Дискутировать получится только с Мелиан, она хоть в курсе постов.
Кстати, Мелиан, почему Вы в кавырнадатый раз утверждаете, что Великий пост 47 дней? Семь недель без Светлого Воскресения - это 48. Или Вы Страстную субботу не считаете?
Рождественский пост называется Филиппов, а Петров - это Апостольский (с Троицы до Петра/Павла)
А теперь по ограничениям.
Дело в том, что пост в его сегодняшнем понимании - это строгий монастырский пост. В 19м веке для мирян он не применялся, и даже давали разрешение на скоромные продукты, а сейчас рыбу выпрашивать надо.
Подозреваю, что из-за того, что почти 80 лет 20го века церковь была практически на нелегальном положении, то сейчас ее ограничения по принципу "Чего хочу, того и ворочу". Даже Чехов и Гиляровский описывают постные трапезы вполне сытными.
В средние века вообще самый строгий устав был у бенедиктинцев (6й век), но и св. Бенедикт дозволял мясо в лазарете. Ели и сыр, и масло. Да и другие ордена осуждали Устав святого Бенедикта из-за того, что рыба была менее доступна, чем мясо, соответственно, дороже. То есть считали замену мяса рыбой желанием выпендриться. Монастырские рыбные садки появились только в 10-11 веках.
Пост же заключался в количественном ограничении любой пищи, сокращении количества трапез и тп.
Впрочем, и миряне ели мяса не досыта даже в скоромные дни. Описание пиров в иконографии и литературе относятся к праздникам. Каждый день даже на столе дюка олень не валялся.
О пользе дичи.
Дело не в ее символике, хотя Средние Века символичны по_самое_не_балуйся. Да и олень труслив, хоть и благороден. А в том, что животное не успевает испугаться, прочувствовать страх смерти.
У Елены Рерих в "Агни-Йоге" есть глава, посвященная питанию. Мясо дозволяется только добытое на охоте (с описанием вышеприведенной причины), либо вяленое до полной сухости, чтобы избыть негатив осознанной смерти. Любое другое запретно.
Любопытная инфа.
В 20м веке проводилась кампания добреньких защитников животных по изменению традиционного способа забоя скота. Практически на всех бойнях западного толка сейчас забой проводится электрошоком. Для евреев этот способ неприемлем из-за кашрута, они продолжали закалывать скот. Добренькие буром поперли на ортодоксов.
Так вот. Проведенные исследования (вплоть до снятия энцефалограмм) доказали, что способ кошерных резчиков более гуманен, чем электрошок. Животное не успевает испугаться. То есть практически равно дичине, если не учитывать того, что дичь некошерна
Поэтому, "добреньким" советую покупать мясо с отметкой раввина. Негатива на нем практически нет. Но дороже, изрядно дороже.
Ну и про полезные постные блюда.
Митрандил абсолютно прав, рекомендуя бобовые, но и там есть нюанс.
Теперь обратимся к опыту настоящих веганов, а не тех, которые нас посетили.
Для максимального извлечения белка из растительной пищи нужно соблюдать сочетания продуктов. Самые доступные - это бобовые-рис, гречка-грибы и гречка-молоко.
Бобовые-рис есть практически в каждой национальной кухне, где рис водится. Это не только Юго-Восточная Азия, но и, например, Латинская Америка. Одно из самых популярных в народе кубинских блюд "негры и белые" Черная фасоль с рисом.
Поэтому, если вы варите рис с овощами, вывалите туда банку зеленого горошка. Блюдо будет более насыщающим и даст ощущение полной сытности. Как от мяса, и от соевых котлет, в том числе. Соя ведь тоже бобы. Хотя соевый эрзац я не люблю. Лучше уж неприкрытую сою лопать. А для соевого фарша иногда делаю исключение. Макароны по -флотски......ммммм.... пальчики оближешь!
Тофу, который сейчас продается в магазинах для веганов, можно использовать многими способами. Очень вкусный и сытный - жареный. Из раскрошенного с добавкой жаренного лука получаются превосходные котлеты. Обратившись к японской кухне, можно сделать суп-мисо.
Не запрещены морские гады. Рыбу нужно выпрашивать, а кальмары, мидии и тп "фрукты моря" вполне доступны и дозволены.
Всевозможные винегреты. Фасоль обязательна, остальное по желанию. Они станут разнообразны. Даже горячие можно делать.
Мелиан, настоятельно рекомендую Вам завести мультиварку. Не будете иметь головной боли ни с фасолью, ни с овощами. Загрузила и забыла. Сама сварит, сама выключится, сама горячим до использования додержит. Не советую с функцией скороварки. Понты, изрядно ее удорожающие, а холодец варится не каждый день. Можно и 4 часа потерпеть, да и просто на ночь оставить.
Сейчас масса противоречивых отзывов о мультиварках. Так вот, тот, кто желает в ней получить фуагра или запеченный окорок, напрасно надеется. И выпекает она плохо (любая), только самые простые пироги, да и их надо переворачивать. А вот если нужен контролируемый тепловой режим или длительное тушение, то она незаменима. Не подгорит, не развалится. Бульоны прозрачны, как слеза, и очень вкусны. Тушеное мясо распадается на волокна и пропитано нежнейшим соусом. Овощные рагу выше всяческих похвал. Йогурт не требует присмотра и лучше магазинного. А каши.... эти каши.... как из русской печи. Ну и паровые овощи для всяческих салатов.
Одним словом, любое однородное хрючево в ней превращается в шедевр кулинарии. А самое главное - не нужно дежурить у мартена
Ну и байка. Спешиалли для Кумехтара. Он их любит, а я расписалась изрядно.
Рассказывал приятель лет 17-18 назад.
Приехал он к митрополиту Владимиру (МП УПЦ) кой-какие вопросы порешать. Разумеется, не с пустыми руками. Ящичек "Метаксы" привез. А как раз Великий пост шел.
Тот радуется, за стол приглашает, мол, сейчас и продегустируем.
-Как?!!!! Дык пост!!!!
-Это вино и елей запретны, а коньячок можно. Сейчас и икорку принесут.
-Икорку?!!!! А пост?
- Это осетровую нельзя, а мы щучью употребим. Сами монахи делают.
Вот так-то.
Впрочем, de mortuis aut bene, aut nihil. А митрополит Владимир хорошим был. И человеком, и иерархом