэль (хотя потом изменила его) и Финвэ. Финрод считал, что такое решение примет его брат Аэгнор из-за несчастной любви к Андрет.
2) Приговор Мандоса вследствие великих злодеяний при жизни. (Предположительно, это случай Фэанора).
Через некоторое время фэа могла возродиться к новой жизни. Для этого, кроме желания самой фэа, требовалось согласие Намо и благословение Манвэ и Варды. С помощью памяти о теле, которую хранила фэа, Валар создавали новое тело, душа возвращалась в него, и таким образом появлялся Возрожденный (единственный случай, когда фэа вернулась в прежнее тело – это случай Мириэли. Но это исключение, поскольку тело Мириэли оставалось нетленным. Тела же других умерших разлагались и истлевали, таким образом, подобное возвращение было невозможно). Сами эльфы не могли вновь возродиться, используя только собственные силы. Все вновь возрожденные к жизни эльфы оставались в Амане.
«Другие остаются, по желанию или приказанию, феар развоплощенными, и могут лишь созерцать разворачивающуюся Историю Арды издали, не оказывая влияния на нее. Ибо таков приговор Мандоса - лишь те, кто принял жизнь снова, могут действовать в Арде или общаться с феар Живущих, даже с теми, которые некогда были им дороги» (с) Законы и обычаи эльдар.
Живые не могли общаться напрямую с душами в Мандосе, и общение это происходило только посредством Намо или других Валар. Единственная из живых, кому был дан доступ в Дом Вайрэ к ее гобеленам – это возрожденная Мириэль.
Еще два интересных факта о Возрожденных.
«а еще Возрожденные (как говорят) сильнее, и лучше владеют своим телом, и более стойки в горе. Но многие, без сомнения, умерев дважды, не желают возвращения.» (с) Законы и обычаи эльдар
«Воскресшее тело (по крайней мере, у эльфов) было в определенном смысле бестелесным. Но если оно могло при желании преодолевать материальные преграды, оно могло также и создавать их. Воскресшее тело можно потрогать. А если оно хочет, оно может просто ускользнуть - исчезнуть. Его положение в пространстве зависит от желания хозяина» (с) Примечания к «Атрабет Финрод ах Андрет»
В хрониках известны три Возрожденных эльфа – Мириэль, Финрод Фелагунд и Глорфиндель (случай Лутиэн я здесь не рассматриваю, ибо он исключителен со всех точек зрения. Стоит только отметить, что в выборе, предложенном Лутиэн Валар, упоминалось о возрождении в Валиноре). Из них лишь Глорфиндель вернулся в Средиземье для помощи в борьбе с Сауроном. Хотя возрождение других эльфов (поименованных или безымянных) и не отмечено, но ясно, что в Валиноре это было достаточно обычным делом. Так что, вероятнее всего, все любимые нами персонажи ныне живут в Валиноре, наслаждаясь покоем и счастьем (исключение составляют только Фэанор, Финвэ, и вероятно, Аэгнор.) Я, правда, несколько сомневаюсь и в возрождении сыновей Фэанора (пожалуй, кроме Маглора) и Маэглина с Эолом, но это только мое частное мнение (как раз по принципу – «совершение великого зла», а Маэдрос - еще и самоубийство). Кстати, интересно, что упоминание возрождения Финрода Фелагунда, по моему мнению, обусловлено не столько литературными требованиями (как в случаях с Мириэлью и Глорфинделем), сколько тем, что Профессор решил (это мое предположение) справедливо вознаградить Финрода за его заслуги и отметить его среди других эльфов. Хотя это упоминание все же играет свою литературную роль в повествовании – как пример избавления от Проклятия Мандоса через «праведные» подвиги и самопожертвование. Стоит также отметить, что пребывание Финрода в Мандосе было кратковременным (что означает практически отсутствие изъянов в его фэа). Из этого я делаю вывод, что Финрод Фелагунд в истории с Сильмарилем ВСЕ СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНО по мнению автора (и моему).
Статья из этого источника
https://tolkien.su/articles/death_arda/Напишите, пожалуйста, свое мнение *.* Мое пробуждение произошло не так давно, и я еще в силу возраста еще многого не знаю...